Одной из важнейших задач, стоящих перед современной школой, является развитие самостоятельности, инициативности, формирование умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности.
Это возможно через приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, разработке проектов, выполнению творческих работ, организация которых при соблюдении ряда дидактических условий позволяет включить ребят в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов, рафинированных знаний. Учащиеся должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, сопоставлять, обобщать и подтверждать теоретические положения.
Цели урока:
- Обучающие: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний учащихся об особенностях индивидуального развития животных;
- Воспитательные: актуализировать учащихся к изучению данной темы и обеспечить дальнейшее развитие рефлексивных умений учащихся;
- Развивающие: содействовать развитию у учащихся таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, обобщение, прогнозирование; создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся, самостоятельности в овладении знаниями.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
ХОД УРОКА
I. Организационно-мотивационный этап
– Ребята сегодня на уроке мы познакомимся с
индивидуальным развитием животных.
– Как вы думаете, что значит индивидуальное
развитие?
– Чем развитие отличается от роста?
Записываем в тетрадь тему урока и определение
«Онтогенез – весь период жизни особи от
образования зиготы до гибели организма». (Приложение 1, слайды 2-3)
II. Изучения новых знаний
1. Знакомство с этапами эмбрионального развития начнем с анализа учебника на с. 102
Задача, которую мы ставим перед детьми, проверить, как мы умеем «читать» рисунки. Опираясь только на рисунки, отвечаем на вопросы.
1) С чего начинается развитие любого животного
организма?
2) Как называется оплодотворенная яйцеклетка
животного?
3) Что происходит с зиготой?
4) Чем деление зиготы отличается от обычного
деления клетки? Как бы вы назвали такое деление
зиготы?
5) Что образуется в результате многократного
деления зиготы?
6) На что похожа бластула? Сколько слоев клеток в
стенках бластулы?
7) Почему многоклеточная бластула на рисунке по
размерам примерно такая же, как одноклеточная
зигота?
8) Что такое бластула? Что происходит с бластулой
дальше?
9) Что такое гаструла? Чем гаструла отличается от
бластулы?
10) Как называются слои клеток, образующие стенки
гаструлы?
11) Как называется этап развития зародыша,
следующий за стадией гаструлы? Какие органы
формируются на этом этапе?
12) Какой новый слой клеток появляется у нейрулы?
Где он располагается?
2. Теперь обратимся к тексту
учебника и посмотрим (Приложение
1, слайды 4-9), все ли мы правильно
увидели и поняли. Попутно запишем в
тетрадь названия основных этапов
эмбрионального развития, уточнив, что далее
продолжается образование тканей и органов.
Работа с определением вводимых понятий (ключевое слово + признаки) на основе анализа рисунка представление изучаемого материала в таблице:
Зародышевые листки | Функции | Образующиеся ткани и органы |
Эктодерма | Покровная и чувствительная | Нервная пластинка, нервная трубка, нервная система – спинной и головной мозг. Органы чувств – зрение, слух, обоняние. Кожные железы, покровы тела. |
Энтодерма | Питания и дыхания | Развивается эпителиальная ткань, отделы пищеварительной системы – печень, поджелудочная железа, легкие |
Мезодерма | Связь между частями зародыша (соединительная ткань), двигательная и опорная функции. | Соединительная ткань, скелет, мускулатура, кровеносные сосуды. Половая, выделительная, сердечно-сосудистая системы |
Какие функции выполняют производные разных зародышевых листков?
Функции производных зародышевых листков:
Эктодерма – покровная и чувствительная
Энтодерма – функция питания и дыхания
Мезодерма – связь между частями зародыша
(соединительная ткань), двигательная и опорная
функции.
Учащиеся делают записи в таблицу. (Приложение 1, слайды 10-11)
3. Знакомство с этапами постэмбрионального развития начнем с создания проблемной ситуации.
Биологическая задача (Приложение 1, слайд 12):
Из яйца курицы вылупляется цыпленок, похожий на птицу, из яйца лягушки – головастик, похожий на рыбку, а из яйца бабочки – гусеница, похожая на червя? Можно ли говорить в данном случае о рождении перечисленных животных?
Решение проблемной ситуации.
Демонстрация видеофрагмента о личиночном развитии животных. Развитие с превращениями и без превращений. В чем выражаются приспособительные особенности развития с превращениями (непрямое развитие)? Есть ли конкуренция между взрослыми особями и личинками за пищу и среду обитания?
4. Беседа. Работа с презентацией (Приложение 1, слайды 13-15)
Личинка — послезародышевая стадия индивидуального развития многих беспозвоночных и некоторых позвоночных животных (рыб и земноводных), у которых запасы питательных веществ в яйце недостаточны для завершения формирования органов и систем органов. Личинка ведет самостоятельную жизнь, активно питается, растет, развивается, периодически претерпевая линьку (членистоногие), Часто наличие личинки связано со сменой условий обитания во время развития. У водных сидячих или малоподвижных животных плавающая личинка обеспечивает расселение вида (личинки губок, кишечнополостных, многощетинковых червей, моллюсков). Превращение личинки во взрослое животное заключается в перестройке организации, тем более глубокой, чем сильнее личинка отличается от взрослой особи. Особенно резкие изменения происходят у некоторых иглокожих и насекомых.
Беседа:
1. Почему личиночная стадия отсутствует в
развитии рептилий и птиц?
2. В отличие от птиц в яйце млекопитающего нет
питательных веществ для строительства органов.
Но, так же как у пернатых, у зверей личиночная
стадия отсутствует. Как вы думаете, почему?
5. Сделайте вывод о причинах отличия в развитии животных. Предложите гипотезы, объясняющие тот факт, что личинки некоторых насекомых похожи на кольчатых червей. Подтвердите свои гипотезы другими примерами. Раскройте биологическое значение каждого типа индивидуального развития животных, укажите их преимущества и недостатки. (слайд 16)
В индивидуальном развитии организмов выделяют следующие этапы (Приложение 1, слайд 17):
- предзародышевый – развитие половых клеток и оплодотворение;
- зародышевый (эмбриональный)– до выхода организма из яйцевых или зародышевых оболочек;
- послезародышевый (постэмбриональный) – до достижения половой зрелости;
- взрослое состояние, включая последующее старение и смерть.
6. Влияние факторов среды на развитие организма (Приложение 1, слайд 18)
С первых часов своего развития каждый организм крайне чувствителен к неблагоприятному воздействию факторов среды. На организмы оказывают влияние биотические (вирусы, бактерии, грибы, животные, растения) и абиотические факторы (влажность, температура, давление, радиация, химические вещества.)
7. Сообщение интересного факта. Рассказ об особенностях разведения аквариумных рыбок; хомячков или других животных.
III. Обобщение и закрепление знаний
1) Решение биологических задач (Приложение 1, слайды 19-22) или на карточках.
2) Решение биологических задач в парах.
1. Что может быть причиной того, что многие дикие
животные не размножаются в неволе?
2. Как вы думаете, почему большая часть животных
одомашненных человеком (кроме кошек и собак),
ведет стадный или групповой образ жизни?
3. Цветки некоторых орхидей не только похожи на
насекомых, но и пахнут, как самки этих видов.
Укажите «плюсы» и «минусы» такого
приспособления к опылению насекомыми. Как вы
думаете, почему самцы во время цветения орхидей
летят на растение, а не к самкам?
4. Почему тип размножения хламидомонады и гидры
определяется условиями обитания в водоеме?
5. Брачный период у животных на большей части
земного шара имеет четкий сезонный характер. К
какому сезону приурочено появление потомства у
обитателей тропиков и умеренных широт?
6. Какое значение имеют особое поведение и
развитие вторично половых признаков (изменение
окраски, появление дополнительных перьев,
отрастание рогов у копытных и т.д.) в период
размножения?
7. У бабочки тутового шелкопряда не развиты
ротовые органы, она не питается. Как вы думаете,
за счет, каких источников энергии она живет и
даже размножается?
8. Многие насекомые зимуют на стадии куколки.
Предложите механизм, регулирующий время
окукливания и появление взрослого насекомого из
куколки весной.
Закончим наш урок словами Сократа «Человек должен верить, что непонятное можно понять, иначе он не стал бы размышлять об этом».
IV. Домашнее задание:
- Параграф 40;
- Напишите сочинение на тему:
- «Страницы из дневника головастика»
- «Автобиография лягушки» (бабочки, стрекозы, лисы, воробья и др.)