Пояснительная записка
Построение в России правового государства и гражданского общества активизирует проблему готовности человека к выбору и самостоятельному ответственному действию в политической, экономической, культурной жизни. Воспитание молодых людей, умеющих жить в гражданском обществе и правовом государстве, готовых нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, немыслимы без организованной деятельности по гражданскому образованию и воспитанию.
Будущее рождается сегодня. Любовь к родному городу, гордость за свою малую родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать у детей чувство собственного достоинства.
В настоящее время в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма в среде учащихся нашей школы.
Известно, что патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Программа “Патриот” по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников разработана в соответствии с Концепцией воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области, с Государственной программой “Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”, с Программой развития воспитания в школе и с учетом предложений педагогического коллектива школы.
В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития Программа является частью работы по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания детей и подростков как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Программа рассчитана на 5 года
Участники программы – учащиеся с 5 – го по 9 – й
класс
Цель и задачи программы
Основной целью программы является создание системы патриотического и гражданского воспитания учащихся с целью формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Обогатить социальный опыт школьников
- Помогать личности в самопознании, самоопределении и самосовершенствовании
- Формировать интерес учащихся к событиям общественной жизни в стране, крае, районе, селе
- Воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к нормам коллективной жизни
- Формировать и развивать чувство любви к матери, дому, родной стране
- Формировать готовность и способность личности выполнять систему социальных ролей
- Приобщать к мировой, национальной культуре и культуре своего края для развития духовности и культуры
- Воспитывать патриотов России, граждан правого, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов
- Определить и разъяснить понятие “гражданская позиция”
- Создать условий для осознания учащимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.
Ожидаемые результаты
Конечным результатом реализации программы должны стать
- Создание благоприятных условий для воспитания гражданственности и патриотизма среди детей и подростков.
- Сформированное чувство сострадания и милосердия.
- Знание учащимися своих прав и обязанностей, проявление ими интереса к событиям школьной жизни.
- Повышение уровня воспитанности школьников.
- Воспитание у учащихся гордости за принадлежность к Воронежской области и Российской Федерации.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, направленное на формирование общероссийской и национальной культуры, активное участие в жизни страны, родного края.
- Снижение уровня преступности в социуме.
- Привлечение интереса к военной службе.
- Приобретение опыта общественно полезной гражданской деятельности.
- Развитие у молодежи потребности в изучении истории края и Отечества.
Тематика классных часов
Содержание программы
№ п/п | Тема | Краткое описание тем |
1 | “Символика России” | Ознакомление учащихся с символами России, с историей появления гимна, герба и флага России. |
2 | День памяти Белозорова Н. А. | Встреча с матерью выпускника школы, капитана III-го ранга атомной подлодки “Курск” |
3 | “Россошь в солдатской шинели” | Разговор о военных событиях Острогожско-Россошанской операции. |
4 | “Я люблю тебя, Россия!” | Чтение стихов о Родине. |
5 | “У войны не женское лицо” | О роли женщины в войне, о ее подвиге. |
6 | “Слово о родном крае” | Беседа о родном крае, его природе и замечательных людях. Чтение стихов собственного сочинения. |
7 | “Школьная и классная символика” | Разговор о школьном гербе, гимне, проектирование классной символики. |
8 | “Подвигу народа жить в веках” | О героическом прошлом родной страны. |
9 | “Как остаться непобежденным” | О мужественных и героических поступках людей в войну и мирное время. |
10 | “Сыны Отечества. Защитники земли русской” | Общение с защитниками Отечества разных поколений. |
11 | “Памяти павших будьте достойны” | Познавательная викторина о героях Великой Отечественной войны. |
12 | “Что такое “быть гражданином”?” | Обсуждение понятия “гражданская позиция”. |
13 | “Военной песни негасимый свет” | Знакомство с песнями военных лет, разговор о том, как они создавались. |
14 | “Колокола памяти” | Об односельчанах, погибших в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. |
15 | “Письмо неизвестному солдату” | О Могиле Неизвестного солдата у стены Кремля, о тех, кто остался в земле навсегда и о тех, кто живет рядом с нами. |
16 | “Память, которой не будет конца” | Посвящается памяти героев Великой Отечественной войны. |
17 | “Война вошла в мальчишество мое…” | О подвигах пионерах-героях. |
18 | “Овеянные славой флаг наш и герб” | Драматизация символики России. |
19 | “Я Родине своей служить готов!” | Обсудить вопросы актуальности службы в армии. |
20 | Что? Где? Когда? “Всемирная слава ордена Георгия Победоносца” |
Вспомнить памятные даты истории нашей Родины, события, реликвии. |
21 | “Афганистан – незаживающая рана” | Вспомнить участников войны в Афганистане, почтить память погибших. |
22 | “Глаза детей – души моей светильник…” (памяти детей, чья жизнь была прервана) | Мероприятие посвящено памяти детей, чья жизнь была прервана в мирное время (трагедия в Беслане). |
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Тема | Форма проведения | Методы | Техническое оснащение, дидактический материал |
1 | “Символика России” | Урок-путешествие в историю | Беседа, практикум | Магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор, флаги, костюмы. |
2 | День памяти Белозорова Н. А. | Урок Мужества | Рассказ с элементами беседы | Телевизор, видеомагнитофон, фотоматериалы. |
3 | “Россошь в солдатской шинели” | Встречи | Диалог | Фотоматериалы, рисунки детей, карта сражений |
4 | “Я люблю тебя, Россия!” | Конкурс чтецов | Практикум, встреча с местными поэтами | Выставка книг, рисунки детей. |
5 | “У войны не женское лицо” | Урок Мужества | Беседа, практикум | Магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор, костюмы. |
6 | “Слово о родном крае” | Классный вечер | Рассказ с элементами беседы | Магнитофон, рисунки детей, книги, сочинения о природе, фотоматериалы, портреты замечательных людей. |
7 | “Школьная и классная символика” | Защита проектов, конкурс | Коллективная творческая деятельность. | Магнитофон, мультимедийный проектор,флаг школы |
8 | “Подвигу народа жить в веках” | Устный журнал | Рассказ с элементами беседы | Магнитофон, мультимедийный проектор, портреты героев Великой Отечественной войны. |
9 | “Как остаться непобежденным” | Дискуссия | Рассказ с элементами беседы | Сочинения детей о мужественных и героических поступках людей. |
10 | “Сыны Отечества. Защитники земли русской” | Диалог | Рассказ с элементами беседы | Магнитофон, рисунки детей, выставка книг. |
11 | “Памяти павших будьте достойны” | Викторина | Практикум | Магнитофон, мультимедийный пректор, компьютер |
12 | “Что такое “быть гражданином”?” | Диспут | Рассказ с элементами беседы, анкетирование | Сочинения детей, анкеты. |
13 | “Военной песни негасимый свет” | Литературно-музыкальная композиция | Практикум | Магнитофон, подборка военных песен, баян, караоке, мультимедийный проектор. |
14 | “Колокола памяти” | Круглый стол | Рассказ с элементами беседы | Магнитофон, лучшие сочинения детей, фотоматериалы из семейных альбомов. |
15 | “Письмо неизвестному солдату” | Доверительная беседа | Практикум | Письма учащихся, магнитофон, интерактивная доска. |
16 | “Память, которой не будет конца” | Марафон памяти | Встречи с ветеранами, заочное путешествие по местам боевой славы, акция “Подарок ветерану” | Фотоальбомы, компьютер, мультимедийный проектор, музейные экспонаты, карты боевых сражений. |
17 | “Война вошла в мальчишество мое…” | Устный журнал | Рассказ с элементами беседы | Магнитофон, выставка книг, рисунки детей, стихи собственного сочинения, компьютер, мультимедийный проектор. |
18 | “Овеянные славой флаг наш и герб” | Вечер | Практикум | Магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор, флаги, костюмы. |
19 | “Я Родине своей служить готов!” | Тематический вечер | Встреча с солдатами срочной службы, ветеранами вооруженных сил, отцами учащихся, КТД. | Магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор, сочинения, фотоальбомы, презентации учащихся на тему “Российской армии солдат” |
20 | Что? Где? Когда? “Всемирная слава ордена Георгия Победоносца” | Игра | Практикум | Магнитофон, мультимедийный пректор, компьютер. |
21 | “Афганистан – незаживающая рана” | Урок Мужества | Беседа, практикум, встречи | Магнитофон, мультимедийный пректор, компьютер, фотоматериалы. |
22 | “Глаза детей – души моей светильник…” (памяти детей, чья жизнь была прервана) | Нравственный марафон памяти | Рассказ с элементами беседы | Магнитофон, мультимедийный пректор, компьютер, фотоматериалы, книги. |
Библиография
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”
- Касимова Т. А. Яковлев Д. Е. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 годы.
- Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов-на-Дону. – 2002.
- Подпрограмма министерства образования Российской Федерации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2002 годы”. / Вестник образования. – 2001. – №23.
- Подпрограмма “Военно-патриотическое воспитание” /Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. – 2007. – №4.
- Программа развития воспитания в школе
- Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. – М. – Мнемозина, 2000.
- Сухомлинский Ш. А. О воспитании. – М., 1973.