Обработка числовой и текстовой информации. 5-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 5


Методическая цель: использование коммуникационных технологий  для развития информационных навыков и самостоятельной практической деятельности учащихся.

Тип урока: систематизации и обобщения знаний, формирования практических  умений и навыков.

Форма проведения: урок-практика

Цели урока:

  • Учебная – систематизация и обобщение  знаний учащихся по темам: «Информация и действия над информацией.
  • Развивающая – развитие приемов практической активности , умений обобщать, анализировать, памяти (лучше всего запоминается то, что связано с преодолением препятствия), алгоритмического мышления.
  • Воспитательная цель – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, стандартные программы Windows, принтер, оценочные листы.

План урока.

1. Подготовительный этап – 3 мин.
2. Повторение – 5 мин.
3. Обобщения и систематизации – 12 мин.
4. Этап применения изученного в практической деятельности– 18 мин.
5.Подведение итогов урока – 4 мин.
6. Домашнее задание – 2 мин.
7. Рефлексия  – 1 мин.

ХОД УРОКА

I. Подготовительный этап

Учащиеся занимают места за партами.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим необычный урок. Необычен оно тем, что вы сегодня впервые самостоятельно работаете с оценочным листом. Итак, цель нашего урока – обобщить знания об информации и действиях над информацией и совершенствовать практические навыки работы в стандартных программах.

(Учитель раздаёт оценочные листы)

II. Повторение (устный опрос)

Учитель задаёт вопросы:

1. Что такое информация?
2. По каким признакам информация делится на виды?
3. Какая бывает информация по способу восприятия человеком?
4. Приведите примеры каждого вида информации
5. Какая бывает информация по представлению в компьютере?
6. Приведите примеры каждого вида информации

Учитель. Ребята, за каждый правильный ответ в колонку «Устно» вы можете поставить себе по 1 баллу.

Учитель. Мы вспомнили всё об информации и можем обобщить всё, что знаем.
Скажите, пожалуйста, если бы вам дали сложное задание, например олимпиадное (поднимите руку, кто участвовал в олимпиаде «КИТ», трудно было выполнять задания?) К кому вы обращаетесь, когда вам трудно? Какие пословицы говорят о том, что одному сложно справиться с трудностями? (Учащиеся приводят примеры пословиц «Один в поле не воин, одна голова хорошо, а две лучше» и т.д.)

III. Обобщение и систематизация

Учитель. И так вам даётся кроссворд. Вы его будете выполнять вместе с другом. Ваша задача внести в клеточки ответы на вопросы, ответ содержит столько букв, сколько клеточек под цифрой задания.  

(Учащиеся работают в парах, советуются  друг с другом и разгадывают слова. Учитель проверяет ответы, каждая пара объясняет, что означает данное слово.)

– Подводим итог, к какому действию над информацией относятся эти слова? (Хранение).

За каждое угаданное слово вы получаете 1 балл

(Учитель показывает слайд о хранении информации)

– Следующее задание разгадать слово. (задание на кодирование)

(Уч-ся работают в парах, советуются  друг с другом и разгадывают слово. Учитель проверяет ответы, каждая пара объясняет, что означает данное слово.)

Учитель подводит итог: К какому действию над информацией относятся эти слова? (Передача).

За каждое угаданное слово – 5 баллов

(Учитель показывает слайд о передачи информации)

– А какое действие над информацией мы ещё не назвали? (обработка)

IV. Этап применения изученного в практической деятельности

Учитель.

– Как обработать текстовую информацию с помощью компьютера?
– Как обработать числовую информацию с помощью компьютера?

(Учащиеся отвечают, что  в программе Блокнот и Калькулятор. Учитель показывает слайд о передачи информации. На слайде появляется мальчик, который просит о помощи)

Учитель. Ребята, поможем ученику решить задачу и обработать информацию. В тексте наберём только полные ответы и обращение к мальчику. А как можно передать письмо ему? (Дети отвечают, что можно по электронной почте, можно распечатать, а можно сохранить на диск и т.д.)

(Учащиеся получают задания и пишут ответ мальчику Саше и сохраняют ответ на рабочем столе. В течение работы на компьютере учащиеся проводят комплекс упражнений для глаз)

– Выставите себе оценки за Компьютер и Сохранение.

V. Подведение итога урока

Учитель. Подведём итог урока. Подсчитайте количество полученных вами баллов и выставите себе оценку по шкале:

12-14 – «3»
15-19  – «4»
20-… – «5»

(презентация виды информации и действия над информацией). Подсчитайте общий балл за урок, учитель говорит оценку за урок. Что запомнилось? Что узнали нового?

VI. Домашнее задание: упр. 5 стр. 45, дополнительно  п. 3.5 стр. 119-121 материал для любознательных  учащихся. 

VII. Рефлексия

Учитель. Понравился ли вам урок? Понравилась ли работа с оценочным листом? Закодируйте графическим способом своё отношение к уроку.

(Учащиеся изображают значок в отведённом месте листа и сдают учителю лист)

Учитель. Спасибо за урок. До свидания.