I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА КУРСА
Если говорить о преподавании информатики в общеобразовательной школе в настоящий период, то это непростая задача, так как эта школьная дисциплина, как никакая другая, отражает в своем содержании бурные изменения, происходящие в науке, общественном сознании и в социально-производственных отношениях. Продолжается становление самой информатики, уточняется ее структура, место в обучении подростков, активно развивается методическая система принципов и подходов к обучению. Также на организацию процесса обучения информатике и на ее содержание в каждом конкретном случае все еще влияет уровень оснащения компьютерного класса, наличие выхода в Интернет и другие условия.
Овладение телекоммуникационными и информационными технологиями, как средствами реализации принципа непрерывности образования с использованием технических средств (компьютеров), является лишь одним из аспектов образовательной функции информатики. В основе курса должна лежать ее направленность на решение общеобразовательных и мировоззренческих задач, что позволяет обеспечить гуманизацию процесса обучения и реализацию возможности осуществления дифференцированного обучения, подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
Именно поэтому курс разработан так, что большее место уделяется практическим занятиям, которые позволили бы в лучшей степени изучить компьютер и технологии.
Курс рассчитан на 144 часа из расчета 4 часа в неделю/
II. ЦЕЛИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА "ИНФОРМАТИКА"
Общеобразовательные цели курса:
- Знать функциональное назначение компьютера
- Знать основные устройства компьютера
- Знать и ориентироваться в возможностях графического интерфейса
- Знать основные приемы работы с информационными объектами
- Уметь использовать программные средства для решения информационных задач
- Иметь представлении об основных различиях информационных систем от баз данных
- Знать основные принципы проектирования баз данных
- Освоить работу в глобальной сети
- Знать основы электронной коммуникации.
Воспитательные цели курса:
- Формирование системного мышления
- Восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека
- Восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов
- Формировать и воспитывать познавательный интерес путем описания окружающего мира автоматическими средствами представления данных
- Воспитание коммуникативных свойств личности
- Воспитание толерантности
- Воспитание сетевой этики
Развивающие цели курса:
- Становление и развитие информационного мышления
- Овладеть основными приемами работы с информационными объектами
- Развивать навыки аналитического мышления
- Развитие познавательных и исследовательских способностей учащихся с использованием глобальной сети
- Формирование познавательного интереса
- Развитие навыков общения в сети.
III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА "ИНФОРМАТИКА"
Технологическая цепочка решения информационных задач.
Представление символьной информации в компьютере. Программные средства для работы с текстом. Первоначальные настройки текстового документа. Работа с текстом, его фрагментами. Сохранение документов. Работа со списками. Создание и форматирование таблиц. Приемы работы с графическими элементами текстового редактора. Программные и аппаратные средства для работы с графическими объектами. Графический редактор Paint. Рисунки и графические примитивы на слайдах. Использование анимации. Переходы между слайдами. Работа в программе Microsoft Publisher. Создание буклета. Создание быстрой публикации. Визитка. Создание Веб-страницы. Создание Веб-сайта. Гиперссылки. Оформление сайта. Презентация сайтов.
Автоматизация решения информационных задач.
Электронная таблица: среда и принципы работы. Форматирование данных. Построение арифметических выражений в электронных таблицах. Встроенные функции в электронных таблицах. Графическое представление числовых данных.
Информационная система. Создание архивов.
Базы данных: среда и принципы работы. Программная среда MS Asses. Создание и редактирование базы данных. Фильтрация данных. Создание запросов. Создание отчетов. Назначение архивов и их виды. Архивация файлов. Создание многотомных архивов в ZIP.
Виды компьютерных сетей и ресурсов ИНТЕРНЕТ. Работа с электронной почтой и почтовыми программами.
Локальные и глобальные сети. Основы работы с браузерами. Поиск информации в Интернет. Интерфейс почтовой программы. Операции с сообщениями. Работа с адресной книгой. Подведение итогов.
IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 | Технологическая цепочка решения информационных задач | 60 |
2 | Автоматизация решения информационных задач | 20 |
3 | Информационная система | 16 |
4 | Создание архивов | 12 |
5 | Виды компьютерных сетей и ресурсов ИНТЕРНЕТ. | 12 |
6 | Работа с электронной почтой и почтовыми программами. | 24 |
V. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Информатика. Теория./Под ред. Н.В.Гейн.- СПб.:Питер, 2008
- Занимательная информатика для детей и взрослых./Под ред. И.В.Бенку.- СПб.:Питер, 2007
- Программа по информатике (системно-информационная концепция). Н.В.Макарова.- СПб.:Питер, 2009
Перечень средств ИКТ, имеющихся для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
- Устройства создания графической информации (графический планшет) - используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
- Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) - позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
- Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) - позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
- Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА "ИНФОРМАТИКА" | |||
Технологическая цепочка решения информационных задач | |||
№ занятия | Часы | Тема | Цели |
1 | 4 | Представление символьной информации в компьютере | ЦЕЛЬ: освоить способы представления символьной информации в компьютере; иметь представление об естественных языках и искусственных. |
2 | 4 | Программные средства для работы с текстом | ЦЕЛЬ: знать основные программные средства для работы с текстом; освоить основные возможности текстовых редакторов; познакомиться с возможностями справочной системы. |
3 | 4 | Первоначальные настройки текстового документа | ЦЕЛЬ: привитие навыков работы с программными средствами; освоение основных возможностей текстового редактора; освоение навыков работы с фрагментами текста. |
4 | 4 | Работа с текстом. | ЦЕЛЬ: отработка основных навыков работы с текстом: создание и форматирование текста, его фрагментами; закрепить навыки работы с инструментами текстового редактора; иметь представление о списках различного типа. |
5 | 4 | Создание и форматирование таблиц | ЦЕЛЬ: освоить способы создания таблиц; иметь представление о способах форматирования таблиц. |
6 | 4 | Приемы работы с графическими элементами текстового редактора | ЦЕЛЬ: освоение способа графического оформления таблиц; иметь представление о настройках свойств таблиц. |
7 | 4 | . Графический редактор Paint | ЦЕЛЬ: знать основные аппаратные и программные средства для работы с графикой; уметь пользоваться аппаратными средствами по обработке графической информации; освоить интерфейс графических редакторов. |
8 | 4 | Рисунки и графические примитивы на слайдах | ЦЕЛЬ: Познакомить с программой по созданию презентаций, показать возможности этой программы. Создать примитивную презентацию |
9 | 4 | Использование анимации. Переходы между слайдами | ЦЕЛЬ: Обработка слайдов с использованием анимации, научить оформлять переходы между слайдами. |
10 | 4 | Работа в Publisher. Создание буклета | ЦЕЛЬ: Познакомить с новой программой из пакета Microsoft office - Microsoft Publisher. Создание буклета. |
11 | 4 | Создание быстрой публикации. Визитка. | ЦЕЛЬ: Научить работать с разными видами публикаций. Создать визитку. |
12 | 4 | Создание Веб-страницы | ЦЕЛЬ: Научить работать с разными видами публикаций. Создать свою веб-страницу |
13 | 4 | Создание Веб-сайта | ЦЕЛЬ: Научить работать с разными видами публикаций. Создать веб-сайт на вольную тему |
14 | 4 | Гиперссылки. | ЦЕЛЬ: Продолжать работать с сайтом. Правильно оформить его, поместить гиперссылки. |
15 | 4 | Оформление сайта | ЦЕЛЬ: Провести сравнительный анализ работ: выявить недостатки, отметить достижения. |
Автоматизация решения информационных задач | |||
16 | 4 | Электронная таблица: среда и принципы работы | ЦЕЛЬ: познакомить с программным средством обработки числовой информации. |
17 | 4 | Форматирование данных. Построение арифметических выражений в электронных таблицах | ЦЕЛЬ: освоить основные приемы управления данными и приемы их форматирования в ячейках; освоить запись арифметических выражений в виде пригодном для обработки компьютером. |
18 | 4 | Графическое представление числовых данных. | ЦЕЛЬ:. научиться использовать математические модели с использованием диаграмм |
19 | 4 | Алгоритм многооконного инструмента | ЦЕЛЬ: подготовка алгоритма многооконного инструмента |
20 | 4 | Создание автоматизированных многооконных инструментов в Power Point | ЦЕЛЬ: освоить способы решения неформализованных задач; освоить приемы формализации. |
Информационная система | |||
21 | 4 | Базы данных: среда и принципы работы | ЦЕЛЬ: освоение этапов создания базы данных; иметь представление о среде баз данных и способах манипулирования данными. |
22 | 4 | Программная среда MS Asses | ЦЕЛЬ: иметь представление об интерфейсе MS Asses; знать способы создания баз данных |
23 | 4 | Создание и редактирование базы данных | ЦЕЛЬ: отработать навыки работы с базой данных. |
24 | 4 | Фильтрация данных | ЦЕЛЬ: освоить приемы фильтрации и сортировки данных |
Создание архивов | |||
25 | 4 | Назначение архивов и их виды. | ЦЕЛЬ: знать какие виды архивации существуют и зачем они нужны. |
26 | 4 | Архивация файлов. | ЦЕЛЬ: приобрести опыт в архивации файлов различными способами |
27 | 4 | Создание многотомных архивов в ZIP. | ЦЕЛЬ: Попрактиковаться в создании простых и многотомных архивов. |
Виды компьютерных сетей и ресурсов ИНТЕРНЕТ. | |||
28 | 4 | Локальные и глобальные сети. | ЦЕЛЬ: Иметь понятие о глобальных и локальных сетях, иметь представление о их возможностях. |
29 | 4 | Основы работы с браузерами | ЦЕЛЬ: освоить работу с браузером, знать основные возможности заложенные в браузере для работы в сети. |
30 | 4 | Поиск информации в Интернет | ЦЕЛЬ: освоить возможности поисковой службы в сети ИНТЕРНЕТ, иметь представления о видах поисковых систем |
Работа с электронной почтой и почтовыми программами. | |||
31 | 4 | Социальные сети и почтовые клиенты | ЦЕЛЬ: ознакомится с популярными социальными сетями и почтовыми клиентами |
32 | 4 | Регистрация почтового ящика. Понятие о ботах | ЦЕЛЬ: зарегистрировать почтовый ящик. ознакомится с информацией о автоматических регистраторах. |
33 | 4 | Интерфейс почтовой программы | ЦЕЛЬ: освоить интерфейс программы Outlook Express; иметь представление о способах настройки почтовой программы. |
34 | 4 | Операции с сообщениями | ЦЕЛЬ: познакомить с основными возможностями и приемами почтовой программы. |
35 | 4 | Работа с адресной книгой | ЦЕЛЬ: освоить способы создания записей в адресной книге, как отдельного пользователя, так и групп пользователей. |
36 | 4 | Итоговая конференция | ЦЕЛЬ: выявить насколько продуктивно дети работали на уроках в течении года. Презентация реализованных проектов |
Итого | 144 |