Цели и задачи:
- Расширить сведения учащихся о видах волн, океанических течениях приливах и отливах, географии их действия.
- Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой).
- Научить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации.
- Развивать познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
- Электронное пособие по УМК «География. Планета Земля».
- Карта полушарий (физическая).
- Атласы.
- Карточки для рефлексии урока.
- Задания для «Географических исследований»
ХОД УРОКА
1. Организация работы на уроке (раздача карточек):
«Рефлексия и оценочная деятельность на уроке»
Фамилия, имя ученика________________________________________________________
Тестирование | Заполни таблицу | сообщения | «Географические исследования» | Итоги за урок |
10 баллов –
|
4 балла –
|
1 балл –
|
3 балла –
|
18 баллов –
|
Критерий оценки:
|
Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Мировой океан)
2. Тестирование по домашнему заданию
1. Самый большой океан:
– Индийский,
– Тихий,
– Северный Ледовитый,
– Атлантический
2. Наибольшие глубины характерны для океана:
– Северного Ледовитого,
– Тихого,
– Индийского,
– Атлантического
3. Море, практически, со всех сторон окружённого сушей:
– окраинное,
– материковое,
– межостровное,
– внутреннее
4. К окраинным морям не относится:
– Карское,
– Балтийское,
– Северное,
– Аравийское
5. Средняя солёность вод Мирового океана составляет:
– 28‰,
– 35‰,
– 37‰,
– 42‰
6. Средняя температура поверхностных вод океана равна:
– +4о,
– +17о,
– +10о,
– +20о
7. Какие океаны соединяются проливом Дрейка:
– Северный Ледовитый и Тихий
– Атлантический и Индийский
– Атлантический и Тихий
– Индийский и Тихий
8. Марианская впадина является частью:
– Атлантического,
– Северного Ледовитого,
– Тихого,
– Индийского океана
9. Гвинейский залив омывает:
– Евразию,
– Австрвлию,
– Африку,
– Южную Америку
10. Самый крупный остров Земли:
– Мадагаскар,
– Новая Гвинея,
– Гренландия,
– Сахалин
3. Проверка тестирования и запись результатов в карточку
4. Изучение нового материала:
– Какие свойства воды обеспечивают
возможность её движения? (Температура и
солёность)
– О чём мы сегодня узнаем? (Ученики читают стр.
74 «Вы узнаете»)
– Итак, тема нашего урока: «Движение воды
в океане» (зачитывают дети)
Учитель: Мировой океан находится в постоянном движении, наша задача познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действия
По ходу изучения нового материала вы должны составить Опорный конспект по представленному образцу:
1. Зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова «Непонятная песня» на фоне слайд-шоу
...Клокочет, бушует, волнуется море
Сердито и грозно, седые валы
Как вихри летают на буйном просторе
И силятся сдвинуть крутые скалы.
Смотрите, смотрите – как грудью, могучей
Они, разъяренные бьют в берега!
Но вот на средину отхлынули тучей,
Как будто заслышав призванье врага.
Как будто меж ними затеялась ссора –
Ревут ураганом, громами гремят,
Понять невозможно их чудного хора,
Но, кажется, что-то они говорят…
Учитель: Так что же такое «Волна»?
- Понятие «Волна» (чтение с доски)
- Строение волны
- Разновидности волн
- Ветровые волны (штиль, шторм) (Слайд). Причины их образования (переменные ветры)
- Высота волн – (работа с текстом стр.74)
2. Описание цунами – чтение наизусть отрывка…
Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина – верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…
Учитель: О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке? (Цунами)
- Понятие «цунами» – чтение с доски
- Строение волны
- Сообщение о причинах образования (слайд)
Катастрофическое землетрясение в Чили 21 мая
1960 года вызвало крупные изменения в рельефе
морского дна. Это породило гигантские морские
волны – цунами, которые распространились по
всему Тихому океану и за его пределы. Эти
чудовищные волны мчались по Тихому океану со
скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили
первым приняло на себя удар морской стихии. На
его побережье сотни людей были снесены в
океан, разрушены поселки, портовые сооружения.
Опустошительный вал пересёк Тихий океан,
обрушился на Гавайские острова, побережье Новой
Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии на
Курильские острова и Камчатку. Огромное
расстояние – в 16 тыс. км от эпицентра
землетрясения волны цунами двигались со
скоростью 650-700 км в час.
- География волн цунами – карта «Землетрясения» стр.22.
- Последствия цунами – слайд-шоу (до и после цунами).
3. Сообщение – В 1784 г. пошёл ко дну японский корабль. Команда высадилась на коралловый риф в Тихом океане. Один из моряков, умирающий от истощения, написал на кусочке дерева историю своего путешествия, запечатал в бутылку и бросил в море. Морские течения с удивительной точностью принесли бутылку к берегу, расположенной вблизи той деревни, где родился автор записки, но, к сожалению, только через… 150 лет после катастрофы, в 1935 году.
Учитель: О каком виде движения воды говорилось в сообщении? (Океанические течения)
- Понятие – зачитывают в учебнике на стр.75.
- Причины образования – объясняет учитель (Постоянные ветры).
- Виды течений (Теплые и холодные).
- География и закономерности размещения тёплых и холодных течений. (Холодные от полюсов, теплые от экватора).
Учитель дополняет об отклонениях течений в северном и южном полушариях
- Карта «Поверхностные течения» и атлас стр.14-15.
- «Мои географические исследования» стр.75 работа с картами.
- Значение течений.
- Влияние на климат – зачитать в учебнике – стр. 75.
Учитель: Следующий вид движения воды в океане – Приливы и отливы
- Понятие
- Причины образования – зачитать в учебнике стр. 75.
- Высота приливов
- Использование приливов и отливов?
5. Учитель: Итак, мы разобрали все
основные виды движения воды в океане. Вы смогли
воспроизвести изученный материал в опорном
конспекте?
Проверим результаты работы по видам движения
воды в океане – запись результатов в карточку (2
ответа – 1 балл)
На слайде опорный конспект с правильныи ответами
Учитель: Ребята! Кто из вас не допустил ни одной ошибки?
6. А сейчас, мы проведем «Географические исследования»
Класс разбит на 4 группы:
1) У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо точного указания места, сохранились только следующие обрывки: 15о ш. 145о в. Определить место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки.
2) В какой части Атлантического океана на 50о-60о с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ
3) Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в
море на 30о с.ш. и 70о з.д.
Лётчик в резиновой лодке долго плыл на
северо-восток и был подобран на корабль на 36о
с.ш. и 50о з.д.
а) Определить место падения самолёта, путь
лётчика в резиновой лодке, место встречи с
кораблём.
б) Объяснить перемещение лётчика на
северо-восток.
4) На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая пустыня мира Атакама. Объясните её образование?
7. Итоги исследований
1. Заслушивание результатов
2. Консультант оценивает результаты исследований
8. Подведение итогов за урок
– Поднимите руки те, ребята, которые получили сегодня за урок оценку «5», «4»
9. Домашнее задание
Составить словарь терминов по теме «Движение воды в океане»