Цели проведения.
- Развитие исследовательских умений, активности, коммуникативных навыков и познавательного интереса студентов.
- Развивать умение осознавать свои индивидуальные и коллективные возможности.
- Совершенствование навыков и систематизация знаний, полученных на уроках физики и ОБЖ.
- Способствовать духовному развитию студентов.
Правила, система оценочных показателей, регламент игры.
- Четко выполнять все алгоритмы игры, соблюдать порядок и дисциплину, активно участвовать в обсуждении и предлагать свои варианты решения проблемной задачи.
- Выбор варианта ответа осуществлять на основе внутригрупповой дискуссии. На поиск правильного решения задачи отводится три-пять минут. При получении досрочного правильного ответа команда получает право на дополнительную минуту обсуждения.
- По истечении времени, отведенного для решения учебной задачи, запрещено менять результаты ответов.
- Каждый ответ оценивается “правильно” или “неправильно”, а команда, которая дала правильное решение задачи, получает один балл.
- Задания игры разбиты по разделам (темам) изучаемым по двум дисциплинам: физике и ОБЖ. В каждом разделе по две–три задачи.
- Выигрывает та команда, которая наберет максимальное количество баллов.
Оснащение игры.
- Компьютер, мультимедиа-проектор.
- Ватман, бумага формата А4, карандаши или фломастеры.
- Электронная презентация с учебными заданиями и видеороликами.
- Раздаточный материал.
1. Организационно-подготовительный этап.
Организационно-подготовительный этап проводится за одну неделю до назначенной даты проведения внеклассного мероприятия.
1.1 Формирование игровых команд, состоящих из студентов кружка “Физикон” и “Клуб любителей ОБЖ” общеобразовательного и профильных отделений.
1.2. Выбор капитана, названия команды, девиза и эмблемы.
1.3. Подготовка команд к игре.
2.Организационный момент
2.1. Представление команды капитанами.
2.2. Актуализация (см. приложение 2).
3. Игровой этап
Ведущий: Сегодня мы проводим встречу двух команд: “Физикон” (студенты 2–3 курса) и “Клуб любителей ОБЖ” (студенты первого курса).
Формат игры.
3.1. Ведущие напоминают игрокам определения двух предметов:
а) Физика - это наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира.
К основным разделам физики, изучаемым на первом курсе, относятся: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, колебания и волны, квантовая физика, физика атома и атомного ядра, эволюция вселенной.
б) Основы безопасности жизнедемятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
К основным разделам, изучаемым по предмету ОБЖ, относятся:
1. Опасные и ЧС природного, техногенного и социального характера.
2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.
3. Основы медицинских знаний.
4.Основы здорового образа жизни.
3.2. Разминочная игра — вопрос: “Что объединяет физику и ОБЖ?”. Время на выполнение задания — 10 мин. Варианты ответов можно представить в виде рисунков, схем и т.п. Право ответа у команды, первой заявившей о готовности отвечать.
3.3. На этом этапе ведущий предлагает рассмотреть этот вопрос помощью деловой игры, которая проводится в три серии игр по 2-3 задачи. Победителем будет признана та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Время на обдумывание ответа – три — пять минут.
1 блок задач. (Приложение 2). Ведущие объясняют разделы (темы) объединяющие физику и ОБЖ.
Физика
Тема: “Общие сведения о механическом движении (обзор понятий механики)"
+
ОБЖ
Тема: “Опасные ЧС природного характера и защита от них" .
Видео-пауза: видеролик "Торнадо" (Галилео №442).
Представление ведущими в электронной презентации репродукций известных художников носит воспитательный характер — приобщение студентов к миру прекрасного.
Появление на экране учебной задачи дает начало к ее решению, и как результат капитаны предлагают правильный ответ. На экране появляется видео — ответ, если решение задачи командой верное, то команда получает один балл.
2 блок задач. (Приложение 2). Ведущие объясняют следующие разделы (темы), объединяющие физику и ОБЖ.
ОБЖ
Тема: "Первая медицинская помощь при несчастных случаях"
+
Физика
Тема: "Внутренняя энергия. Уравнение теплового баланса".
Видео-пауза: видеролик "36,6" (Галилео №116).
Использование в паузах виде-роликов несет несколько функций:
- ребята могут увидеть в этих событиях новые смыслы,
- взглянуть на одно и то же событие с разных сторон,
- релаксацию.
3 блок задач. (Приложение 2)
Физика
Тема: "Свойства жидкого состояния вещества. Поверхностное насыщение. Смачивание. Капиллярность".
+
ОБЖ
Тема: "Понятие рана. Классификация ранений и кровотечений".
Влияние цвета на каждого человека индивидуально и специфично, но существуют общие закономерности, поэтому при создании данной презентации мы учли следующие моменты:
- цветовую гамму слайдов (зеленый и желтый цвета – создают настрой “психического равновесия”, синий и голубой – успокаивают, красный и оранжевый – возбуждают, повышают работоспособность, создают положительный эмоциональный настрой, а белый – отражает до 80% света, повышая освещенность, но при этом снижает эмоциональный настрой);
- возраст студентов (в нашем случае – подростки и студенты 18 лет и старше);
- освещенность в 315 кабинете.
Поэтому, заливка фона слайдов, букв, произведена в спокойноые, “неядовитые” цвета, не вызывающая раздражение, утомление глаз, способствующая повышению освещенности, усвоению материала и не вызывающая агрессию у подростков. Оформление слайдов в цветовые рамки позволяет снять напряжение и в тоже время чувствовать себя в “рамках” внеклассного мероприятия. В слайдах №4 и №18 (рефлексия) “багаж знаний”, выделен в красный цвет для того, чтобы повысить эффективность самоанализа у студентов.
Заключительный этап
1.1. Видео-пауза: видеролик "Скорость тока крови" (Галилео №271).
1.2. Подведение общих итогов и анализ ошибок.
Вывод: ФИЗИКА + ОБЖ = СОТРУДНИЧЕСТВО
1.3. Рефлексия (см. Приложение)
1.4. Музыкальная пауза: звучит песня "Академиков".
1.5. Домашнее задание (см. приложение 2).
Список литературы
1. http://www.abc-people.com
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ОБЖ
3. http://images.yandex.ru
4. http://yandex.ru
5. http://yandex.ru
6. http://www.krugosvet.ru
7. www.shutterstock.com
8. www.shutterstock.com
9. http://www.bestreferat.ru
10. http://www.rae.ru
11. http://www.sibuch.ru
12. http://www.bezopasnost.edu66.ru