Учебник «Алгебра и начала математического анализа» авторов Ю.М. Калягина, М.В. Ткачёвой, Н.Е. Фёдоровой, М.И. Шабунина.
Профиль класса: социально-экономический.
Цели урока:
- способствовать формированию навыков действий со степенями с рациональными показателями;
- продолжать учить решать задачи с экономическим содержанием;
- способствовать развитию мышления и речи учащихся.
Ход урока
I. Домашнее задание:
§6 п. 1, №70, 71, 104 (закончить вычисления)
II. Актуализация опорных знаний.
Решение задач на анализ ситуации (отработка вычислительных навыков)
– Сегодня в начале урока, как мы обычно делаем с вами в последнее время, мы прорешаем несколько задач на анализ ситуации. (Условия задач проецируются на экран, в процессе решения задач в таблицы вносятся полученные данные.)
1) Для перевозки 3 т груза на 50 км можно воспользоваться услугами одной из трёх транспортных компаний. Каждая компания предлагает один вид автомобилей. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвый вариант перевозки?
Компания-перевозчик | Стоимость перевозки (руб. за 10 км) | Грузоподъёмность автомобиля (т) | Требуется всего машин | Коэффициент пропорциональности | Стоимость перевозки 3 тонн на 50 км |
А | 90 | 1,8 | |||
Б | 100 | 2 | |||
В | 110 | 2,2 |
2) Для перевозки 4 т груза на 50 км можно воспользоваться услугами одной из трёх транспортных компаний. Каждая компания предлагает один вид автомобилей. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвый вариант перевозки?
Компания-перевозчик | Стоимость перевозки (руб. за 10 км) | Грузоподъёмность автомобиля (т) | Требуется всего машин | Коэффициент пропорциональности | Стоимость перевозки 4 тонн на 50 км |
А | 130 | 2,6 | |||
Б | 80 | 1,6 | |||
В | 170 | 3,4 |
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы продолжаем изучать тему «Степень с рациональным показателем». Прежде, чем мы начнём выполнять задания, давайте вспомним свойства степени с рациональным показателем.
Учащиеся вспоминают свойства степени по опорному материалу на доске:
- =
- :=
- =
- =
- =
IV. Закрепление изученного материала.
1) Записать под диктовку выражение и найти его значение:
а) × ;
б) : ;
в) ;
г) .
2) – Сейчас потренируемся сокращать дроби, применяя формулы сокращённого умножения для выражений, содержащих степень с рациональным показателем.
№74 (1, 2) стр. 154
3) №103 стр. 157 – решается коллективно с объяснениями.
Вкладчик вложил в банк 5 000 рублей под 2% годовых. Сколько денег получит вкладчик через 3 года?
– При помощи какой формулы мы можем дать ответ на поставленный вопрос? (формула сложных процентов)
S = = = 5 000 × =5 306,04 (руб.)
4) В наше нестабильное время не всегда кладут деньги в банк на целое количество лет, в некоторых ситуациях люди вынуждены снимать деньги раньше планируемого времени или класть деньги в банк даже на несколько месяцев. Как же решать подобные задачи в этих случаях? Давайте рассмотрим решение подобной задачи в §4 учебника. Это задача №5 на странице 150.
– Какая формула используется для решения этой задачи? (Та же формула сложных процентов.)
– Попробуем решить подобную задачу №104.
Банк выплачивает ежегодно 3% от суммы вклада. Сколько денег получит вкладчик через 2 года 7 месяцев, если первоначальная сумма вклада составляла 2 000 рублей?
S = = = 2 000 × =2 158,7 (руб.)
Записывается решение задачи в классе, а вычисления предлагается провести дома с помощью микрокалькулятора.
V. Самостоятельная работа.
Вариант 1 | Вариант 2 |
|
|