Интегрированный урок (физика + ОБЖ) "ОБЖ глазами физики"

Разделы: Физика, ОБЖ


Цели проведения.

  1. Развитие исследовательских умений, активности, коммуникативных навыков и познавательного интереса студентов.
  2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные и коллективные возможности.
  3. Совершенствование навыков и систематизация знаний, полученных на уроках физики и ОБЖ.
  4. Способствовать духовному развитию студентов.

Правила, система оценочных показателей, регламент игры.

  1. Четко выполнять все алгоритмы игры, соблюдать порядок и дисциплину, активно участвовать в обсуждении и предлагать свои варианты решения проблемной задачи.
  2. Выбор варианта ответа осуществлять на основе внутригрупповой дискуссии. На поиск правильного решения задачи отводится три-пять минут. При получении досрочного правильного ответа команда получает право на дополнительную минуту обсуждения.
  3. По истечении времени, отведенного для решения учебной задачи, запрещено менять результаты ответов.
  4. Каждый ответ оценивается “правильно” или “неправильно”, а команда, которая дала правильное решение задачи, получает один балл.
  5. Задания игры разбиты по разделам (темам) изучаемым по двум дисциплинам: физике и ОБЖ. В каждом разделе по две–три задачи.
  6. Выигрывает та команда, которая наберет максимальное количество баллов.

Оснащение игры.

  1. Компьютер, мультимедиа-проектор.
  2. Ватман, бумага формата А4, карандаши или фломастеры.
  3. Электронная презентация с учебными заданиями и видеороликами.
  4. Раздаточный материал.

1. Организационно-подготовительный этап.

Организационно-подготовительный этап проводится за одну неделю до назначенной даты проведения внеклассного мероприятия.

1.1 Формирование игровых команд, состоящих из студентов кружка “Физикон” и “Клуб любителей ОБЖ” общеобразовательного и профильных отделений.

1.2. Выбор капитана, названия команды, девиза и эмблемы.

1.3. Подготовка команд к игре.

2.Организационный момент

2.1. Представление команды капитанами.

2.2. Актуализация (см. приложение 2).

3. Игровой этап

Ведущий: Сегодня мы проводим встречу двух команд: “Физикон” (студенты 2–3 курса) и “Клуб любителей ОБЖ” (студенты первого курса).

Формат игры.

3.1. Ведущие напоминают игрокам определения двух предметов:

а) Физика - это наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира.

К основным разделам физики, изучаемым на первом курсе, относятся: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, колебания и волны, квантовая физика, физика атома и атомного ядра, эволюция вселенной.

б) Основы безопасности жизнедемятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

К основным разделам, изучаемым по предмету ОБЖ, относятся:

1. Опасные и ЧС природного, техногенного и социального характера.

2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

3. Основы медицинских знаний.

4.Основы здорового образа жизни.

3.2. Разминочная игра — вопрос: “Что объединяет физику и ОБЖ?”. Время на выполнение задания — 10 мин. Варианты ответов можно представить в виде рисунков, схем и т.п. Право ответа у команды, первой заявившей о готовности отвечать.

3.3. На этом этапе ведущий предлагает рассмотреть этот вопрос помощью деловой игры, которая проводится в три серии игр по 2-3 задачи. Победителем будет признана та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Время на обдумывание ответа – три — пять минут.

1 блок задач. (Приложение 2). Ведущие объясняют разделы (темы) объединяющие физику и ОБЖ.

Физика

Тема: “Общие сведения о механическом движении (обзор понятий механики)"

+

ОБЖ

Тема: “Опасные ЧС природного характера и защита от них" .

Видео-пауза: видеролик "Торнадо" (Галилео №442).

Представление ведущими в электронной презентации репродукций известных художников носит воспитательный характер — приобщение студентов к миру прекрасного.

Появление на экране учебной задачи дает начало к ее решению, и как результат капитаны предлагают правильный ответ. На экране появляется видео — ответ, если решение задачи командой верное, то команда получает один балл.

2 блок задач. (Приложение 2). Ведущие объясняют следующие разделы (темы), объединяющие физику и ОБЖ.

ОБЖ

Тема: "Первая медицинская помощь при несчастных случаях"

+

Физика

Тема: "Внутренняя энергия. Уравнение теплового баланса".

Видео-пауза: видеролик "36,6" (Галилео №116).

Использование в паузах виде-роликов несет несколько функций:

  • ребята могут увидеть в этих событиях новые смыслы,
  • взглянуть на одно и то же событие с разных сторон,
  • релаксацию.

3 блок задач. (Приложение 2)

Физика

Тема: "Свойства жидкого состояния вещества. Поверхностное насыщение. Смачивание. Капиллярность".

+

ОБЖ

Тема: "Понятие рана. Классификация ранений и кровотечений".

Влияние цвета на каждого человека индивидуально и специфично, но существуют общие закономерности, поэтому при создании данной презентации мы учли следующие моменты:

  • цветовую гамму слайдов (зеленый и желтый цвета – создают настрой “психического равновесия”, синий и голубой – успокаивают, красный и оранжевый – возбуждают, повышают работоспособность, создают положительный эмоциональный настрой, а белый – отражает до 80% света, повышая освещенность, но при этом снижает эмоциональный настрой);
  • возраст студентов (в нашем случае – подростки и студенты 18 лет и старше);
  • освещенность в 315 кабинете.

Поэтому, заливка фона слайдов, букв, произведена в спокойноые, “неядовитые” цвета, не вызывающая раздражение, утомление глаз, способствующая повышению освещенности, усвоению материала и не вызывающая агрессию у подростков. Оформление слайдов в цветовые рамки позволяет снять напряжение и в тоже время чувствовать себя в “рамках” внеклассного мероприятия. В слайдах №4 и №18 (рефлексия) “багаж знаний”, выделен в красный цвет для того, чтобы повысить эффективность самоанализа у студентов.

Заключительный этап

1.1. Видео-пауза: видеролик "Скорость тока крови" (Галилео №271).

1.2. Подведение общих итогов и анализ ошибок.

Вывод: ФИЗИКА + ОБЖ = СОТРУДНИЧЕСТВО

1.3. Рефлексия (см. Приложение)

1.4. Музыкальная пауза: звучит песня "Академиков".

1.5. Домашнее задание (см. приложение 2).

Список литературы

1. http://www.abc-people.com

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ОБЖ

3. http://images.yandex.ru

4. http://yandex.ru

5. http://yandex.ru

6. http://www.krugosvet.ru

7. www.shutterstock.com

8. www.shutterstock.com

9. http://www.bestreferat.ru

10. http://www.rae.ru

11. http://www.sibuch.ru

12. http://www.bezopasnost.edu66.ru

Презентация