Сегодня все чаще встает вопрос о политехническом образовании и воспитании школьников, так как потребности современного рынка труда актуализировали вопрос о подготовке рабочих кадров в короткие сроки [1]. Необходимо существенное усиление трудового и технологического начал в изучении физики. Содержание курса физики должно способствовать формированию у учащихся представления о современной технологической стороне научной картины мира; необходимо обеспечить активное, творческое ознакомление школьников с прикладными вопросами физики, их участие в поиске способов практической реализации научных знаний, моделировании различных вариантов их применения и т.д. При этом использование принципа политехнизма при изучении физики в школе может решать многие важнейшие задачи современного образования.
Различные формы внеурочной работы по физике играют важную роль в политехническом образовании школьников. Именно во внеурочной деятельности получают дальнейшее развитие индивидуальные способности обучающихся, их склонности и интересы к различным видам физико-технического творчества. О.Ф. Кабардин выделяет ведущие принципы организации внеурочной работы:
- добровольность выбора учащимися занятий по интересам;
- тесная связь внеурочной работы по физике с обязательными занятиями;
- ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность школьников.
Внеурочные занятия по физике принято разделять на массовые, групповые и индивидуальные [2]. Среди форм работы, наиболее способствующих политехническому образованию и профориентации школьников отметим следующие:
- массовые формы: физико-технические олимпиады, выставки физико-технического творчества, недели физики, научно-практические конференции;
- групповые формы: факультативные занятия, физико-технические кружки, школьные научные и научно-технические общества;
- индивидуальные формы: конструирование и физико-техническое моделирование, исследовательская работа (задание-исследование), проект, реферат, доклад, сообщение.
В процессе внеурочной деятельности у школьников отрабатываются вполне определенные трудовые навыки, умения обращаться с измерительными приборами, оборудованием и инструментами, они совершенствуют свои экспериментальные, исследовательские умения и навыки, имеют возможность применить свои теоретические знания в новой ситуации. Важно, что многие задачи политехнического образования школьников решаются лишь при тесном сочетании урочной и внеурочной деятельности, при тесной связи и взаимодействии индивидуальных, групповых и массовых форм работы.
Использование принципа политехнизма во внеурочной работе по физике позволяет создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями и склонностями, сформировать установки на эффективный труд и овладение практическими навыками обращения с орудиями труда, машинами и механизмами, способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии.
Список литературы.
- Атутов П. Р. Концепция политехнического образования в современных условиях // Педагогика, - 1999. - № 2. - с. 17-20.
- Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе/ А. Т. Глазунов, Ю. И. Дик, Б. М. Игошев и др.; Под ред. А. Т. Глазунова, В. А. Фабриканта.- М.: Просвещение, 1985.- 159 с.