Цель:
- Дать детям элементарные представления о грусти, познакомить с разнообразием средств для передачи этого эмоционального состояния в художественных и музыкальных полотнах.
Задачи:
- Учить различать оттенки эмоционального состояния грусти; отражать настроение при помощи выразительной мимики;
- Развивать слуховое восприятие у мальчиков, музыкальную память у девочек;
- Развивать связную речь; учить подбирать синонимы;
- Воспитывать интерес к художественному наследию (классическая музыка, живопись);
- Воспитывать культуру общения между девочками и мальчиками.
Материалы и оборудование:
Репродукции картин -
- О. А. Кипренский. Портрет Е. С. Авдулиной.
- К. П. Брюллов. Портрет Е. П. Салтыковой.
- В. А. Серов. Дети.
- В. Г. Перов. Гитарист - бобыль.
Портреты композиторов -
- П. И. Чайковский;
- Д. Б. Кабалевский.
- Детский альбом.
Дети входят в музыкальный зал, становятся в круг.
Муз. руководитель. Я рада видеть вас, ребята. Предлагаю сегодня поприветствовать друг друга и гостей песенкой. Первыми здороваются кто? Мальчики или девочки?
Музыкальное приветствие.
Задачи:
- добиваться от мальчиков четкости, ритмичности звучания;
- от девочек - мягкости, кантиленности голоса.
Приемы:
- разучивать попевки с голоса;
- помогать дирижерским жестом - моделировать направление движения мелодии.
Муз. руководитель. Ребята, хотите узнать новость?
Муз. руководитель читает стихотворение Л. Фадеевой "Выражение лица":
Вот новость! Я чуть не упала с крыльца!
У каждого есть выраженье лица!
Испуганно соображаю, а я что в лице выражаю?
Наверное, смелость, наверное, ум!
А вдруг если в мимике я ни бум-бум?
Муз. руководитель. Что такое мимика? Мимика есть у всех людей? Ребята, как думаете, связана ли мимическая выразительность с настроением человека, его характером.
Садитесь на ковер. Послушаем пьесу Д. Б. Кабалевского (показать портрет) - определим характер и, возможно, вспомним название.
Слушание музыки. Д. Б. Кабалевский. Клоуны.
Задачи:
- воспитывать слушательскую культуру;
- закреплять умение определять характер и форму музыкального произведения.
Муз. руководитель. Каков характер пьесы? Изменялся он или был постоянным? Напомню, что композитор назвал свою пьесу - "Клоуны". Сколько было клоунов? Одинаковы ли их характеры?
Беседа о выразительных средствах музыки.
Муз. руководитель. Изобразить для нас с вами разных клоунов композитору помогли средства музыкальной выразительности.
- Д. Б. Кабалевский пользуется двумя ладами музыки (светлый, радостный мажор и темный, печальный минор). Когда на арене веселый клоун, какой лад звучит? - фрагментарное слушание.
- Следующее средство, помогающее написать композитору свою звуковую картину - это динамика (изменение в силе громкости звучания). Громко ли звучит музыка при появлении грустного клоуна? - фрагментарное слушание.
- Еще одно средство музыкальной выразительности - темп. Изменялся ли темп музыки? Как? - показ отрывка музыкальной пьесы на стыке частей.
Муз. руководитель. Встаньте на ноги, ребята. Я сыграю пьесу Кабалевского еще раз, а вы покажите смену клоунов на арене своей выразительной мимикой.
Повторное слушание. Д. Б. Кабалевский. Клоуны + имитационная игра.
Задачи:
- учить детей слышать смену частей музыки;
- развивать пантомимические навыки.
Муз. руководитель. Ребята, приглашаю вас на небольшую художественную выставку.
Дети разделяются на подгруппы (мальчики, девочки). Рассматривают представленные мужские и женские образы в художественной минигалерее.
Задачи:
- воспитывать интерес к художественному наследию.
Муз. руководитель: Ребята, укажите грустную картину. Кто изображен? Как понял, что картина грустная?
Беседа о выразительных средствах живописи (цвет и оттенок использованных красок, фон, настроение людей).
Муз. руководитель: Грусть может быть легкой, даже светлой (О. А. Кипренский. Портрет Е. С. Авдулиной; В. А. Серов. Дети). А может быть и глубокой, безысходной (В. Г. Перов. Гитарист - бобыль.)
Грусть может быть и такой.
Слушание музыки. Песня "Вечный огонь".
Задачи:
- узнать песню по инструментальному вступлению;
- учить выделять средства музыкальной выразительности.
Муз. руководитель. Каким выразительным средством пользуется композитор, написавший песню "Вечный огонь"? Это - динамика (сила громкости звучания) и темп. Сдержанный темп передает скорбный характер песни. Сила громкости звучания изменяется: громкое вступление изображает гром орудий, звон колоколов в честь погибших; начало куплета - тихое для передачи настроения всех собравшихся у вечного огня.
Распевка "Колокол".
Задачи:
- подготовить голосовой аппарат к пению;
- закрепить навык опускания нижней челюсти.
Песня "Вечный огонь".
Задачи:
- развивать чувство ритма;
- работать над чистотой строя (учить детей подстраиваться к общехоровому звучанию);
- добиваться интонационной выразительности (связать нюансировку с литературным текстом);
Приемы:
- настраивать на тон;
- петь с подыгрыванием мелодии и без сопровождения;
- прохлопать ритмический рисунок проговаривая текст и под музыкальное сопровождение.
Муз. руководитель читает стихотворение О. Дриз
"Мы мужчины":
Пусть плачут сосульки,
И ржавые ведра,
И мокрые шляпы -
Как. Кап.
Но мы ведь мужчины -
Реветь без причины
Нельзя нам по чину
Никак.
Муз. руководитель. Ребята, как думаете, плачут ли мужчины, солдаты? Плачут в редких случаях. Это не слабость, а показатель большой признательности, уважения памяти погибших.
Для того, чтобы из мальчишек вырастали настоящие мужчины потрудился этот композитор (портрет П. И. Чайковского), написавший (показать "Детский альбом"). Этот сборник пьес Петр Ильич сочинил для маленького мальчика - своего племянника.
Слушание музыки. П. И. Чайковский "Утренняя молитва".
Задачи:
- узнать пьесу, вспомнить ее название;
- учить подбирать эмоционально-образные слова для описания характера музыки.
Приемы:
- игра в мяч (для расширения словаря).
Муз. руководитель. Ребята, как можно узнать слышит ли Бог молитву? У человека меняется настроение, наступает покой в сердце. Услышан ли мальчик или девочка во время утренней молитвы? - Да, музыка стихла, успокоилась. А священник в церкви говорит: "Смотри, веди себя хорошо".
Теперь мы скажем так друг другу в нашей польке "Ну и до свиданья".
Полька "Ну и до свиданья"
Муз. руководитель. О каком эмоциональном состоянии мы сегодня говорили? Чтобы выразить грусть можно использовать разные выразительные средства: художник подбирает специальные краски; композитор выбирает темп, динамику звучания; а все мы для передачи грусти можем воспользоваться выразительной мимикой.
Имитационная игра "Настроение".
Задачи:
- совершенствовать пантомимические навыки;
- развивать творческую инициативу.
Муз. руководитель. Покажите, какое у вас сейчас настроение?
Девочки, до свидания! (поклон).
Мальчики, до свидания! (поклон).