Движение воды в океане. 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели и задачи:

  • Расширить сведения учащихся о видах волн, океанических течениях   приливах и отливах, географии их действия.
  • Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой).
  • Научить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации.
  • Развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

  • Электронное пособие по УМК «География. Планета Земля».
  • Карта полушарий (физическая).
  • Атласы.
  • Карточки для рефлексии урока.
  • Задания для «Географических  исследований»

ХОД УРОКА

1. Организация работы на уроке (раздача карточек):

«Рефлексия  и оценочная деятельность  на уроке»

Фамилия, имя ученика________________________________________________________

Тестирование Заполни таблицу сообщения «Географические  исследования» Итоги за урок
10 баллов –

 

4 балла –

 

1 балл –

 

3 балла –

 

18 баллов –

 

Критерий  оценки:

«5» – 16-18 баллов
«4» – 13-15 баллов
«3» – 9-12  баллов

Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Мировой океан)

2. Тестирование по домашнему заданию

1. Самый большой океан:

– Индийский,
– Тихий,
– Северный Ледовитый,
– Атлантический

2. Наибольшие глубины характерны для океана:

– Северного Ледовитого,
– Тихого,
– Индийского,
– Атлантического

3. Море, практически, со всех сторон окружённого сушей:

– окраинное,
– материковое,
– межостровное,
– внутреннее

4. К окраинным морям не относится:

– Карское,
– Балтийское,
– Северное,
– Аравийское

5. Средняя солёность вод Мирового океана составляет:

– 28‰,
– 35‰,
– 37‰,
– 42‰

6. Средняя температура поверхностных вод океана равна:

– +4о,
– +17о,
– +10о,
– +20о

7. Какие океаны соединяются проливом Дрейка:

– Северный Ледовитый и Тихий
– Атлантический и Индийский
– Атлантический и Тихий
– Индийский и Тихий

8. Марианская впадина является частью:

– Атлантического,
– Северного Ледовитого,
– Тихого,
– Индийского океана

9. Гвинейский залив омывает:

– Евразию,
– Австрвлию,
– Африку,
– Южную Америку

10. Самый крупный остров Земли:

– Мадагаскар,
– Новая Гвинея,
– Гренландия,
– Сахалин

 3. Проверка тестирования и запись результатов в карточку

4. Изучение нового материала:

– Какие свойства воды обеспечивают возможность её движения? (Температура и солёность)
– О чём мы сегодня узнаем? (Ученики читают стр. 74 «Вы узнаете»)
– Итак, тема нашего урока:  «Движение воды в океане» (зачитывают дети)

Учитель: Мировой океан находится в постоянном движении, наша задача познакомиться  с основными видами движения воды, причинами их возникновения,  географией их действия

По ходу изучения нового материала вы должны составить Опорный конспект по представленному образцу:

1. Зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова  «Непонятная песня» на фоне слайд-шоу

...Клокочет, бушует, волнуется море
Сердито и грозно, седые валы
Как вихри летают на буйном просторе
И силятся сдвинуть крутые скалы.
Смотрите, смотрите – как грудью,  могучей
Они, разъяренные бьют в берега!
Но вот на средину отхлынули тучей,
Как будто заслышав призванье врага.
Как будто меж ними затеялась ссора –
Ревут ураганом, громами гремят,
Понять невозможно их чудного хора,
Но, кажется, что-то они говорят…

Учитель: Так что же такое «Волна»?

  • Понятие «Волна» (чтение с доски)
  • Строение волны  
  • Разновидности волн
  • Ветровые  волны (штиль, шторм)  (Слайд). Причины их образования (переменные ветры)
  • Высота волн – (работа с текстом стр.74)

2. Описание цунами – чтение наизусть отрывка…

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина – верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена  воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…

Учитель: О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке? (Цунами)

  • Понятие  «цунами» – чтение  с  доски
  • Строение волны
  • Сообщение о причинах образования (слайд)

Катастрофическое землетрясение в Чили  21 мая 1960 года вызвало крупные  изменения в рельефе морского дна. Это породило гигантские морские волны – цунами, которые распространились по всему Тихому океану и за его пределы. Эти чудовищные волны мчались по Тихому океану со скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили первым приняло на себя удар морской стихии. На его побережье сотни людей  были снесены в океан, разрушены поселки, портовые сооружения.
Опустошительный вал пересёк Тихий океан, обрушился на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии на Курильские острова и Камчатку. Огромное расстояние  –  в 16 тыс. км от эпицентра землетрясения  волны цунами двигались со скоростью 650-700 км в час.

  • География волн цунами – карта «Землетрясения»  стр.22.
  • Последствия цунами – слайд-шоу (до и после цунами).

3. Сообщение –  В 1784 г. пошёл ко дну японский корабль. Команда высадилась на коралловый риф в Тихом океане. Один из моряков, умирающий от истощения, написал на кусочке дерева историю своего путешествия, запечатал в бутылку и бросил в море. Морские течения с удивительной точностью принесли бутылку к  берегу, расположенной вблизи той деревни, где родился автор записки, но, к сожалению, только через… 150 лет после катастрофы, в 1935 году.

Учитель: О каком виде движения воды говорилось в сообщении? (Океанические течения)

  • Понятие – зачитывают в учебнике на стр.75.
  • Причины образования – объясняет учитель (Постоянные ветры).
  • Виды течений (Теплые и холодные).
  • География  и закономерности  размещения тёплых и холодных течений. (Холодные от полюсов, теплые от экватора).

Учитель дополняет об  отклонениях течений в северном и южном  полушариях

  • Карта «Поверхностные течения» и  атлас стр.14-15.
  • «Мои географические исследования» стр.75 работа с картами.
  • Значение течений.
  • Влияние на климат – зачитать в учебнике – стр. 75.

Учитель: Следующий вид движения воды в океане – Приливы и отливы

  • Понятие  
  • Причины образования – зачитать в учебнике стр. 75.
  • Высота приливов  
  • Использование приливов и отливов?

5. Учитель: Итак,  мы разобрали все основные виды движения воды в океане. Вы смогли воспроизвести изученный материал в опорном конспекте?
Проверим  результаты работы по видам движения воды в океане – запись результатов в карточку (2 ответа – 1 балл)

На слайде опорный конспект с правильныи ответами

Учитель: Ребята! Кто из вас не допустил ни одной ошибки?

6.  А сейчас, мы проведем «Географические исследования»

Класс разбит на  4 группы:

1) У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо точного указания места, сохранились только следующие обрывки: 15о ш. 145о в. Определить место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки.

2) В какой части Атлантического океана на 50о-60о с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ

3) Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30о с.ш. и 70о з.д.
Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль на 36о с.ш. и 50о з.д.

а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.
б) Объяснить  перемещение лётчика  на северо-восток.

4) На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая  пустыня мира Атакама. Объясните её образование?

7. Итоги исследований

1. Заслушивание результатов
2. Консультант оценивает результаты исследований

8.  Подведение итогов за урок

– Поднимите руки те, ребята, которые получили сегодня за урок оценку «5», «4»

9. Домашнее задание

Составить словарь терминов по теме «Движение воды в океане»