Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре познаёт мир.
С.И.Мерзлякова
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая деятельности ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, потребность в общении.
Игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. К таким играм можно отнести театрализованные игры и игры – представления.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и опыта. Причём предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей, театрализованную деятельность детей следует учитывать:
- индивидуальные, социально-психологические особенности ребёнка;
- особенности его эмоционально - личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, его исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребёнка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе оборудуется театрализованная зона или «Уголок сказки», а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать роль перед зеркалом или примерить какой-либо костюм к спектаклю.
Учёт индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития ребёнка требует проектирования своеобразных зон приватности – специальных мест, где каждый ребёнок хранит своё личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой-то костюм и др., которые он может использовать на театрализованных занятиях.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны присутствовать разные виды кукольного театра (пальчиковый, Би-ба-бо, марионеточный, теневой), детские рисунки. Кроме того необходимо следить за тем, чтобы материал периодически обновлялся, ориентируясь на интересы разных детей. Это создаёт условия для персонифицированного общения воспитателей с каждым ребёнком.
Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами по подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности имеется разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.
Следуя вышесказанному, в группе необходимо организовать:
Уголок книги – книжная полка, портреты детских писателей, столик, стулья, иллюстрированные детские книги, с которыми дети хорошо знакомы.
Уголок технических средств – музыкальный центр, аудиокассеты, диски с записями знакомых сказок, песен, литературных произведений.
Уголок рисования – детский столик, книжки – ширмы, иллюстрированные родителями с участием детей, витрина для демонстрации детских рисунков, принадлежности для рисования.
Уголок сказки – условно разделённый на три части:
«Уголок волшебных превращений», «тихий уголок». В нём находятся:
- костюмы для инсценировок и игр – драматизаций
- шапочки – маски
- декорации
«Уголок встреч с театральными героями»:
- пособия для показа театра кукол, теней, игрушек, настольного, пальчикового театров.
- иллюстрированный занавес, при помощи которого оформляется каждое театрализованное занятие
- куклы-перчатки
- ковёр «Сказочная поляна»
- игрушки, сделанные из однородного материала (мягкие, пластиковые, деревянные, резиновые) для театра – игрушки.
Уголок «Волшебная мастерская»:
- принадлежности по ИЗО деятельности: карандаши, пластилин, краски для творческого самовыражения об увиденном и услышанном после занятия
- рисунки детей, которые иногда служат «декорациями»
- работы по аппликации и конструированию.
Эти уголки сами «подсказывают» ребёнку, чем можно в них заняться.
Такая планировка позволяет малышу чувствовать себя в группе более комфортно, а воспитателю – эффективно проводить индивидуальные занятия или занятия в малых подгруппах, которые являются основной формой работы с детьми.
Средства для организации среды для театрализованной деятельности самые разные: домашние игрушки, оригинальный занавес в «Уголке сказки», вывески и картинки на стенах, фотографии взрослых и детей, коллажи, детские работы и т.п.
Каждый ребёнок может найти в группе свой «личный» уголок (любимое место), свою территорию.
Планировка и оборудование «уголков» часто меняется в течение года вслед за изменениями интересов детей и уровня развития каждого ребёнка. Организация помещения для театрализованной деятельности рассматривается как весьма важное средство обучения и воспитания, которое эффективно только тогда, когда оно точно соответствует особенностям детей, их интересам в данный момент.
Самостоятельное использование детьми материалов по театрализованной деятельности определяет соответствующую меру ответственности за их использование и хранение: дети учатся быть хозяевами собственных материалов и оборудования; убирать на место и бережно к ним относиться. Воспитатели помогают детям удобно хранить оборудование, игрушки логически группировать их. Дети принимают активное участие в оборудовании, планировке и оформлении «уголков». Воспитатели же учитывают изменяющиеся интересы детей, появляющиеся у них конструктивные идеи и предложения для того, чтобы соответствующим образом изменить материалы и оборудование.
Пространственно-предметная среда по театрализованной деятельности управляема как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого, она носит развивающий характер, выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном становлении личности ребёнка.
Литература:
- Журнал «Воспитатель ДОУ», №5/2008 – 34с.
- «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №3/2008 – 59с.