Интегрированный урок "Математическое путешествие по Приморскому краю"

Разделы: Математика

Класс: 7


“Пристальное, глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математик.
Ж.Б.Ж. Фурье

Изучение математики для многих учащихся становится скучной обязанностью посещения уроков, а для некоторой части учащихся этот предмет не имеет значимости из-за неприменимости его в их будущей профессии, о чём они сообщают очень громко и настойчиво отказываются работать на уроке по предмету.

В нашей школе, как и в других школах города, ежегодно проводят “Неделю математики”, и учащиеся активно принимают участие в проведении её, но таких учащихся меньшинство. Учащиеся, активно участвующие, выполняют данные учителем задания для проведения мероприятий в своём классе и в младших классах, проявляют инициативу, осуществляют поиск материала самостоятельно.

Учителя проводят нетрадиционные уроки математики: урок-турнир, урок-викторину, урок-КВН, урок-смотр общественных знаний, “Математические регаты”, урок-решения олимпиадных задач.

Я предлагаю вашему вниманию интегрированный урок-путешествие- первый урок из трёх уроков путешествий по Приморскому краю; 2 урока проводятся в 7 классе, а третий урок – в начале учебного года 8 класса, так как учащиеся ещё не изучали “Географию Приморского края”. При подготовке учителю к этим урокам оказывется достаточным иметь географическую карту Приморского края, справочный материал о растительности и животном мире края можно найти в учебнике георафии; и, конечно, методические рекомендации; возможно для кратковременного переключения использовать отрывок сказки народа, проживающего в месте, где проходит маршрут путешествия.

Некоторые учащиеся, ранее пассивные, активизируются ведь уних имеется шанс проявить свою эрудицию, показать наличие знаний по другим предметам, а для “нигилистов математики” возможность убедиться в том, что и математика не такая уж бесполезная наука. Самые активные участники получают опыт организаторов, расширяют кругозор знанием приёмов методики преподавания, получают дополнительную информацию по математике. Урок рассчитан на 40-45 мин.

Цели урока:

  • закрепление знаний, умений навыка в вычислениях,
  • развитие познавательного интереса к вычислению;
  • расширение знаний о геогрфии родного края;
  • расширение знаний об истории края.

Тип урока: закрепление навыков выполнения арифметических действий с числами; решения линйных уравнений с одной переменной.

Оборудование урока: карта Приморского края (Приложение), карточки-ответы для программированного контроля, карточки-задания для ответов и решений с печатной основой, лист себоконтроль.

Ход урока

Подготовительный этап – 3-5 мин.

Сообщение учителя о том, что на уроке предстоит совершить виртуальное путешествие с юга Приморского края-из г.Владивостока, расположенного на восточном побережье страны, где восходит Солнце, где каждый новый день наступает раньше, чем в других регионах, на север края. Учащимся предстоит ответить на вопросы по географии и истории края, выполняя задания по математике. Какой рельеф основной части края; как называется одна из самых высоких гор горной системы; какой народ проживал в горных районах по правому побережью реки Уссури и в местах граничащих с Хабаровским краем до 2 второй половины 19-го века и ныне живёт там.

Разминка и угадывание названий для продвижения по маршруту – 10 минут.

Самостоятельная работа. Решение уравнений и угадывание слова по таблице, данной в карточках-заданиях. – 15 мин.

Доклад учащегося “Статистика о населении, проживающем в Приморском крае – 5 мин.

Итоги урока – 3 мин.

Домашнее задани – 2 мин.

Содержание этапов урока:Предварительно, до начала урока закрепить на доске карту Приморского края и карты -ответы программированного контроля. На парты разложить карточки-задания, листы себоконтроля.

1-й этап: организация урока, сообщение цели, постановка задачи.

2-й этап: состоит из решения трёх заданий, каждое из которых верно решённое раскрывает информацию о географии края.

Представить сумму в виде дроби по приведённому образцу, раскрывая географические данные по полученным результатам в программированном контроле на картах-ответах, закреплённых на доске.

1 задание: ответить на вопрос о том, у берегов какого моря мы живём?

5/24 + а/56 = / + / = /
НОД (24,56) = ____

ОБРАЗЕЦ: в/6 + 1/2 = (в + 3)/6, НОД(2,6) = 6

3 варианта ответов на доске на картах — ответах закрыты.

Японское море соответствует цифре 8 на открытой стороне карты ответа, аналогично на двух других: Охотское море соответствует числу 7, Желтое море соответствует числу 21. Подсказка учителя: столько же островов в акватории, прилежащей к побережью ПК.

2 задание: название системы, на которой расположена основная часть территории ПК?

6 + 2/33 + m/44 = / + / + / = (+ + )/
НОД(33,44,_) = ____

Подсказка учителя: столько же хребтов в этой системе.

2 варианта ответов: Сихотэ-Алинь соответствует числу 11; Карпаты соответствуют числу 44.

3 задание: название одной из самых высоких гор в Приморском крае?

(15,4 + 3,28 + 9,32 – 14)/2 = ___ в этом примере ответ не по образцу.

Подсказка столько же гор в Приморском крае.

2 варианта ответов: гора Широкая, высотой 1505 м соответствует числу 6 и гора Облачная, высотой 1855 м соответствует числу 7.

3-й этап: самостоятельная работа. Решение уравнений.

Решите уравнения и узнайте, какое слово зашифровано в этой таблице.

№, п/п Н X У Э Д
1 11,75 3,81 2,1 10,3 4,7
2 12,5 3,85 4,25 1,8 3,09
3 5,9 3,5 0,8 1,5 4,3
4 3,25 4,12 4,1 4,35 4,1
5 0,48 1,6 0,3 0,26 1,7

(1)4,6 + у = 6,5 (2) 8,25 -х = 4,4 (3) у+1,8 = 2,6 (4) у – 2,75 = 1,6 (5) 5,4 – у = 3,7. После получения ответов записать корень уравнеия на доске, записать полученные числа в порядке их возрастания. Получится слово, буквы которого соответствуют числам в таблице. Слово – это название народа издавна проживавшего в горных районах Сихотэ-Алинь на территории Приморского края, граничащей с территорией Хабаровского края.

4-й этап: доклад учащегося, подготовившего статистическую информацию о населении Приморского края и о народе УДЭХЭ в прошлом и настоящем.

5-й этап: итоги урока, заполнение листа себоконтроля по следующей форме

Фамилия
Имя
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8
                 
Дополнительная часть                

В лист себоконтроля вносят соответственно выполненному правильно заданию – 2 балла, неверно выполненному – 0 баллов; в дополнительной части вносят количество баллов за активную работу на уроке – 1 балл соответственно заданию, за доклад учащийся вносит 3 балла. Для получения оценки “4” необходимо набрать не менее 12 баллов. Если выполнение передвижения по маршруту происходило замедленно, тогда привыполнении самостоятельной работы возможно деление на группы, распределив решение уравнений по группам, обычно по вариантам.

6-й этап: Домашнее задание.

В этой статье я представила примерные задания по закреплению знаний и умений вычислительного навыка и решению уравнений с одной переменной, в двух последующих уроках задания предложены и по другим темам, изучаемым в курсе математики 5-7 классов.