Использование стандартных компонентов Microsoft Office

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА КУРСА

Если говорить о преподавании информатики в общеобразовательной школе в настоящий период, то это непростая задача, так как эта школьная дисциплина, как никакая другая, отражает в своем содержании бурные изменения, происходящие в науке, общественном сознании и в социально-производственных отношениях. Продолжается становление самой информатики, уточняется ее структура, место в обучении подростков, активно развивается методическая система принципов и подходов к обучению. Также на организацию процесса обучения информатике и на ее содержание в каждом конкретном случае все еще влияет уровень оснащения компьютерного класса, наличие выхода в Интернет и другие условия.

Овладение телекоммуникационными и информационными технологиями, как средствами реализации принципа непрерывности образования с использованием технических средств (компьютеров), является лишь одним из аспектов образовательной функции информатики. В основе курса должна лежать ее направленность на решение общеобразовательных и мировоззренческих задач, что позволяет обеспечить гуманизацию процесса обучения и реализацию возможности осуществления дифференцированного обучения, подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.

Именно поэтому курс разработан так, что большее место уделяется практическим занятиям, которые позволили бы в лучшей степени изучить компьютер и технологии.

Курс рассчитан на 144 часа из расчета 4 часа в неделю/

II. ЦЕЛИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА "ИНФОРМАТИКА"

Общеобразовательные цели курса:

  • Знать функциональное назначение компьютера
  • Знать основные устройства компьютера
  • Знать и ориентироваться в возможностях графического интерфейса
  • Знать основные приемы работы с информационными объектами
  • Уметь использовать программные средства для решения информационных задач
  • Иметь представлении об основных различиях информационных систем от баз данных
  • Знать основные принципы проектирования баз данных
  • Освоить работу в глобальной сети
  • Знать основы электронной коммуникации.

Воспитательные цели курса:

  • Формирование системного мышления
  • Восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека
  • Восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов
  • Формировать и воспитывать познавательный интерес путем описания окружающего мира автоматическими средствами представления данных
  • Воспитание коммуникативных свойств личности
  • Воспитание толерантности
  • Воспитание сетевой этики

Развивающие цели курса:

  • Становление и развитие информационного мышления
  • Овладеть основными приемами работы с информационными объектами
  • Развивать навыки аналитического мышления
  • Развитие познавательных и исследовательских способностей учащихся с использованием глобальной сети
  • Формирование познавательного интереса
  • Развитие навыков общения в сети.

III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА "ИНФОРМАТИКА"

Технологическая цепочка решения информационных задач.

Представление символьной информации в компьютере. Программные средства для работы с текстом. Первоначальные настройки текстового документа. Работа с текстом, его фрагментами. Сохранение документов. Работа со списками. Создание и форматирование таблиц. Приемы работы с графическими элементами текстового редактора. Программные и аппаратные средства для работы с графическими объектами. Графический редактор Paint. Рисунки и графические примитивы на слайдах. Использование анимации. Переходы между слайдами. Работа в программе Microsoft Publisher. Создание буклета. Создание быстрой публикации. Визитка. Создание Веб-страницы. Создание Веб-сайта. Гиперссылки. Оформление сайта. Презентация сайтов.

Автоматизация решения информационных задач.

Электронная таблица: среда и принципы работы. Форматирование данных. Построение арифметических выражений в электронных таблицах. Встроенные функции в электронных таблицах. Графическое представление числовых данных.

Информационная система. Создание архивов.

Базы данных: среда и принципы работы. Программная среда MS Asses. Создание и редактирование базы данных. Фильтрация данных. Создание запросов. Создание отчетов. Назначение архивов и их виды. Архивация файлов. Создание многотомных архивов в ZIP.

Виды компьютерных сетей и ресурсов ИНТЕРНЕТ. Работа с электронной почтой и почтовыми программами.

Локальные и глобальные сети. Основы работы с браузерами. Поиск информации в Интернет. Интерфейс почтовой программы. Операции с сообщениями. Работа с адресной книгой. Подведение итогов.

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 Технологическая цепочка решения информационных задач 60
2 Автоматизация решения информационных задач 20
3 Информационная система 16
4 Создание архивов 12
5 Виды компьютерных сетей и ресурсов ИНТЕРНЕТ. 12
6 Работа с электронной почтой и почтовыми программами. 24

V. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Информатика. Теория./Под ред. Н.В.Гейн.- СПб.:Питер, 2008
  2. Занимательная информатика для детей и взрослых./Под ред. И.В.Бенку.- СПб.:Питер, 2007
  3. Программа по информатике (системно-информационная концепция). Н.В.Макарова.- СПб.:Питер, 2009

Перечень средств ИКТ, имеющихся для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) - используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) - позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) - позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
  • Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения
  • Простой редактор Web-страниц
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА "ИНФОРМАТИКА"
Технологическая цепочка решения информационных задач
№ занятия Часы Тема Цели
1 4 Представление символьной информации в компьютере ЦЕЛЬ: освоить способы представления символьной информации в компьютере; иметь представление об естественных языках и искусственных.
2 4 Программные средства для работы с текстом ЦЕЛЬ: знать основные программные средства для работы с текстом; освоить основные возможности текстовых редакторов; познакомиться с возможностями справочной системы.
3 4 Первоначальные настройки текстового документа ЦЕЛЬ: привитие навыков работы с программными средствами; освоение основных возможностей текстового редактора; освоение навыков работы с фрагментами текста.
4 4 Работа с текстом. ЦЕЛЬ: отработка основных навыков работы с текстом: создание и форматирование текста, его фрагментами; закрепить навыки работы с инструментами текстового редактора; иметь представление о списках различного типа.
5 4 Создание и форматирование таблиц ЦЕЛЬ: освоить способы создания таблиц; иметь представление о способах форматирования таблиц.
6 4 Приемы работы с графическими элементами текстового редактора ЦЕЛЬ: освоение способа графического оформления таблиц; иметь представление о настройках свойств таблиц.
7 4 . Графический редактор Paint ЦЕЛЬ: знать основные аппаратные и программные средства для работы с графикой; уметь пользоваться аппаратными средствами по обработке графической информации; освоить интерфейс графических редакторов.
8 4 Рисунки и графические примитивы на слайдах ЦЕЛЬ: Познакомить с программой по созданию презентаций, показать возможности этой программы. Создать примитивную презентацию
9 4 Использование анимации. Переходы между слайдами ЦЕЛЬ: Обработка слайдов с использованием анимации, научить оформлять переходы между слайдами.
10 4 Работа в Publisher. Создание буклета ЦЕЛЬ: Познакомить с новой программой из пакета Microsoft office - Microsoft Publisher. Создание буклета.
11 4 Создание быстрой публикации. Визитка. ЦЕЛЬ: Научить работать с разными видами публикаций. Создать визитку.
12 4 Создание Веб-страницы ЦЕЛЬ: Научить работать с разными видами публикаций. Создать свою веб-страницу
13 4 Создание Веб-сайта ЦЕЛЬ: Научить работать с разными видами публикаций. Создать веб-сайт на вольную тему
14 4 Гиперссылки. ЦЕЛЬ: Продолжать работать с сайтом. Правильно оформить его, поместить гиперссылки.
15 4 Оформление сайта ЦЕЛЬ: Провести сравнительный анализ работ: выявить недостатки, отметить достижения.
Автоматизация решения информационных задач
16 4 Электронная таблица: среда и принципы работы ЦЕЛЬ: познакомить с программным средством обработки числовой информации.
17 4 Форматирование данных. Построение арифметических выражений в электронных таблицах ЦЕЛЬ: освоить основные приемы управления данными и приемы их форматирования в ячейках; освоить запись арифметических выражений в виде пригодном для обработки компьютером.
18 4 Графическое представление числовых данных. ЦЕЛЬ:. научиться использовать математические модели с использованием диаграмм
19 4 Алгоритм многооконного инструмента ЦЕЛЬ: подготовка алгоритма многооконного инструмента
20 4 Создание автоматизированных многооконных инструментов в Power Point ЦЕЛЬ: освоить способы решения неформализованных задач; освоить приемы формализации.
Информационная система
21 4 Базы данных: среда и принципы работы ЦЕЛЬ: освоение этапов создания базы данных; иметь представление о среде баз данных и способах манипулирования данными.
22 4 Программная среда MS Asses ЦЕЛЬ: иметь представление об интерфейсе MS Asses; знать способы создания баз данных
23 4 Создание и редактирование базы данных ЦЕЛЬ: отработать навыки работы с базой данных.
24 4 Фильтрация данных ЦЕЛЬ: освоить приемы фильтрации и сортировки данных
Создание архивов
25 4 Назначение архивов и их виды. ЦЕЛЬ: знать какие виды архивации существуют и зачем они нужны.
26 4 Архивация файлов. ЦЕЛЬ: приобрести опыт в архивации файлов различными способами
27 4 Создание многотомных архивов в ZIP. ЦЕЛЬ: Попрактиковаться в создании простых и многотомных архивов.
Виды компьютерных сетей и ресурсов ИНТЕРНЕТ.
28 4 Локальные и глобальные сети. ЦЕЛЬ: Иметь понятие о глобальных и локальных сетях, иметь представление о их возможностях.
29 4 Основы работы с браузерами ЦЕЛЬ: освоить работу с браузером, знать основные возможности заложенные в браузере для работы в сети.
30 4 Поиск информации в Интернет ЦЕЛЬ: освоить возможности поисковой службы в сети ИНТЕРНЕТ, иметь представления о видах поисковых систем
Работа с электронной почтой и почтовыми программами.
31 4 Социальные сети и почтовые клиенты ЦЕЛЬ: ознакомится с популярными социальными сетями и почтовыми клиентами
32 4 Регистрация почтового ящика. Понятие о ботах ЦЕЛЬ: зарегистрировать почтовый ящик. ознакомится с информацией о автоматических регистраторах.
33 4 Интерфейс почтовой программы ЦЕЛЬ: освоить интерфейс программы Outlook Express; иметь представление о способах настройки почтовой программы.
34 4 Операции с сообщениями ЦЕЛЬ: познакомить с основными возможностями и приемами почтовой программы.
35 4 Работа с адресной книгой ЦЕЛЬ: освоить способы создания записей в адресной книге, как отдельного пользователя, так и групп пользователей.
36 4 Итоговая конференция ЦЕЛЬ: выявить насколько продуктивно дети работали на уроках в течении года. Презентация реализованных проектов
Итого 144