Применение методики тренингов в формировании классного коллектива

Разделы: Классное руководство


Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом классного руководителя в сплочении классного коллектива.

За время своей педагогической деятельности я была классным руководителем в классах разного уровня. Наиболее трудным был один из них - необычный класс, в котором 18 ребят из 20 пришли к нам из других школ. Не секрет, что успехи в учебе у этих ребят были не блестящие(на «4» и «5»- ни одного человека, с 1-3 «3»- 3 человека), многие имели личностные проблемы, испытывали трудности в общении с подростками и взрослыми. В первые дни учебы ничего необычного в классе не происходило, но примерно через две недели стало ясно, что коллектива в классе нет, и дети разбились по группам по 2-3-4 человека. К этому добавились многочисленные проблемы общения с педагогами:

  • боязнь ответа на уроке с места или у доски;
  • боязнь задать вопрос по изучаемому материалу урока;
  • неумение формулировать мысли и вопросы.

Совместно с заместителем директора по УВР Труба О. И. мы стали думать, как разрешить сложившиеся проблемы, и Ольга Игоревна предложила мне использовать в работе с классом тренинги (игры-тренировки, игры-упражнения, игры-шутки).

Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, разум и фантазия «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Детские игры воспитывают, развивают целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, все, что составляет богатство человеческой деятельности. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

В последнее время детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Есть даже такое выражение – «игровая дистрофия детей». Есть отрасль медицины и психологии – игротерапия. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

Поскольку мы работали с детьми старшего возраста, то основу тренингов составляли упражнения – игры, которые решали разные задачи:

  • осознание себя учащимися как личности, своих положительных качеств;
  • осознание себя частью коллектива;
  • обучение навыкам общения в коллективе;
  • развитие коммуникативности;
  • формирование позитивного отношения к окружающим и к себе.

В основу занятий была заложена схема построения занятия, состоящая из трех частей:

  • разогрев;
  • основная часть;
  • релаксация.

На тренингах мы старались создавать доброжелательную обстановку, располагающую к доверительному общению.

Результаты своей работы мы старались отслеживать, занося все в дневник наблюдений.

Первые результаты нашей работы стали видны уже через 3 занятия. Дети стали раскрепощенными, более активными на уроках, стала повышаться успеваемость, снизилось количество прогулов и пропусков уроков. На приведенных ниже диаграммах можно увидеть, с какими результатами дети окончили школу.

К концу первого полугодия ребята стали активными участниками школьной жизни.

Силами класса была поставлена сказка на новый год для старшеклассников, на школьном турслете команда класса заняла второе место, в смотре строя и песни – третье место. После новогодней постановки большая часть класса приняла активное участие в постановке театральной студии под руководством Матюшевской Н. В. ко дню Святого Валентина. («Несколько слов о Ромео и Джульетте».) Вместе со студией артисты из нашего класса принимали участие в театральном фестивале в Г. Клин.

Первого сентября совместно с параллельным классом был организован праздник для первоклассников.

Ребята стали принимать активное участие во всех трудовых делах школы, с большой отзывчивостью реагировали на просьбы учителей о трудовой помощи.

От класса в совет старшеклассников были выдвинуты Ткаченко Дмитрий и Скулкина Виктория. Здесь эти ученики смогли проявить свои организаторские способности. В частности, по инициативе Дмитрия была сформирована группа старшеклассников, которая под руководством учителя Кулагиной А. Д. провели работы по облагораживанию территории захоронения генерал-майора Терентьева Г. Л.. Виктория смогла организовать группу учащихся из одноклассников и учеников 9 классов для проведения школьного новогоднего карнавала для старшеклассников.

На праздниках Последнего звонка и Выпускном вечере класс показал себя сплоченным, творческим и благодарным коллективом.

Упражнения-игры для составления тренингов

1. «Комплимент» – активирующее упражнение, создает позитивный настрой. Учащихся просят сказать своему соседу комплимент по очереди, по кругу.

2. «Вампиры» - Ведущий назначает 2-4 «вампиров», в зависимости от количества участников. Вампиры активны только ночью, и ведущий объявляет смену дня и ночи. Днем все участники, в том числе и «вампиры» двигаются с открытыми глазами. С наступлением ночи все засыпают /закрывают глаза/, а «вампиры» начинают охоту (Щипки). Тот, кого «укусил» вампир, сам становится вампиром. Если участник «укушен» дважды, то он становится человеком. При объявлении дня ведущий спрашивает, кто вампир, а кто превратился в человека. Игру повторить 2-3 раза.

Цель упражнения: осознание своего тела. В конце ведущий задает нескольким участникам вопрос о том, что они чувствовали с закрытыми глазами и во время «укусов» вампиров.

3. «Сильный ветер дует» - ведущий встает в центр круга. Все участники сидят по кругу на стульях. Свободных стульев нет. По словам ведущего «Сильный ветер дует на того, кто…» /называется какое-либо качество, внешнее или внутреннее/, все участники, для кого названное качество подходит, встают со своих мест и занимают свободные места, но не свое и не соседское. Ведущий так же занимает свободное место. Тот участник, который остался без места, становится ведущим.

Цель занятия: приобретение учащимися навыков внимательной оценки и высказывания о качествах товарищей. На первом занятии лучше называть внешние признаки.

4. «Прогноз погоды» - дать характеристику своего эмоционального состояния в виде прогноза погоды и оценить:

  • что получил для себя в ходе занятия;
  • что больше всего понравилось;
  • что было сложнее всего и почему.

5. «Лиса Алиса и кот Базилио» - в парах участники распределяются по ролям. Ведущий ставит в центре комнаты в произвольном порядке препятствия – стулья. Задача «Лисы» - провести слепого (с закрытыми глазами) «кота» на противоположный конец комнаты. После выполнения упражнения участники меняются ролями и повторяют упражнение. После выполнения упражнения ведущие дают выборочно нескольким парам проанализировать свое состояние.

6. «Монстр» – группы, оставшиеся с предыдущего упражнения, остаются. Группы получают задание – построить монстра из своих собственных тел:

1 туловище, 4 нога, 4 рук, 2 крыла, 3 головы и один хвост.

В течение 5 минут группам необходимо обсудить и построить монстра. После того, как монстры построены, ведущий дает команду: Каждый монстр должен сделать 3 шага вперед.

7. «Постройтесь по…» - участники получают задания – построиться по:

  • росту;
  • месяцам рождения;
  • по размеру обуви;
  • по длине волос.

8. «Я – твое зеркало» Группа встает в круг. Чет-нечет => разбить сидящих в кругу

на пары. Пары садятся в два ряда. 1-е номера – зеркало, 2-е номера – человек, смотрящий в зеркало. Работа на внимание друг к другу и на невербальное общение. Затем номера меняются ролями.

Релаксация: кем легче было быть? Хорошее ли у тебя было зеркало?

9. «Ладони – 1 » - В парах, стоя лицом друг к другу, участники соединяют свои ладони, затем одновременно делают шаг назад, не отпуская ладони. Затем еще шаг и еще. При этом между партнерами постоянно присутствует контакт глаз и ладоней. Отступление продолжается как можно дальше. Если участники полагают, что дошли до точки, то начинается обратный процесс. При этом ладони не отрываются друг от друга.

10. «Ассоциации» Группа встает в круг. Водящий выходит из комнаты. Группа загадывает человека. Водящий, вернувшись, задает вопросы, с каким предметом или существом ассоциируется у группы выбранный человек. По ассоциациям участников водящий должен узнать его, и в этом случае названный участник становится водящим.

11.«Сказка» (резерв) – Группа садится по кругу. Задача: каждый произносит по очереди по одному предложению, так, чтобы получился связный рассказ.

Тема: «Новогодние приключения в лесу»

Действующие лица: Дед Мороз, Снегурочка, дикие звери, два заблудившихся охотника.

Начало: Однажды под Новый год два друга отправились в лес на охоту, и там они встретили…

12. «Моргалки» - (упражнение-разогрев группы, на невербальное общение). Группа разделяется на чет-нечет. Вторые номера встают за спинку стула первых номеров. У одного из вторых номеров нет пары. Его задача – взглядом, морганием пригласить на свой стул кого-либо из первых номеров. Задача вторых номеров – удержать своих партнеров. Тот второй номер, кто остался без партнера, становится ведущим.

13. «Сложить самолетик» - участникам предлагается сложить из бумаги самолетик, при этом они могут советоваться с соседями. После чего участники делятся на пары. Каждой паре ведущий связывает руки таким образом, чтобы у одного участника была свободна правая рука, а у другого левая. После чего им предлагается сложить самолетик, не переговариваясь при этом друг с другом. Можно общаться мимикой, взглядом.

14. «Пойми меня» - после выполнения предыдущего упражнения все первые номера образуют одну команду, а все вторые номера – другую команду. Участники одной команды приглашают одного из игроков-соперников и называют ему на ухо слово (слова каждой команде предлагает ведущий на карточках). Задача этого игрока – мимикой и жестами объяснить своей команде, что за слово ему названо. Затем команды меняются местами

15. «Автобус» - все участники плотно встают парами друг другу в затылок – они пассажиры переполненного автобуса. Один участник – пассажир этого автобуса, которому надо выходить. Его задача - любым способом пройти через толпу.

Список используемой литературы:

  1. С. А. Шмаков «Игры – шутки, игры - минутки». Издательство «Новая школа», 1996 год.
  2. Р. М. Мухаметова «Психология. Занятия с детьми 1-2 классов». Издательство «Учитель-АСТ», 2004 год.
  3. Р. М. Мухаметова «Психология. Занятия с детьми 3-4 классов». Издательство «Учитель-АСТ», 2005 год.
  4. Р. М. Мухаметова «Психология. 5 класс. Разработки занятий с детьми». Издательство «Учитель-АСТ», 2005 год.
  5. Р. М. Мухаметова «Психология. 7 класс. Разработки занятий ». Издательство «Учитель-АСТ», 2006 год.
  6. Н. И. Еременко «Классные часы. 9 класс». Издательство «Учитель-АСТ», 2005 год.
  7. Л. П. Морозова «Классные часы. 10 класс». Издательство «Учитель-АСТ», 2005 год.
  8. «К вершинам мастерства» (Нестандартные уроки и формы работы, классные часы, занятия психолога, логопеда). Издательство «Учитель-АСТ», 2005 год.
  9. «Обучение жизненно важным навыкам» Издательство «ОБРАЗОВАНИЕ-КУЛЬТУРА» Санкт-Петербург, 2002 год