Цели:
- Создать условия для формирования представления о родственных (однокоренных) словах, о корне слова; учить подбирать родственные слова, выделять корень слова;
- Способствовать развитию орфографической зоркости;
- Воспитывать семейные ценности: бережное, уважительное отношение к семье, к своим предкам, к своему роду.
Оборудование: Учебник, дидактический материал, стихотворение, карточки с однокоренными словами для игры, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Орфографическая минутка
– Прочитайте стихотворение, вставляя подходящие по смыслу предлоги.
Я с утра в лесу гуляю
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про берёзку и про мох.
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которой за ежат
Все иголочки дрожат.
– Прочитайте предлоги. Что знаете об этой части
речи?
– Выпишите предлоги вместе с существительными.
С утра, в лесу, от росы, про берёзку, про малину, про ежа, про ежиху, за ежат
3. Введение в тему урока
– Прочитайте слова, у которых есть общая часть.
Про ежа, про ежиху, за ежат
– Какая часть слова является общей для всех
слов? (Ёж.)
– Что ещё общего есть у этих слов? (Смысл.)
– От какого слова образованы эти слова?
– Можно ли сказать, что эти слова – семья? Почему?
– На уроке здоровья вы говорили о том, что такое
семья. Что же это? (Это группа людей, которая
живет в одной квартире, занимаясь общим
хозяйством.)
– У каждого из вас есть дяди, тети, двоюродные
братья и сестры, бабушки, дедушки. Как их назвать?
Будут ли они вашей семьей?
– Это родственники. Родня.
– От чего пошла родня (От корня.)
– Как называется история семьи? (Родословная.)
– Если мы говорим о предках, мы говорим, что наши
корни уходят далеко в прошлое.
– Что такое корень?
4. Поисковая работа
(Толковый словарь стр. 29-30)
Выделите корень в словах. (еж)
Можно ли назвать эти слова родственными?
Что у них ещё общего?
Какие слова называются родственными или
однокоренными?
(общая часть – корень, близкие по смыслу)
5. ФПЗ
– Давайте проверим, правильно ли мы определили, что такое корень.
Работа с учебником стр. 64, правило.
– Что такое корень? Корень – это главная часть родственных слов. Какие слова называются родственными? Родственные слова образованы от одного корня и они близки по смыслу.
Игра:
– У вас на столах лежат карточки.
– Встаньте те, у кого на карточках записаны корни
слов. Выйдите к доске.
Сахар
Цар
Парус
Прыгалки
кип
– У каждого из вас в руках слово. Вам нужно собраться вместе своей семьей у своего корня. Какая семья соберется быстрее, та и окажется самой дружной.
(Дети собираются группами.)
– Докажите, что у вас родственные слова. Какой у них корень?
Записывают одну группу слов, выделяют корни.
– Как вы определяли, что ваши слова родственные? Что такое корень?
6. Проверка усвоения изученного материала. (Дифференцированная работа)
На столах у детей печатные карточки и дидактический материал.
– Работаем по вариантам.
1 вариант работает по печатным карточкам, находит лишние слова в ряду родственных слов.
Гора, горный, горка, горение, гористая (местность).
Река, речь, речной,, речушка.
Час, часики, часный, часовщик.
2 вариант работает с дидактическим материалом. Подчеркивает в тексте родственные слова: стр. 107, упр. 2
Взаимопроверка.
7. Итог урока
– Какую тему мы изучали на уроке?
– Какие слова называют родственными или
однокоренными?
– Кому было интересно?
– Что понравилось?
– Кому было трудно?
– Почему?
8. Домашнее задание
Дидактический материал.
Стр. 108, упр. 6, правило.