Особенности обучения детей-близнецов в школе

Разделы: Классное руководство


Во все времена рождение близнецов было необычным явлением, вызывавшим удивление и любопытство окружающих. Их выделяют в толпе, им приписывают особые свойства, в том числе мистические.

Близняшки наделены особым даром, рядом с ними с самого раннего детства и в течение жизни присутствует близкий, душевно родной человек. Эти дети не так остро ощущают внутреннее одиночество, которое присуще большинству людей, у них всегда есть незримая поддержка. Мир не кажется недружелюбным и холодным. Близнецы понимают, они особенные, и поэтому, на многое в этом мире способны, но мир у каждого из них должен быть свой

В настоящее время в среднем на каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. Приблизительно одну треть всех близнецов составляют монозиготные пары и две трети – дизиготные пары. Монозиготные пары появляются в результате деления одной зиготы (оплодотворённой яйцеклетки ) и имеют 100% общих генов. Дизиготные пары появляются в результате деления двух зигот (оплодотворённых двух яйцеклеток ) и имеют 50% общих генов, как любые братья и сёстры.

Актуальность.

Село Буланиха богато семьями, воспитывающими детей – близнецов.

На сегодняшний день в нашей школе из 280 учащихся 14 – близнецы, ещё учатся дети, рождённые в близнецовой паре, но их соблизнец во младенческом возрасте умер. Поэтому возникла необходимость изучения и исследования особенностей развития, воспитания и обучения детей – близнецов в школе.

Актуальность проблемы определяется тем, что далеко не все учителя стоят на позиции: каждый из пары близнецов имеет свои особенности, которые необходимо развивать в процессе обучения.

В силу своего незнания, а иногда и нежелания понять важность проблемы учитель не может грамотно построить процесс общения с детьми, мешает проявлению и развитию особенностей каждого члена близнецовой пары.

В моей семье растут мальчики – близнецы, в классе, где я работаю, тоже есть близнецовая пара, поэтому решила провести исследования и выяснить, какие особенности близнецовой ситуации необходимо учитывать при обучении таких детей.

Личностные проблемы близнецов.

Дети – близнецы в дошкольном возрасте часто отстают в речевом развитии от своих “обычных” сверстников. Развитие речи напрямую связано с тем, как долго ребёнок общается с родственниками – взрослыми индивидуально, “один на один”, а у родителей близнецов время на это ограничено. Ведь через общение со взрослыми малыш познаёт окружающий мир во всём его многообразии. Общаясь друг с другом, близнецы вырабатывают понятный только им двоим язык, в котором преобладают мимика, жесты и другие невербальные средства общения. Нередко их не понимают даже родители. Чем больше близнецы общаются таким образом, тем сильнее они привязываются друг к другу и как бы отгораживаются от других. Позже, в подростковом возрасте, именно протест против такой излишней идентичности может привести к возникновению конфликтных отношений между близнецами.

Задержка в речевом развитии может сочетаться с социальной незрелостью, затруднённым общением со сверстниками, а в школе – и с учителями.

У близнецов бывают проблемы в личностном развитии. Им очень трудно отделить себя от своего соблизнеца. Это приводит к тому, что один из них рассматривает другого как часть себя. Некоторые черты личности, развитые у одного, не развиваются в достаточной мере у другого. При этом близнецы не ощущают своих недостатков.

Разнополые близнецы по характеру зачастую бывают очень похожими друг на друга. Их специфичность в том, что они как бы учатся друг у друга – мальчик от девочки перенимает способность быть более мягким и нежным, а девочка учится у мальчика быть более смелой, решительной.

Но иногда могут возникать проблемы, которые вызывают беспокойство.

Может сложиться такая ситуация: более развитая девочка лучше сходится с людьми, нежели её брат – близнец. С ней с удовольствием играют и девочки и мальчики, в то время как её брата не принимают в игры. Он расстраивается и обижается, чувствует себя несчастным и никому не нужным. Такие отношения зависимости могут очень мешать становлению автономной, самодостаточной личности.

Близнецы с трудом привыкают к изменению обстановки, к коллективу. Они довольствуются общением с братом (или сестрой ) и не стремятся к сближению с другими детьми, а иногда – активно противятся контакту.

Вместе или раздельно?

Все эти проблемы проявляются, когда близнецы приходят в школу.

Западные психологи утверждают, что близнецы не должны учиться в одном классе, потому что это очень плохо может влиять не только на их успеваемость, но и на успеваемость всего класса. Они постоянно являются объектом повышенного внимания, что создаёт определённый психологический дискомфорт и сильную эмоциональную нагрузку.

В России разделение близнецов не является обязательным условием обучения. Но бывают ситуации, когда оно служит единственным решением возникших проблем.

Обучение близнецов в одном классе нежелательно:

* Если они не могут спокойно завязывать и поддерживать дружеские отношения с другими людьми, независимо друг от друга.

*Если одноклассники и учителя постоянно сравнивают близнецов друг с другом, из – за чего у одного из них появилось негативное восприятие окружающих и сомнения в собственной полноценности.

* Если близнецы – постоянные нарушители дисциплины в школе.

* Если в случае разнополых близнецов роль девочки является доминирующей в паре.

* Если слишком сильна зависимость у близнецов друг от друга, что негативно влияет на формирование их характера, стиля поведения.

Разделение близнецов нежелательно:

* Если у одного из близнецов затруднена социальная адаптация или имеется какой-либо физический дефект (например, дефект речи ).

* Если близнецы растут в неполной семье.

* В процессе развода родителей или при любых других семейных сложностях.

В нашей школе при формировании первых классов, никогда не ставился вопрос о делении близнецовых пар. Дети – близнецы всегда учились и учатся в одном коллективе.

Факторы, которые необходимо учитывать при обучении близнецов:

Во-первых, мальчики-близнецы менее способны к длительной концентрации внимания и менее заинтересованы в своей работе. Это связано с тем, что близнецы часто отвлекают друг друга и поэтому не могут работать сами по себе.

Во-вторых, близнецы в начальной школе испытывают трудности в отношениях со сверстниками и чаще пытаются привлечь внимание учителя. Девочкам – близнецам трудно развивать социальные навыки, необходимые для поддержания дружбы с другими детьми.

В-третьих, один из близнецов становится лидером и представителем пары в социальных контактах. Эта ситуация чаще бывает в разнополых парах, т.к. девочка становится лидером из-за замедленного речевого развития мальчика.

Следует учитывать элементы, которые обычно предпочитают дети – близнецы в учебной ситуации. Они становятся существенными элементами их стиля обучения.

Категории стилей обучения и их элементы.

1. Физическая.
Время суток – утро, полдень, вечер.
Приём пищи – жевание или питьё.
Модальности восприятия:
*слуховая – предпочитает воспринимать информацию на слух,
*зрительная – предпочитает зрительную информацию,
*тактильная – предпочитает манипуляции пальцами (руками),
*кинестетическая – предпочитает движения всем телом.

2. Психологическая.
Эмоции – упорство, чувство ответственности, ощущение безопасности.
Мотивация.
Межполушарная асимметрия:
Правое полушарие – предпочитает сначала понять целое, а потом детали.
Левое полушарие – сначала смотрит на детали, а потом концентрируется на целом.

3. Средовая.
Освещённость – тускло или ярко освещённые области.
Звук – фоновый звук или тишина.
Температура – тепло или прохлада.
Обстановка – формальная (стол и стул с прямой спинкой) или неформальная (лёжа на диване или на полу).

4. Социальная.
В одиночестве – лучше всего обучается в одиночестве.
В паре – лучше всего обучается в компании с другим человеком.
Со сверстниками – лучше всего обучается с детьми своего возраста.
В группе – лучше всего обучается в группе из трёх и более человек.
С авторитетом (экспертом) – лучше всего обучается в присутствии старшего по возрасту или человека, которого считает “экспертом”.

Были проведены исследования с детьми – близнецами, которые учатся в нашей школе. Основные методы исследования: сбор данных о поведении близнецов, беседа с детьми.

Предпочитаемые элементы стиля обучения однополыми близнецами.

(Александр и Антон – ученики 3-го класса.)

элементы Александр Антон
Время суток Утро Полдень
Приём пищи Жевание Жевание
Модальность восприятия Слуховая Зрительная
Межполушарная асимметрия Правое полушарие Правое полушарие
Освещённость Ярко освещённые области Тускло освещённые области
Звук Тишина Тишина
Температура Тепло Тепло
Обстановка Неформальная (лёжа на полу) Неформальная (лёжа на полу)
Социальная В группе С экспертом

Предпочитаемые стили обучения разнополыми близнецами.

(Ольга и Николай – ученики 3-го класса.)

элементы Ольга Николай
Время суток Вечер Утро
Приём пищи Питьё Питьё
Модальность восприятия Зрительная Слуховая
Межполушарная асимметрия Левое полушарие Правое полушарие
Освещённость Ярко освещённые области Ярко освещённые области
Звук Тишина Тишина
Температура Тепло Тепло
Обстановка Формальная (стол и стул) Неформальная (лёжа на диване)
Социальная В одиночестве В паре

Предпочитаемые ребёнком элементы стиля обучения наиболее ярко проявляются при усвоении новой или сложной информации. Некоторые элементы стилей близнецов могут совпадать, но часто обнаруживаются и элементы, уникальные для каждого.

Поэтому надо дать возможность детям обучаться разнообразными способами и выбирать самим способы демонстрации своих умений. А учителю необходимо понять и приспособиться к стилю учения каждого из близнецов.

Детей – близнецов надо подталкивать к тому, чтобы они учились друг у друга и уважали стиль учения каждого. Иногда они трудятся над заданиями вместе, а временами порознь. Например, девочки – близнецы чаще учатся в компании друг с другом, а мальчики – близнецы предпочитают учиться в одиночестве.

Восприятие детей – близнецов учителями.

В исследовании по изучению особенностей обучения детей – близнецов приняли участие 5 учителей – классных руководителей, работающих в классах, где есть близнецовые пары.

Учителям было предложено в письменной форме ответить на вопросы о сходстве и различии близнецов, обучающихся в их классе; в чём проявляются индивидуальные особенности каждого из близнецов. Они в основном сравнивали детей друг с другом. Очень редко учителя подмечали именно индивидуальные особенности близнеца, которые не встречались бы у его соблизнеца.

Например, ответ учителя, в классе которого обучаются монозиготные девочки – близнецы (6 класс):

“По внешнему виду я не могу их отличить. Обе девочки очень трудолюбивые. Я считаю, что более способна по моему предмету (технология ) Таня. Нина менее аккуратна.

Особых увлечений у них нет. Большую помощь оказывают родителям дома по хозяйству. Учатся в меру своих возможностей. Думаю, что в будущем девочки будут , конечно, разные, появятся разные интересы, разные профессии.

Взаимоотношения со сверстниками доброжелательные.”

Ответ учителя, в классе которого обучаются дизиготные разнополые близнецы (7 класс):

“Анжела очень вспыльчивая, но быстро отходит. Порученные задания старается выполнять добросовестно, но не всегда получается, т.к. она ещё хочет выполнить работу за Дениса.

Денис в общественных делах, да и в обучении пассивен, делать ничего не желает, даже домашнюю работу списывает у Анжелы. Мальчик тоже вспыльчив, иногда агрессивен. Анжела очень любит читать, Денис увлекается компьютерными играми.

Анжела учится хорошо, Денис – посредственно. У Анжелы много подруг, Денис друзей не имеет. Анжела – лидер, Денис – ведомый. В будущем они будут разные.”

Большинство учителей одновременно обращаются к близнецам, называя их общей фамилией (“Берсневы”, “Назаровы”).

Ответ учителя, в классе которого обучаются дизиготные однополые близнецы (1класс):

“У Андрея черты лица мягче, чем у Алёши. Алексей лучше разговаривает, Андрей аккуратнее пишет в тетради. любят работать по дому. Учатся слабо. По характеру уравновешенные, честные, умеют дружить с ребятами в классе.”

Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что учителя смотрят на детей – близнецов как на одно целое и не всегда близнецы получают индивидуальное внимание педагогов.

Дети-близнецы глазами родителей.

Жизнь детей – близнецов не ограничивается школой. У них есть дом, хобби, друзья и родственники. Во многом обучение близнецов в школе зависит от внимания родителей к каждому ребёнку в отдельности.

Родителям 5-х близнецовых пар были заданы вопросы, на которые они должны были честно и объективно ответить.

Результаты опроса родителей.

вопросы Ответы родителей
Скучают близнецы друг без друга? Все ответили “Да”
Часто ли ссорятся? 3 – часто, 2 – не очень часто
Зачинщиком ссор выступает один и тот же или то один, то другой? 1 – один и тот же, 4 – то один, то другой
Всегда одеваются по-разному? Все ответили “Да”
Можно выделить лидера? 2 – есть лидер, 3 – не знают
Близнецы разные по способностям? 1 – одинаковые, 4 – разные
У каждого есть свои увлечения? 3 – увлечения разные, 2 – одни

Для того чтобы увидеть, какое место занимает ребёнок в семье и каковы отношения внутри семьи, детям предложили нарисовать себя в семье.

Рисунки близнецов явно отличаются, но интересно то, что каждый ребёнок рисовал себя и обязательно соблизнеца. При этом мог “забыть” нарисовать кого-нибудь из членов семьи, например, папу.

На основании полученных данных можно сделать предположение, что родители желают воспитать и обучить близнецов как непохожих друг на друга людей. Без помощи учителя одним родителям это сделать сложно. Поэтому, чтобы помочь детям – близнецам в обучении, необходимо понять их индивидуальность.

Рекомендации учителям, работающим с детьми-близнецами.

  1. Относитесь к детям-близнецам как к двум родным, но разным, имеющим свои особенности, потребности, желания.
  2. Не сравнивайте близнецов между собой.
  3. Необходимо помнить, что дети-близнецы имеют трудности с контролем своего поведения.
  4. Будьте внимательны к своим действиям (особенно при выставлении оценок).
  5. С уважением и вниманием относитесь к индивидуальности каждого ребёнка и к уникальным взаимоотношениям внутри пары.