Месячник профилактики курения среди подростков 11–13 лет

Разделы: Классное руководство


Цель профилактики курения:

  • Дать достоверную информацию о влиянии курения на организм человека.
  • Научить обучающихся четко формулировать аргументы против курения.
  • Научить подростков противостоять давлению сверстников.

Планирование месячника:

Объявление – старт

I неделя

  1. Тестирование «Курение: за и против»
  2. Ролевая игра «Преодоление давления сверстников»
  3. Антитабачная викторина.

II неделя

  1. Конкурс рекламы «Против курения».
  2. Реклама – человек – здоровье. (Сбор вырезок с рекламой)

III неделя

  1. «Суд над табаком» – классный час.

Тестирование «Курение: за и против».

А. Разделите страницу на 2 части, запишите слева «за», справа «против».

«За»

  1. Курение помогает оставаться открытым.
  2. Курение помогает согреться в холодное время года.
  3. Курение помогает сосредоточиться и лучше работать.
  4. Курят, чтобы выглядеть современным, независимым.
  5. Курение успокаивает нервы.

«Против»

  1. Курение портит цвет лица, волосы и зубы.
  2. Курящим трудно устроиться на работу.
  3. Курящие теряют здоровье, не могут заниматься спортом.
  4. Курение во многих странах немодно.
  5. Курение становиться пагубной привычкой, от которой нельзя избавиться.
  6. Приносит материальный ущерб семье.

Б. Почему подростки начинают курить?

  1. из любопытства
  2. чтобы казаться взрослее
  3. за компанию
  4. чтобы похудеть
  5. потому что модно
  6. из-за влияния рекламы
  7. потому что курение мобилизует, помогает сосредоточиться.

В. Куришь ли ты? почему начал курить?

Г. Пробовал ли ты курить? Твои ощущения?

Д. Можешь ли ты начать курить снова? Что может тебя заставить обратиться к сигарете?

Е. Курят ли ваши родители?

  • Мама ...
  • Папа ...
  • Почему начали курить?
  • Почему курят сейчас?

Реклама – человек – здоровье.

Тема. Влияние рекламы на поведение и образ жизни человека.

Цель: знакомство с психологическими приемами воздействия на потребителя; реклама как один из видов подобного воздействия.

Слово учителя: Задумывались ли вы о том, зачем, когда, кем, для кого и как создается реклама?

Самый простой вопрос – чтобы продать товар, подчеркнуть его достоинства по сравнению с другими аналогичными товарами. (Зачем?)

Реклама создается специалистами, работающими совместно с производителями товара, которые изучают спрос на данный товар, а также психологические особенности потребителя. (Кем?)

Для зрителей – покупателей, зрителей – потребителей. Разумеется, в самых модных местах. (Для кого?)

Как создается реклама?

  1. Учитываются психологические характеристики цветовосприятия человека. Для этого проводят специальные научные исследования.
  2. Рекламируемый товар всегда представлен в самом выгодном, красочном виде, подчеркиваются его достоинства.
  3. Реклама должна быть яркой, заметной и часто встречаться. Повторение очень сильно воздействует на сознание человека.

Кто это «рекламный человек»?

Часто – известный человек, артист, спортсмен и т.д. (Вот какие люди любят это, люби и ты). Рекламируют товар очень красивые, здоровые люди – фотомодели, победительницы конкурсов красоты, очаровательные дети, животные – победители выставок.

Надо внушить мысль – эти люди купили это и очень счастливы. Всякая ли реклама хороша? Все ли в рекламе, правда? Может ли реклама наносить вред?

Что мы видим в рекламе табачных изделий? (Выяснить значимость мотивации)

  1. Красивую пачку, полную сигарет, которую «герой» рекламы.
  2. Красивых, молодых, здоровых, преуспевающих людей.
  3. Человек в рекламе всегда закуривает с удовольствием.
  4. Курение никогда не мешает окружающим.
  5. Человек, который закурил в рекламном клипе, сделал какое-то важное и нужное дело и сделал его отлично.
  6. Нет сомнений – курить или нет, главное – выбрать правильный сорт сигарет.

Чего мы никогда не увидим в рекламе табачных изделий?

  1. Окурки в пепельницах, пустые, смятые пачки в урнах.
  2. Больных, несчастных людей с дрожащими, пожелтевшими от табачного дыма пальцами.
  3. Человек в рекламе никогда не закашляется и не щурится от табачного дыма.
  4. В рекламе никогда нет детей, родственников, которым мешает табачный дым.
  5. Человек в рекламном ролике никогда не курит в безвыходной ситуации, после скандала.
  6. Никогда не показывают больных, жалеющих, что своевременно не бросили курить.

Рассмотрим рекламу табачных изделий.

Рекламирует табачная промышленность, которая заинтересована продать как можно больше. Таким образом, у медиков и рекламодателей стоят разные задачи. Кто победит?

Если человек подвержен действию рекламы, то он не осознает последствий курения. Попробуем создать «антирекламу» курения по результатам тестирования и рисунков учащихся. Доска делится на две части, записываются все «за и против».

Вывод: То, что человек может приобрести положительные качества – красоту, здоровье, удачу – благодаря курению, является ложью.

А вот то, что курильщик часто становится больным, непривлекательным и порой теряет трудоспособность – это реальность. Но только об этом мы не услышим от производителей табака.

Антитабачная викторина.

  1. Когда, кем и откуда был впервые завезен табак в Европу?
    1. В 16 веке испанцами из Америки;
    2. В 17 веке китайцами;
    3. В 18 веке англичанами из Индии.
  2. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?
    1. Сигареты с фильтром;
    2. Сигареты с низким содержанием никотина;
    3. Нет.
  3. Сколько веществ содержится в табачном дыму?
    1. 20-30;
    2. 200-300;
    3. свыше 3000.
  4. Сколько % вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?
    1. не более 20%;
    2. 40%;
    3. 100%.
  5. Как курение влияет на работу сердца?
    1. замедляет его работу;
    2. заставляет учащенно биться;
    3. не влияет на его работу.
  6. Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?
    1. аллергия;
    2. рак легкого;
    3. гастрит.
  7. Что происходит с физическими возможностями человека, который курит?
    1. они повышаются;
    2. они понижаются;
    3. не изменяются.
  8. Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?
    1. стаж не имеет значения;
    2. чем дольше куришь, тем тяжелее бросить;
    3. чем больше куришь, тем легче бросить.
  9. Верно ли, что в большинстве стран модно курить?
    1. курить никогда не было модно;
    2. курить модно;
    3. мода на курение прошла.
  10. Что такое пассивное курение?
    1. нахождение в помещении, где курят;
    2. когда куришь за компанию;
    3. когда активно не затягиваешься сигаретой.
  11. При каком царе табак появился в России?
    1. при Иване Грозном;
    2. при Петре I;
    3. при Екатерине II.
  12. Какой русский царь ввел запрет на курение?
    1. Алексей Михайлович;
    2. Петр I;
    3. Екатерина II.
  13. Как курение влияет на массу человека?
    1. Снижает ее;
    2. Повышает;
    3. Не изменяет.
  14. Как много взрослых мужчин в нашей стране курит?
    1. 10%;
    2. 30%;
    3. около 50%.
  15. Много ли мужчин осуждает курение женщин?
    1. 10-20 %;
    2. 40-60%;
    3. более 80%.
  16. Каков процент желающих бросить курить?
    1. 25%;
    2. 65%;
    3. 85%;
    4. 100%.

Анаграммы. Последствия курения:

Акшлеь (кашель), дыокша (одышка), неболиз асдцер (болезни сердца), сартгти (гастрит), акр егликх (рак легких), яарння мресть (ранняя смерть), ваилднетлось (инвалидность), ракисе (кариес), ымрощни (морщины).

Ролевая игра «Преодоление давления сверстников».

Тема. Выработка навыков поведения по преодолению группового давления.

Цель: в ходе ролевой игры продемонстрировать школьникам необходимость выработки специальных навыков, которые могли бы помочь им уберечься от нежелательных форм поведения.

I. Слово учителя – почему подростки начинают курить.

Анализ теста: из любопытства, потому что модно, из подражания взрослым, за компанию.

Кому труднее будет отказать, если будет предложено закурить: взрослому, компании курящих сверстников или близкому другу? Обсуждаем варианты.

Проиграем ситуацию: один ученик предлагает закурить, другой отказывается.

Суть игры заключается в отработке очень важного психологического навыка. Он может пригодиться не только в конкретном случае, когда вас принуждают курить, но и в любой другой жизненной ситуации, если вам предлагают сделать то, чего вы не хотите.

Давайте посмотрим, кто лучше умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться.

Два ученика выходят к доске и разыгрывают сценку, в которой один человек предлагает другому закурить. Класс следит за диалогом, а потом выскажет мнение, кто был убедительнее, кто победил в споре, и похоже ли это на реальную ситуацию.

Комментарий учителя (Использован ли аргумент «Я не хочу», если вы, действительно, решили отказаться, выберите самый весомый с вашей точки зрения аргумент и настаивайте на нем.). Проиграть варианты (друг другу, взрослый ребенку, в компании сверстников).

(Чем ниже у ученика статус в группе, тем жестче это давление. Грубое давление вовсе не признак заботы и внимания со стороны группы, а проявление неуважения к личности.)

Способы отказа.

  1. Просто сказать «нет» без объяснения.
  2. Отказаться и объяснить причину отказа.
  3. Предложить сделать что-то другое взамен предложенного.
  4. Отказаться и уйти.
  5. Убежать
  6. «Заезженная пластинка» – нет, не буду.
  7. Игнорировать предложение.
  8. Постараться объединиться с кем-то, придерживающимся твоего мнения.
  9. Постараться избегать опасных ситуаций.

Классный час «Суд над табаком»

Действующие лица:

  • Председатель суда.
  • Судья
  • Секретарь.
  • Обвинитель.
  • Защитник.
  • Свидетели:
  • Историк.
  • Врач.
  • Социолог.
  • Инспектор пожарной охраны

Секретарь: Встать, суд идет. (Все встают, судьи занимают свои места). Садитесь. (Все садятся).

Председатель: Уважаемые господа! Начинаем судебное заседание.

Обвинитель: Сегодня на скамье подсудимых сидит табак, на совести которого огромное количество сломанных судеб и загубленных жизней. Жертвами табака становятся не только люди преклонного возраста, но и дети, школьники, даже самые крошечные создания по вине табака рождаются на свет неполноценными, умственно и физически недоразвитыми. Не только здоровье, но часто и жизнь человека разрушается этим циничным врагом. Не один из нас не застрахован от его происков.

(Предоставляет слово судье)

Судья: С табаком мы встречаемся на каждом шагу: дымят на улице, дома, в общественных местах. Любимое место многих мальчиков и девочек – это школьный туалет, где они покуривают тайком от родителей. Мальчишки считают шиком, когда с независимым, как им кажется, «взрослым» видом они проходят по улице с сигаретой в зубах. Такому подростку кажется, что он похож на «крутого парня», которого ничего не волнует…

Секретарь: Вопрос по истории проблемы: откуда взялся табак и как он попал к нам в Россию?

Историк: История точно не знает, когда и в каком году табак впервые появился в России, однако известно, что уже во времена Иоанна Грозного существовали законы, строго наказывающие за курение табака, потому что оно часто приводило к пожарам.

Секретарь: А как табак появился в Европе?

Историк: В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснокожие дикари, украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили весь испанский двор. Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, бывший послом в Испании, привез семена табака в подарок своей королеве, Екатерине Медичи. От фамилии «Нико» произошло слово «никотин» – так называют основной компонент табака.

Судья: (громко перебивает) Самый ядовитый компонент! Извините, что перебил!

Историк: Постепенно курение стало «путешествовать» по Европе. Царевич Петр Алексеевич научился курить, а став царем, начал пропагандировать курение. При Петре I появились в России табачные фабрики. Тогда еще никто не знал, насколько опасна эта привычка.

Секретарь: Вопрос по содержанию проблемы: Насколько опасно курение табака?

Судья: На этот вопрос ответят специально приглашенные свидетели. Слово предоставляется врачу.

Врач: Чем дальше развивается наука, тем больше мы получаем сведений о вреде табака. В человеческом организме нет ни одного органа, ни одной системы, которые не испытывали бы на себе воздействие табачного отравления и не страдали бы от его последствий. Особый вред табак наносит молодому организму. Например, у юношей под воздействием никотина замедляется рост и развитие некоторых органов. Вдыхание дыма в легкие приводит к бронхитам, создает опасность пневмоний, повышается вероятность раковых заболеваний. Голос у курильщика хриплый, неприятный.

Курение поражает работу сердца, начинаются перебои с давлением, то есть нарушается снабжение организма кровью и кислородом. Кислород не доходит до головного мозга: курильщик тупеет на глазах, плохо запоминает информацию. это создает определенные трудности при школьном обучении и когда приходится искать работу.

Социолог: (подняв руку, просит разрешения высказаться) Во многих странах (да теперь и у нас) работодатели предпочитают брать в штат некурящих сотрудников. Часто зарплата у курильщика ниже, чем у некурящего специалиста.

Врач: В этом нет ничего удивительного. Доказано, что работоспособность некурящего человека выше.

Социолог: Работник, который заботиться о своем здоровье, более надежен: он не тратит время на бесконечные «перекуры», реже берет отпуск по болезни… 80% заболеваний, так или иначе, связано с курением: от ОРЗ до язвы желудка. Существует и проблема пассивного курения. Некурящий человек часто вынужден вдыхать дым рядом находящегося курильщика. Курение в присутствии некурящих – это не только элементарная невоспитанность, но и покушение на чужое здоровье.

Врач: Совершенно верно. Рядом с курящим человеком вы рискуете своим здоровьем.

Историк: В 19 веке существовали довольно строгие правила этикета . На балах отводилась специальная курительная комната, где были только мужчины. Курящая женщина была такой же редкостью, как сказочная Баба Яга. Курение на улице считалось неприличным.

Социолог: В развитых странах в последнее время все более модным становится здоровый образ жизни – занятия спортом, отказ от курения. во многих общественных местах – кинотеатрах, ресторанах – действует официальный запрет на сигареты. Все чаще запрещается реклама табачных изделий. Американские компании теряют клиентов у себя на родине и тем активнее продвигают свою продукцию в другие страны, в Россию. Посмотрите на рекламные щиты с изображением «крутых парней». А то, что Минздрав предупреждает, никому как бы не интересно. Производители сигарет не называют болезней «ковбоя Мальборо» - Лорна Латча, много лет рекламировавшего сигареты.

Врач: Рак легких. От последствий курения каждые 13 минут умирает человек. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 5,5 минут.

Секретарь: Вопрос по существу проблемы: исчерпывается ли этим опасность, которую представляет курение?

Судья: Есть еще один аспект. О нем расскажет инспектор пожарной охраны…

Инспектор: Уважаемый историк заметил, что во времена Ивана Грозного курение было причиной пожаров. Вы думаете в наши дни такого не происходит? Курение в сочетании с отсутствием культуры поведения способно привести к страшным последствиям (курение в постели, на балконе, в подвале жилого дома, в складском помещении, на предприятии).

Судья: Спасибо за информацию. Из свидетельских показаний следует, что курение – не только причина многих убытков, но и угроза жизни.

Секретарь: Вопрос по ходу разбирательства: почему все – таки люди тянутся к сигаретам?

Судья: Что ж, предоставим слово уважаемому защитнику.

Защитник: Спасибо. По долгу службы мне необходимо подобрать аргументы в защиту подсудимого. Говоря откровенно аргументов у меня мало. Тем не менее… уважаемые господа! Я прошу вас задуматься о том, что курение делает жизнь человека приятнее. Сигарета успокаивает нервы, добавляет уверенности в себе, помогает вступить в контакт с окружающими. Для слабого, безвольного подростка курени – порой единственная возможность выглядеть взрослым, привлечь чьё – то внимание. Стоит ли осуждать привычку, которая доставляет человеку удовольствие?

Школьница: (поднимая руку) Прошу слова. Может быть, ребята послушают адвоката и поверят, что курение – сплошное удовольствие! А ведь это не так! Если бы вы знали, как противно смотреть на дурачка с сигаретой в зубах, который думает, что он «крутой». Тоже мне крутизна – по туалетам от учителей прятаться, перед родителями врать, притворяться! Это называется «уверенность в себе»? И при чем здесь авторитет? Если он ничем, кроме сигарет, отличиться не может? Только и умеет, что дым пускать! Общаться с ним не интересно, даже потанцевать – и то противно: от него несет как из пепельницы. Я считаю, что у него нет своего мнения – что друзья скажут, то он и делает, как баран! А деньги где на сигареты берет – у родителей клянчит или обед свой прокуривает, таскает у отца, трясет малышей? А это уже преступление. Я думаю, что никакой защиты табаку быть не может!

Председатель: Суд удаляется на совещание. (Встают и уходят.)

(В это время подводятся итоги месячника.)

Секретарь: Встать! Суд идет!

Председатель: (все стоят) Суд, выслушав обвинителя, свидетелей и защитника внимательно рассмотрел и обсудил все обстоятельства дела подсудимого – табака.

Доставляя отдельным органам несколько приятных минут, табак вредит здоровью и жизни людей, наносит обществу огромный моральный и материальный ущерб, что приравнивается к тяжкому преступлению, совершаемому при отягчающих обстоятельствах.

Поэтому на основании статьи 23 Уголовного Кодекса Российской Федерации суд постановил: приговорить подсудимого – табак – к исключительной мере наказания – изгнанию из общества.