Цели:
- Образовательная: Создание ситуаций, позволяющих использовать в процессе игры, знания, полученные в процессе изучения тем “Электрическое поле”, “Законы постоянного тока”.
- Воспитательная: Стремиться воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи, через работу в группах малого состава.
- Развивающая: Создание условий для развития интеллекта, кругозора. Создание условий для формирования умений выделять главные логические составляющие заданий; развития внимательности и наблюдательности; для творческой деятельности.
Задачи:
- Продолжить формирование практических навыков и интеллектуальных умений находить физические величины, характеризующие электрические явления;
- Содействовать сознательному выбору профессии;
- Развивать креативное мышление студентов, формировать чувство эмпатии;
- Развивать у студентов способность обобщать и систематизировать, формировать выводы и заключения, подбирать доказательства для выдвигаемых положений;
- Продолжить развитие коммуникативных качеств личности над заданиями в группах;
- Обеспечить условия как для самостоятельного получения значимой для всей группы информации, так и для выработки общего вывода из предложенного задания.
Установка на игру
Модератор: Давайте посмотрим привезенный нашими исследователями материал и определим круг вопросов с которыми предстоит работать нашим командам – группам экспертов нашего центра необычных исследований.
Имитационная модель игры (видеофрагмент) В исследовательский институт, из экспедиции возвращается группа исследователей. В экспедиции самолет получил неисправность и исследователи оказались в местности, населенной литературными персонажами и представителями сказочных животных, отдельную часть жителей этой местности составляют роботы. Исследователи привезли интересный материал из этой зоны объяснимых явлений над которым предлагается поработать группам экспертов института – в роли которых выступают представители блоков самоуправления группы.
1. Модератор: Логическая разминка.
Вы должны сопоставить величины и приборы.
Сила тока
Напряжение
Сопротивление
Мощность
ВремяОмметр
Амперметр
Вольтметр
Секундомер
Ваттметр
2. Модератор: Вы должны разобраться в случае с опозданием на планерку. (Видеозадача)
Борман кипятил чай на электрической плитке. Мюллер кипятил чай на двух таких плитках, соединенных последовательно. Штирлиц кипятил чай на плитке со спиралью, укороченной в два раза по отношению к спирали плитки Бормана. Кто пришел с докладом первый после чаепития, а кто опоздал на прием, если Борман пришел во – время?
Ответ. Штирлиц вскипятил чай быстрее Бормана в 2 раза и в 4 раза быстрее Мюллера. Опоздал Мюллер. Q=U2\Rt, т. к. Q=Q2=Q, то t пропорционально R, таким образом Rшт=RБор\2=RМюл\4
3. Модератор: Проблемы экспедиции начались с аварии самолета. Видеозадача.
Лёнчик сказал Сергею – Я не намерен выливать горючее. Серёга понял ход мыслей Лени и утвердительно кивнул. Даже если им удастся довести самолет до аэропорта, посадка неизбежно будет трудной и опасной из – за большого запаса горючего, которое они должны были израсходовать в полете до Рима. Тем не менее, при наличии повреждения( на борту самолета произошел взрыв выливать горючее еще рискованнее. Почему?
Ответ. В результате взрыва и поломок в хвосте могло возникнуть короткое замыкание или трение металла о металл, вызывающее искры. При сливе горючего в полете одной искры будет достаточно, чтобы лайнер превратился в пылающий костер.
4. Посла аварии пришлось ночевать в палатках, и спать мешали различные насекомые. Исследователи создали устройство из четырех нагревательных элементов. Соединенных по схеме. На первый элемент они положили пластинку “ фумитокс” от тараканов, на второй от комаров, на третий от мух и на четвертый от мошек. В какой последовательности будут гибнуть вредные насекомые, если R1=R4= 2R3 R2=4R3
Ответ. Быстрее всех погибнут мошки. Дольше всех проживут тараканы.
5. Модератор: Как ни странно в городке, в который попали исследователи есть улица Бейкер – стрит и они заглянули в гости к Шерлоку Холмсу. В гостях у Шерлока Холмса был Доктор Ватсон и они обсуждали странную ситуацию: “ Здесь случайно записаны, как утверждает защита, звуки случившейся трагедии, – сказал доктор Ватсон заряжая пленку в магнитофон. – из этой записи следует, что убитый покончил с собой, а обвиняемый пытался помешать ему это сделать. Когда запись закончилась, Холмс спросил: – На записи слышны раскаты – это были раскаты грома? – Да, кивнул Ватсон. – Судя по звукам это была очень сильная гроза – заметил Холмс. – Наверное – пожал плечами Ватсон. – А другие звуки – это звуки дождя? Снова спросил Холмс. – Да, чуть не закричал Ватсон, но какое это имеет значение? – Судя по звукам, это был очень мелкий дождь, задумчиво произнес сыщик, а значит эта запись подделка. Почему он так решил?
Модератор. Рядом с Холмсом живет фотограф, который охотится за молниями и исследователи привезли его самые интересные работы. Давайте познакомимся с его работами (видеофрагмент о фотографе, снимающем молнии)
Слайд-шоу молнии.
6. У фотографа есть любимая бабушка, которая подбросила исследователям следующую проблему: Когда бабушка включает в осветительную сеть напряжением 220 В пылесос мощностью 800 Вт. Как только она включает еще и утюг мощностью 300 Вт, злой барабашка сразу выключает автоматические пробки, рассчитанные на 5 А. Почему барабашка не выключает автоматически предохранители, если сначала включается утюг, а потом пылесос?
Ответ. I=(N1+N2)|U=5A Ток при включенном пылесосе и утюге равен предельному току, допустимому для автоматических предохранителей. Через утюг в момент включения протекает ток, больший, чем номинальный, так как сопротивление холдного утюга мало. При нагревании сопротивление утюга увеличивается, а сила тока уменьшается до минимальной. Сопротивление электродвигателя пылесоса при работе значительно не изменяется. Поэтому необходимо сначала включить утюг, подождать пока он нагреется, а затем включить пылесос. Хотя немного непонятно, зачем бабушке одновременно включать утюг и пылесос?
7. Модератор Исследователи посетили популярную в городе “Галерею призраков”. Если по описаниям жизненного пути известной личности отгадать кто он, то в раме появляется портрет.
1. (Г.Ом.) Родился 16 марта 1787 года в Эрлангене, Германия окончив Эрлангенский университет преподавал математику, затем физику в гимназиях, с 1833 года профессор Нюрнбергской высшей политехнической школы, с 1849г – Мюнхенского университета. Основные работы посвящены электричеству; ввел понятие сопротивления, как важной характеристики цепи. В 1827 году установил основной закон электрической цепи;его именем названа единица электрического сопротивления; работы посвящены также акустике, оптике, кристаллооптике.
2. (А.М.Ампер) Родился в 22 января1775 года – французский физик в Лионе. Получил домашнее образование. В 1808 – 1824 профессор политехнической школы в Париже. В 1824 работал в Колледж де Франс. Основные работы посвящены электродинамике. Исследования относятся также к математике, химии, философии и ботанике. Поставил большое количество опытов по взаимодействию между электрическими и магнитными полями. Его именем названа единица электрического тока.
3. (М. Фарадей) Родился в 1791 году 22 сентября в Лондоне. Учился самостоятельно. В 1813 году стал ассистентом Г. Дэви в Королевском институте. Является создателем учения об электромагнитном поле. Ввел понятие диэлектрической проницаемости. Ввел представление о силовых линиях электрических и магнитных полей. В честь него названа единица электроемкости.
4. Э.Х.Ленц.
Родился в 1804 году 24 февраля в Дерпте ( Тарту).
Русский физик.
Учился в Дерптском университете. Затем профессор
Петербургского университета.
Принимал участие в кругосветном путешествии на
шлюпе “Предприятие”
Основные работы в области электромагнетизма и
геофизики.
Независимо от англичанина установил закон
теплового действия тока.Произошло знакомство
исследователей с представителями роботов.
Модератор. Давайте разберем еще несколько видеоматериалов наших путешественников. Видеозадача. Робот имеет мощность 100 ватт и работает без подзарядки 3 часа. Какой электрический заряд должен содержать в себе бутерброд, если робот купил его в магазине под названием “220 В”.
Ответ. QU= Nt, q= Nt/ U= 4900 Кл
По дороге на глаз попалась лавка “Волшебные предметы” (видеозадача)
В лавке имеется недорогой подарочный комплект под названием “ Бесконечная энергия” в этот комплект входит электростатическое поле, силовые линии которого замкнуты и заряженная частица. В чем заключается изюминка такого подарка?
Ответ. Если поместить такую частицу в электрическое поле, силовые линии которого замкнуты, то она начнет бесконечно долго ускоряться, двигаясь вдоль силовых линий, что приведет к бесконечному росту ее кинетической энергии.
Найдено зашифрованное описание проводимости материала:
по вопросам в виде кроссворда расшифровать название типа проводимости материала.
1. Характеристика конденсатора. | 2. Упорядоченное движение заряженных частиц. |
3. Ваттметр – это... | 4. Индикатор поля – |
5. Катод – это... | 6. При электролизе выделяется... |
7. Одна из причин электризации. | 8. Разность потенциалов по – другому... |
9. Силовая характеристика электрического поля. | 10. Единица силы тока. |
11. Создатель электродвигателя постоянного тока. |
8. Задание для экспериментаторов групп: собрать цепь и снять вольт – амперную характеристику.
9. Представление презентации по использованию полупроводников. Подготовить мини – презентацию, используя ресурсы интернет, параллельно с экспериментальной работой.
10. Интересная встреча произошла в мастерской реставраторов.
Хозяин показал фотографию бесформенного комка бронзы, на другой фотографии была ваза после реставрации. Он уверял, что это тот же сосуд, но его предварительно поместили в электролизную ванну, присоединили к одному из полюсов и пропустили электрический ток при этом все атомы меди вернулись на место. Насколько это реально?
Ответ. Чтобы восстановить окислившуюся поверхность, необходимо предварительно растворить оксид бронзы. Иначе нейтральные молекулы оксида в электролитической диссоциации участвовать не будут. Таким образом из, бесформенного комка с помощью электролиза бронзовая ваза не может быть восстановлена.
11. Когда они забрели в зоопарк, то им показали Змей Горыныча. (Видеозадача.)
Змей Горыныч имеет три головы на шеях одинаковой толщины. Электрическое сопротивление первой — 500Ом, второй — 1000 Ом, третьей — 2000 Ом. Вторая голова имеет шею длиной 5 м. Какова длина остальных шей Горыныча?
Ответ. l1|R1=l2|R2=l3|R3, l1=2,5м l3= 10м
Модератор. По возвращении возникли некоторые трудности при прохождении таможни, давйте попробуем различные примеры поведения на таможне в процессе мини – игры”Таможня”.
Из состава команды выбираются два “работника таможни” – ученые и два “физика”. “Таможенники” остаются в комнате, а “физики” выходят. Может быть задана следующая тема: “Виды газовых разрядов”. Задача первых состоит в том, чтобы организовать беседу с “физиками”, чтобы выяснить, кто из них провозит “запрещенный товар” (не относящийся к газовым разрядам. Все это может быть записано на табличках – “багаже”. “Таможенники” не имеют право пользоваться калькуляторами, ручками, бумагой (делают все в уме).
Пока “таможенники” – ученые готовятся к принятию “физиков”, те за дверью комнаты придумывают легенду (в виде задачи): с какой целью они прибыли и на какой период рассчитан их визит и так далее. Главная задача “физиков” состоит в том, чтобы в ходе разговора не вызвать подозрения “ученых” и рассказать так, чтобы это помогло отвлечь внимание “таможенников” и пронести табличку с понятием, не принадлежащим данной теме.
Оригинальное решение снабжения города электричеством предлагает местный муниципалитет – предлагается всем жителям держать дома большое количество котов, считается, что самый легкий способ получить электрический разряд – это погладить кота. Насколько рациональна эта идея?
Ответ. При поглаживании кота происходит явление электризации. При накоплении достаточного разряда воздух между положительным и отрицательным зарядами ионизируется и возникает электрический ток – искровой разряд. Использование электризации с целью преобразования механической энергии в электрическую малоэффективно из-за очень низкого КПД подобных устройств.
Завершение игры – подсчет баллов полученных группами, выявление победителей. Команды просим назвать видеозадачу, которая вызвала наибольший интерес, какая задача показалась наиболее легкой, наиболее трудной?