Во все времена рождение близнецов было необычным явлением, вызывавшим удивление и любопытство окружающих. Их выделяют в толпе, им приписывают особые свойства, в том числе мистические.
Близняшки наделены особым даром, рядом с ними с самого раннего детства и в течение жизни присутствует близкий, душевно родной человек. Эти дети не так остро ощущают внутреннее одиночество, которое присуще большинству людей, у них всегда есть незримая поддержка. Мир не кажется недружелюбным и холодным. Близнецы понимают, они особенные, и поэтому, на многое в этом мире способны, но мир у каждого из них должен быть свой
В настоящее время в среднем на каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. Приблизительно одну треть всех близнецов составляют монозиготные пары и две трети – дизиготные пары. Монозиготные пары появляются в результате деления одной зиготы (оплодотворённой яйцеклетки ) и имеют 100% общих генов. Дизиготные пары появляются в результате деления двух зигот (оплодотворённых двух яйцеклеток ) и имеют 50% общих генов, как любые братья и сёстры.
Актуальность.
Село Буланиха богато семьями, воспитывающими детей – близнецов.
На сегодняшний день в нашей школе из 280 учащихся 14 – близнецы, ещё учатся дети, рождённые в близнецовой паре, но их соблизнец во младенческом возрасте умер. Поэтому возникла необходимость изучения и исследования особенностей развития, воспитания и обучения детей – близнецов в школе.
Актуальность проблемы определяется тем, что далеко не все учителя стоят на позиции: каждый из пары близнецов имеет свои особенности, которые необходимо развивать в процессе обучения.
В силу своего незнания, а иногда и нежелания понять важность проблемы учитель не может грамотно построить процесс общения с детьми, мешает проявлению и развитию особенностей каждого члена близнецовой пары.
В моей семье растут мальчики – близнецы, в классе, где я работаю, тоже есть близнецовая пара, поэтому решила провести исследования и выяснить, какие особенности близнецовой ситуации необходимо учитывать при обучении таких детей.
Личностные проблемы близнецов.
Дети – близнецы в дошкольном возрасте часто отстают в речевом развитии от своих “обычных” сверстников. Развитие речи напрямую связано с тем, как долго ребёнок общается с родственниками – взрослыми индивидуально, “один на один”, а у родителей близнецов время на это ограничено. Ведь через общение со взрослыми малыш познаёт окружающий мир во всём его многообразии. Общаясь друг с другом, близнецы вырабатывают понятный только им двоим язык, в котором преобладают мимика, жесты и другие невербальные средства общения. Нередко их не понимают даже родители. Чем больше близнецы общаются таким образом, тем сильнее они привязываются друг к другу и как бы отгораживаются от других. Позже, в подростковом возрасте, именно протест против такой излишней идентичности может привести к возникновению конфликтных отношений между близнецами.
Задержка в речевом развитии может сочетаться с социальной незрелостью, затруднённым общением со сверстниками, а в школе – и с учителями.
У близнецов бывают проблемы в личностном развитии. Им очень трудно отделить себя от своего соблизнеца. Это приводит к тому, что один из них рассматривает другого как часть себя. Некоторые черты личности, развитые у одного, не развиваются в достаточной мере у другого. При этом близнецы не ощущают своих недостатков.
Разнополые близнецы по характеру зачастую бывают очень похожими друг на друга. Их специфичность в том, что они как бы учатся друг у друга – мальчик от девочки перенимает способность быть более мягким и нежным, а девочка учится у мальчика быть более смелой, решительной.
Но иногда могут возникать проблемы, которые вызывают беспокойство.
Может сложиться такая ситуация: более развитая девочка лучше сходится с людьми, нежели её брат – близнец. С ней с удовольствием играют и девочки и мальчики, в то время как её брата не принимают в игры. Он расстраивается и обижается, чувствует себя несчастным и никому не нужным. Такие отношения зависимости могут очень мешать становлению автономной, самодостаточной личности.
Близнецы с трудом привыкают к изменению обстановки, к коллективу. Они довольствуются общением с братом (или сестрой ) и не стремятся к сближению с другими детьми, а иногда – активно противятся контакту.
Вместе или раздельно?
Все эти проблемы проявляются, когда близнецы приходят в школу.
Западные психологи утверждают, что близнецы не должны учиться в одном классе, потому что это очень плохо может влиять не только на их успеваемость, но и на успеваемость всего класса. Они постоянно являются объектом повышенного внимания, что создаёт определённый психологический дискомфорт и сильную эмоциональную нагрузку.
В России разделение близнецов не является обязательным условием обучения. Но бывают ситуации, когда оно служит единственным решением возникших проблем.
Обучение близнецов в одном классе нежелательно:
* Если они не могут спокойно завязывать и поддерживать дружеские отношения с другими людьми, независимо друг от друга.
*Если одноклассники и учителя постоянно сравнивают близнецов друг с другом, из – за чего у одного из них появилось негативное восприятие окружающих и сомнения в собственной полноценности.
* Если близнецы – постоянные нарушители дисциплины в школе.
* Если в случае разнополых близнецов роль девочки является доминирующей в паре.
* Если слишком сильна зависимость у близнецов друг от друга, что негативно влияет на формирование их характера, стиля поведения.
Разделение близнецов нежелательно:
* Если у одного из близнецов затруднена социальная адаптация или имеется какой-либо физический дефект (например, дефект речи ).
* Если близнецы растут в неполной семье.
* В процессе развода родителей или при любых других семейных сложностях.
В нашей школе при формировании первых классов, никогда не ставился вопрос о делении близнецовых пар. Дети – близнецы всегда учились и учатся в одном коллективе.
Факторы, которые необходимо учитывать при обучении близнецов:
Во-первых, мальчики-близнецы менее способны к длительной концентрации внимания и менее заинтересованы в своей работе. Это связано с тем, что близнецы часто отвлекают друг друга и поэтому не могут работать сами по себе.
Во-вторых, близнецы в начальной школе испытывают трудности в отношениях со сверстниками и чаще пытаются привлечь внимание учителя. Девочкам – близнецам трудно развивать социальные навыки, необходимые для поддержания дружбы с другими детьми.
В-третьих, один из близнецов становится лидером и представителем пары в социальных контактах. Эта ситуация чаще бывает в разнополых парах, т.к. девочка становится лидером из-за замедленного речевого развития мальчика.
Следует учитывать элементы, которые обычно предпочитают дети – близнецы в учебной ситуации. Они становятся существенными элементами их стиля обучения.
Категории стилей обучения и их элементы.
1. Физическая.
Время суток – утро, полдень, вечер.
Приём пищи – жевание или питьё.
Модальности восприятия:
*слуховая – предпочитает воспринимать информацию на слух,
*зрительная – предпочитает зрительную информацию,
*тактильная – предпочитает манипуляции пальцами (руками),
*кинестетическая – предпочитает движения всем телом.
2. Психологическая.
Эмоции – упорство, чувство ответственности, ощущение безопасности.
Мотивация.
Межполушарная асимметрия:
Правое полушарие – предпочитает сначала понять целое, а потом
детали.
Левое полушарие – сначала смотрит на детали, а потом
концентрируется на целом.
3. Средовая.
Освещённость – тускло или ярко освещённые области.
Звук – фоновый звук или тишина.
Температура – тепло или прохлада.
Обстановка – формальная (стол и стул с прямой спинкой) или неформальная (лёжа на
диване или на полу).
4. Социальная.
В одиночестве – лучше всего обучается в одиночестве.
В паре – лучше всего обучается в компании с другим человеком.
Со сверстниками – лучше всего обучается с детьми своего возраста.
В группе – лучше всего обучается в группе из трёх и более человек.
С авторитетом (экспертом) – лучше всего обучается в присутствии старшего по
возрасту или человека, которого считает “экспертом”.
Были проведены исследования с детьми – близнецами, которые учатся в нашей школе. Основные методы исследования: сбор данных о поведении близнецов, беседа с детьми.
Предпочитаемые элементы стиля обучения однополыми близнецами.
(Александр и Антон – ученики 3-го класса.)
элементы | Александр | Антон |
Время суток | Утро | Полдень |
Приём пищи | Жевание | Жевание |
Модальность восприятия | Слуховая | Зрительная |
Межполушарная асимметрия | Правое полушарие | Правое полушарие |
Освещённость | Ярко освещённые области | Тускло освещённые области |
Звук | Тишина | Тишина |
Температура | Тепло | Тепло |
Обстановка | Неформальная (лёжа на полу) | Неформальная (лёжа на полу) |
Социальная | В группе | С экспертом |
Предпочитаемые стили обучения разнополыми близнецами.
(Ольга и Николай – ученики 3-го класса.)
элементы | Ольга | Николай |
Время суток | Вечер | Утро |
Приём пищи | Питьё | Питьё |
Модальность восприятия | Зрительная | Слуховая |
Межполушарная асимметрия | Левое полушарие | Правое полушарие |
Освещённость | Ярко освещённые области | Ярко освещённые области |
Звук | Тишина | Тишина |
Температура | Тепло | Тепло |
Обстановка | Формальная (стол и стул) | Неформальная (лёжа на диване) |
Социальная | В одиночестве | В паре |
Предпочитаемые ребёнком элементы стиля обучения наиболее ярко проявляются при усвоении новой или сложной информации. Некоторые элементы стилей близнецов могут совпадать, но часто обнаруживаются и элементы, уникальные для каждого.
Поэтому надо дать возможность детям обучаться разнообразными способами и выбирать самим способы демонстрации своих умений. А учителю необходимо понять и приспособиться к стилю учения каждого из близнецов.
Детей – близнецов надо подталкивать к тому, чтобы они учились друг у друга и уважали стиль учения каждого. Иногда они трудятся над заданиями вместе, а временами порознь. Например, девочки – близнецы чаще учатся в компании друг с другом, а мальчики – близнецы предпочитают учиться в одиночестве.
Восприятие детей – близнецов учителями.
В исследовании по изучению особенностей обучения детей – близнецов приняли участие 5 учителей – классных руководителей, работающих в классах, где есть близнецовые пары.
Учителям было предложено в письменной форме ответить на вопросы о сходстве и различии близнецов, обучающихся в их классе; в чём проявляются индивидуальные особенности каждого из близнецов. Они в основном сравнивали детей друг с другом. Очень редко учителя подмечали именно индивидуальные особенности близнеца, которые не встречались бы у его соблизнеца.
Например, ответ учителя, в классе которого обучаются монозиготные девочки – близнецы (6 класс):
“По внешнему виду я не могу их отличить. Обе девочки очень трудолюбивые. Я считаю, что более способна по моему предмету (технология ) Таня. Нина менее аккуратна.
Особых увлечений у них нет. Большую помощь оказывают родителям дома по хозяйству. Учатся в меру своих возможностей. Думаю, что в будущем девочки будут , конечно, разные, появятся разные интересы, разные профессии.
Взаимоотношения со сверстниками доброжелательные.”
Ответ учителя, в классе которого обучаются дизиготные разнополые близнецы (7 класс):
“Анжела очень вспыльчивая, но быстро отходит. Порученные задания старается выполнять добросовестно, но не всегда получается, т.к. она ещё хочет выполнить работу за Дениса.
Денис в общественных делах, да и в обучении пассивен, делать ничего не желает, даже домашнюю работу списывает у Анжелы. Мальчик тоже вспыльчив, иногда агрессивен. Анжела очень любит читать, Денис увлекается компьютерными играми.
Анжела учится хорошо, Денис – посредственно. У Анжелы много подруг, Денис друзей не имеет. Анжела – лидер, Денис – ведомый. В будущем они будут разные.”
Большинство учителей одновременно обращаются к близнецам, называя их общей фамилией (“Берсневы”, “Назаровы”).
Ответ учителя, в классе которого обучаются дизиготные однополые близнецы (1класс):
“У Андрея черты лица мягче, чем у Алёши. Алексей лучше разговаривает, Андрей аккуратнее пишет в тетради. любят работать по дому. Учатся слабо. По характеру уравновешенные, честные, умеют дружить с ребятами в классе.”
Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что учителя смотрят на детей – близнецов как на одно целое и не всегда близнецы получают индивидуальное внимание педагогов.
Дети-близнецы глазами родителей.
Жизнь детей – близнецов не ограничивается школой. У них есть дом, хобби, друзья и родственники. Во многом обучение близнецов в школе зависит от внимания родителей к каждому ребёнку в отдельности.
Родителям 5-х близнецовых пар были заданы вопросы, на которые они должны были честно и объективно ответить.
Результаты опроса родителей.
вопросы | Ответы родителей |
Скучают близнецы друг без друга? | Все ответили “Да” |
Часто ли ссорятся? | 3 – часто, 2 – не очень часто |
Зачинщиком ссор выступает один и тот же или то один, то другой? | 1 – один и тот же, 4 – то один, то другой |
Всегда одеваются по-разному? | Все ответили “Да” |
Можно выделить лидера? | 2 – есть лидер, 3 – не знают |
Близнецы разные по способностям? | 1 – одинаковые, 4 – разные |
У каждого есть свои увлечения? | 3 – увлечения разные, 2 – одни |
Для того чтобы увидеть, какое место занимает ребёнок в семье и каковы отношения внутри семьи, детям предложили нарисовать себя в семье.
Рисунки близнецов явно отличаются, но интересно то, что каждый ребёнок рисовал себя и обязательно соблизнеца. При этом мог “забыть” нарисовать кого-нибудь из членов семьи, например, папу.
На основании полученных данных можно сделать предположение, что родители желают воспитать и обучить близнецов как непохожих друг на друга людей. Без помощи учителя одним родителям это сделать сложно. Поэтому, чтобы помочь детям – близнецам в обучении, необходимо понять их индивидуальность.
Рекомендации учителям, работающим с детьми-близнецами.
- Относитесь к детям-близнецам как к двум родным, но разным, имеющим свои особенности, потребности, желания.
- Не сравнивайте близнецов между собой.
- Необходимо помнить, что дети-близнецы имеют трудности с контролем своего поведения.
- Будьте внимательны к своим действиям (особенно при выставлении оценок).
- С уважением и вниманием относитесь к индивидуальности каждого ребёнка и к уникальным взаимоотношениям внутри пары.