Степень с рациональным и действительным показателем. 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10


Учебник «Алгебра и начала математического анализа» авторов Ю.М. Калягина, М.В. Ткачёвой, Н.Е. Фёдоровой, М.И. Шабунина.

Профиль класса: социально-экономический.

Цели урока:

  • способствовать формированию навыков действий со степенями с рациональными показателями;
  • продолжать учить решать задачи с экономическим содержанием;
  • способствовать развитию мышления и речи учащихся.

Ход урока

I. Домашнее задание:

§6 п. 1, №70, 71, 104 (закончить вычисления)

II. Актуализация опорных знаний.

Решение задач на анализ ситуации (отработка вычислительных навыков)

– Сегодня в начале урока, как мы обычно делаем с вами в последнее время, мы прорешаем несколько задач на анализ ситуации. (Условия задач проецируются на экран, в процессе решения задач в таблицы вносятся полученные данные.)

1) Для перевозки 3 т груза на 50 км можно воспользоваться услугами одной из трёх транспортных компаний. Каждая компания предлагает один вид автомобилей. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвый вариант перевозки?

Компания-перевозчик Стоимость перевозки (руб. за 10 км) Грузоподъёмность автомобиля (т) Требуется всего машин Коэффициент пропорциональности Стоимость перевозки 3 тонн на 50 км
А 90 1,8      
Б 100 2      
В 110 2,2      

2) Для перевозки 4 т груза на 50 км можно воспользоваться услугами одной из трёх транспортных компаний. Каждая компания предлагает один вид автомобилей. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвый вариант перевозки?

Компания-перевозчик Стоимость перевозки (руб. за 10 км) Грузоподъёмность автомобиля (т) Требуется всего машин Коэффициент пропорциональности Стоимость перевозки 4 тонн на 50 км
А 130 2,6      
Б 80 1,6      
В 170 3,4      

III. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы продолжаем изучать тему «Степень с рациональным показателем». Прежде, чем мы начнём выполнять задания, давайте вспомним свойства степени с рациональным показателем.

Учащиеся вспоминают свойства степени по опорному материалу на доске:

  1. =
  2. :=
  3. =
  4. =
  5. =

IV. Закрепление изученного материала.

1) Записать под диктовку выражение и найти его значение:

а)  × ;
б)  : ;
в)  ;
г)  .

2) – Сейчас потренируемся сокращать дроби, применяя формулы сокращённого умножения для выражений, содержащих степень с рациональным показателем.

№74 (1, 2) стр. 154

3) №103 стр. 157 – решается коллективно с объяснениями.

Вкладчик вложил в банк 5 000 рублей под 2% годовых. Сколько денег получит вкладчик через 3 года?

– При помощи какой формулы мы можем дать ответ на поставленный вопрос? (формула сложных процентов)

S = =  = 5 000 ×  =5 306,04 (руб.)

4) В наше нестабильное время не всегда кладут деньги в банк на целое количество лет, в некоторых ситуациях люди вынуждены снимать деньги раньше планируемого времени или класть деньги в банк даже на несколько месяцев. Как же решать подобные задачи в этих случаях? Давайте рассмотрим решение подобной задачи в §4 учебника. Это задача №5 на странице 150.

– Какая формула используется для решения этой задачи? (Та же формула сложных процентов.)

– Попробуем решить подобную задачу №104.

Банк выплачивает ежегодно 3% от суммы вклада. Сколько денег получит вкладчик через 2 года 7 месяцев, если первоначальная сумма вклада составляла 2 000 рублей?

S = =  = 2 000 ×  =2 158,7 (руб.)

Записывается решение задачи в классе, а вычисления предлагается провести дома с помощью микрокалькулятора.

V. Самостоятельная работа.

Вариант 1 Вариант 2
  1. Вычислите: .
  2. Сравните : и  .
  3. Разложите на множители  - .
  4. Вкладчик вложил в банк 8 000 рублей под 3% годовых. Сколько денег получит вкладчик через 2 года?
  5. Упростите выражение.
  1. Вычислите: .
  2. Сравните :  и .
  3. Разложите на множители  - .
  4. Вкладчик вложил в банк 12 000 рублей под 3% годовых. Сколько денег получит вкладчик через 2 года?
  5. Упростите выражение.

VI. Подведение итогов урока.