Цели урока:
- Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, акцентировать их внимание на важном месте физики, как науки благодаря тому, что законы физики универсальны.
- Добиться, чтобы учащиеся понимали смысл таких терминов , как физическое тело, физическое явление, вещество и умели приводить примеры. ; ознакомить учащихся с распространенными природными явлениями.
- Познакомить с методами получения физических знаний
- Формировать целеустремленность, настойчивость, терпимость.
- Воспитать чувство ответственности за сохранность окружающей среды; любовь к природе, умение видеть в ней красоту
Тип урока: изучение нового материала ( с использованием ИКТ)
Оборудование: РИСУНКИ, ПОРТРЕТЫ УЧЕНЫХ, РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ, ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ, КОМПЬЮТЕР , МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ЭКРАН, ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ
Ход урока
1. Активизация внимания, подготовка учащихся к восприятию нового материала.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет, который называется "кабинет физики" .Мы начнем изучать новый для вас предмет - физика Это совершенно новая для вас наука. Сначала я должна рассказать, что же вам необходимо иметь к урокам:
- Учебник
- Рабочая тетрадь - 48 листов
- Тетрадь для контрольных работ
- Тетрадь для лабораторных работ
- Лукашик В.И. "Сборник задач по физике 7 - 9"
Заниматься мы с вами будем в этом кабинете, здесь у каждого свое место, и в этом кабинете нужно вести себя в соответствии с инструкцией о технике безопасности, с которой я вас обязательно познакомлю.
А сейчас внимание на доску. Открываем рабочие тетради, записываем число и тему урока (слайд-1)
ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА
2. Изложение нового материала
Учитель: Кино, радио, телевидение, телеграф, телефон - без них невозможна современная жизнь. Но каждое чудо современной техники имеет свою длинную историю. Природа просто так не раскрывает свои тайны. Приблизиться к ним нам помогает физика.
Физика - самая интересная и удивительная наука. Изучать её нужно с увлечением.
Физика - это наука из области естествознания, которая изучает и дает понятия общим и фундаментальным закономерностям, определяющим состав, структуру, явления и эволюцию материального мира.
Посмотрите вокруг, все, что нас окружает, все это называется материальным миром- проще природой.
Размышление о природе порождали у людей разнообразные фантазии, они слагали о природе мифы, легенды, сказки и стихи. Люди обожествляли природу, вселяли в неё душу.
Не то что мните вы природа
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Язык природы прекрасен. В ней столько загадок и тайн. Человек издавна пытался понять мир в котором он живет, он задавал и задаёт себе вопросы: почему день сменяется ночью; почему небо голубое; откуда берется радуга; почему тает снег и замерзает вода?
Вопрос: А вам приходилось задавать себе такие вопросы?
На все ваши вопросы может ответить замечательная наука, одна из важных наук естествознания - физика.
Физика произошла от древнегреческого слова " фюзис", что означает природа.
Сам термин "физика" впервые был употреблен Аристотелем, величайшим мыслителем древности, жившим в IV в до нашей эры.
В русском языке слово "физика" появилось благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову. М.В.Ломоносов - основоположник российской науки.
Физика - это наука о природе, о природных явлениях и законах.
Изменения происходящие в природе называются природными явлениями.
Например: Тает лед, идет дождь и т. д. Вокруг все постоянно меняется
Изучение физического явления начинается с наблюдения. А чтобы понять суть вещей, необходимы эксперименты (опыты)
Опыты проводятся учеными по заранее продуманному плану с определенной целью; проводятся измерения физических с помощью специальных измерительных приборов
Физика изучает различные явления:
- механические
- электрические
- магнитные
- тепловые
- звуковые
- световые
- атомные
(рассматриваются примеры, приведенные на слайде)
А сейчас я хочу продемонстрировать вам примеры некоторых явлений, а вы мне скажите, к какому виду они относятся:
- шарик скатывается по наклонному желобу
- звучит камертон
- груз колеблется на пружине
- колебание тела на нити
- получение различных по размеру изображений свечи на экране
- притяжение металлических опилок к магниту
- электризация султанов и их взаимодействие
- плавление свечи при ее нагревании
(ребята комментируют и объясняют, почему они относят явление к тому или иному виду
Все рассмотренные явления называются ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ
Но физика не просто изучает и описывает различные явления, происходящие вокруг нас, она
устанавливает ЗАКОНЫ, которые помогают объяснить, почему происходят те или иные явления.
Таким образом модель физики выглядит , так: (схема на доске)
Эксперименты ввел в физику итальянский ученый Галилео Галилей
Физические явления могут происходить как с телами живой природы, так и с телами неживой природы, именно поэтому законы физики могут быть использованы и в биологии и в географии, и в других науках.
Законы физики УНИВЕРСАЛЬНЫ.
Именно поэтому физика - такая важная наука, одна из древнейших наук. Физические знания передавались из поколения в поколение,, постоянно совершенствуясь. Мы будем знакомится с трудами многих ученых. Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать некоторые термины. ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО - любой предмет. То из чего состоит тело - ВЕЩЕСТВО.
Например: ложка - тело, аллюминий-вещество.
Теперь вы уже немного понимаете, что мы будем изучать.
3. Закрепление изученного материала. Проверка умения применять полученные знания.
Задание -1
Проверяем, как усвоили учащиеся основные физические термины: тело, вещество ( 1- ряд называют - "тело", 2- ряд определяют "вещество" , 6-8 слов упр. по сборнику задач )
Молодцы, вы замечательно справились с заданием, умеете привести примеры и определить вещество.
Задание -2
(слайд с рисунками)
Укажите соответствие
Сделать записи в тетрадях , согласно схеме (проверка-устно )
Задание -3 Игра в лото- "указать явления" ( раздаются карточки и ученики должны найти картинки и распределить по физическим явлениям)
4. Подведение итогов урока. Задание на дом параграфы 1-3. Л: №12
Естественно, ребята, что порой опыты бывают настолько сложны, что для их проведения требуется не один год, очень много приборов и оборудования, но ученых эти трудности никогда не останавливали. Известны случаи, когда путь от идеи до открытия закона занимал не один год, а десятилетия!!! Физика - наука, которая постоянно развивается, открываются новые законы, изучаются новые явления, и все это поставлено на службу человеку! Вы усвоите то, что нужно любому современному человеку, кем бы он ни работал.
Резюме:
Любому телу природы
Присуще много свойств
Выглядят по-разному они
И состоят все из веществ.
Подвержены к тому же измененью
Вот вроде жидкость была,
Но через какое-то мгновенье
На этом месте не осталось и следа.
Физика всем явленьям
Может дать ответ:
Почему тела или машины склонны к движеньям,
Откуда берется электрический свет?
Природу звука озвучит
Расскажет все про магнит
О смерчах, грозах, цунами
Доходчиво нам объяснит.
За природой наблюдают
Физики с давних времен
Создают приборы и опыты ставят.
Ведь в физике вся соль!
Возможно, кому-то из вас тоже предстоит сделать свое открытие, или сформулировать новый закон!!! Дерзайте! Все в ваших руках!
Спасибо за урок.
Литература и интернет-ресурсы.
1. А.В.Перышкин "Физика 7 класс" Дрофа, 2010
2. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач М.Просвещение 2008
3. Анимации и картинки - страницы свободного доступа интернет
4. www.uroki.net> для учителя физики
5. www.persona.rin.ru
6. lomonosov.lit-info.ru