Урок МХК "Архитектурный облик Древней Руси". 10-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 10


Цель урока: формирование представлений об особенностях архитектуры Древней Руси домонгольского периода.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с изменениями, происходящими в русской культуре и искусстве, их причинами;
  • на примере храмов учить детей использовать метод сравнения для определения общих черт и различий в зодчестве данного периода;
  • воспитывать уважения к культурному наследию нашей страны;
  • учить рассуждать и размышлять об артефактах.

Оборудование: Мультимедийный проектор; презентация по теме, изображения храмов: Святой Софии в Киеве, Новгородского Софийского собора, Десятинной церкви; Дмитриевского собора и храма Покрова Богородицы.

Тип урока – урок изучения новой темы; виртуальная экскурсия по Древней Руси

План драматургии урока:

  1. Экспозиция: сценка.
  2. Завязка: определение темы урока, первое знакомство с особенностями зодчества Древней Руси. Зрительный ряд. Создание проблемной ситуации.
  3. Формулировка проблемы: причины появления нового стиля в архитектуре.
  4. Разработка: поиск ответа на вопрос «В чем своеобразие древнерусского зодчества 10-12 веков?»
  5. Кульминация: историческая обусловленность развития архитектуры Древней Руси, её общие черты.
  6. Развязка: рефлексия, впечатления участников урока.
  7. Последействие…

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Добрый день уважаемые члены жюри! Начинаем наш урок.

2. Экспозиция.

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о том виде искусства, которое является самым долговечным. Как вы думаете, что это?

Учитель: Правильно, самые долговечные творения рук человеческих – это архитектурные сооружения. Именно по ним можно проследить, какими материалами, какими техническими приемами пользовались древние строители, как украшали свои постройки…

Наше занятие сегодня пройдет несколько необычно, мы с вами отправимся на виртуальную экскурсию, и не только в пространстве, но и во времени. Я буду вашим экскурсоводом. А сейчас определите, в какое время и в какие земли нам предстоит отправиться.

Звучат голоса птиц. На фоне звуков беседуют дед и внук.

Внук: Деда, а, правда, ты князя видел?

Дед: Истинная правда, внучек. Видел, вот как тебя. Только говорить с ним не мог.

В.: Деда, а, правда, раньше красивые столбы в селениях стояли, и люди все им поклонялись?

Д.: И это правда, внучек. Когда начал Владимир один княжить в Киеве, поставил он кумиры на холме: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргала, и Мокоша. Приносили им жертвы, называя их богами. И приводили к ним своих сыновей и дочерей.

В.: А где же они сейчас? Что с ними стало?

Д.: В год 6495 направил князь послов своих в разные страны испытать веру их. Они же отправились, а, вернувшись, так сказали: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища; и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.»

3. Завязка.

Учитель: Догадались ли вы, в какое время и куда мы отправляемся?

Кто помнит, в каком году Русь приняла христианство? (988г. при князе Владимире)

Итак, сформулируйте тему нашего занятия. «Архитектурный облик Древней Руси». Откройте свои тетради, запишите дату 9 февраля и тему урока. Сегодня мы рассмотрим не исторические события, связанные с принятием христианства, а обратим внимание на те изменения, которые произошли в культуре и искусстве Руси после ее крещения.

4. Постановка проблемы.

Задача нашей экскурсии - выделить и сформулировать особенности древнерусского зодчества, источник происходящих перемен в архитектурном облике Древней Руси. На доске и у вас на партах есть страничка архитектурного словарика, где вы можете не только узнать названия некоторых декоративных элементов зданий, но и понять их значение.

Ну что ж, оправляемся на экскурсию.

5. Разработка.

С принятием православия на Русь пришёл и новый стиль строительства. Посмотрите на храмы, что в них общего?

(У всех есть купола, кресты на куполах, в плане храмы тоже имеют крест, они построены из камня).

Все верно, можно сделать вывод, что новые постройки относятся к единому типу храма - крестово-купольному. Как вы это понимаете? Откуда было заимствовано такое композиционное построение соборов?

На Руси в те времена строили деревянные здания, и только самые важные события находили отражение в каменном зодчестве. Строили их мастера греки, приезжавшие из Византии целыми артелями.

Первая церковь, заложенная в Киеве в 989г., в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое. При ней была собрана богатейшая библиотека, монахи работали над составлением летописания и жития святых. Церковь простояла два века и была разрушена монголо-татарскими завоевателями.

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. (София – премудрость Божья). Что вы уже знаете об этом соборе, что можете сами о нем рассказать? (Построен при Ярославе Мудром)

Учитель: Киевский собор – образец византийского стиля на Руси. Это пятинефный крестово-купольный храм. Стены собора выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем – плинфой, чередующимися с розовой цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало зданию особую нарядность. Первоначально храм венчали 13 куполов. Число глав (куполов) в древнерусской архитектуре имело глубокий символический смысл. Ребята, как вы считаете, что символизировали 13 куполов, венчающих храм?

(Двенадцать куполов напоминают об апостолах (учениках Иисуса Христа), купол, находящийся в центре, символизирует самого Христа.)

Одиннадцатый век еще называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в других городах. Кто знает, в каких? (Новгороде и Полоцке) Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости.

К сожалению, Полоцкая София была полностью разрушена в 13 веке. А перед вами - храм Святой Софии новгородской.

- Какое впечатление оказывает этот собор на ваши мысли, чувства?

- Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ?

- Что нового вы видите в облике храма? Как изменилась роль храмов? (место защиты)

Сравните собор Святой Софии в Новгороде и одноименный храм в Киеве.

- Какие отличительные особенности новгородского храма вы можете назвать?

(По своему композиционному построению она близка к киевской. Мы опять видим пятинефное крестово-купольное сооружение, но есть и свои особенности 5 куполов, сгруппированных в центре. Глубокие, длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм выше, монолитнее.)

- Как вы думаете, почему собор святой Софии в Киеве стал образцом для многих русских храмов?

Учитель: Появление трех однотипных в своей основе Софийских соборов подчеркивало политическое и культурное единство Руси, духовную связь с Византией.

Учитель: А сейчас давайте снова вернемся к истории. Что произошло с Киевской Русью в 12 веке? (Феодальная раздробленность)

Киевская Русь распадется на 14 княжеств. Что характерно для этого периода? (войны)

Как вы думаете, повлияет ли постоянная вражда между княжествами на развитие архитектуры того времени? Каким образом? (развиваются местные школы каменного зодчества)

Учитель: Наиболее яркой, значимой стала Владимиро-Суздальская школа. Примером синтеза архитектуры и скульптуры в Древней Руси является Дмитриевский собор во Владимире. Рассмотрите его.

Какое впечатление оказывает на вас этот собор?

По размеру этот храм небольшой, он строился как домовая церковь княжеской семьи. Снаружи его стены украшены уникальной белокаменной резьбой. Рельефы Дмитровского собора, так много говорившие его современникам, спустя столетия превратились в непостижимую тайну, неразгаданную до сих пор. Собор можно сравнить с книгой, составленной более чем из 1000 резных камней, в которых прочитаны лишь отдельные слова. Что изображено на фасадах? На фасадах изображены ангелы, люди, звери, птицы, деревья, травы. Особенно часто изображены львы, волки, грифоны. Есть изображения Геракла, Всеволода Большое Гнездо с сыновьями и еще множества людей. Исследователи отмечают, что в декоре собора угадывается идея Небесного града. Храм посвящён Дмитрию Солунскому, духовному покровителю Всеволода Большое Гнездо.

(Храм Покрова Богородицы на Нерли.)

Учитель: А этот храм, какое впечатление производит? Это церковь Покрова Богородицы на Нерли.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение на фоне музыки.

По какой ты скроена мерке?
Чем твой облик манит вдали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?
Невысокая, небольшая.
Так подобрана складно ты.
Что во всех навек зароняешь
Ощущение высоты —
Так в округе твой очерк точен,
Так ты здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землей рождена.
Среди зелени — белый камень,
Луг, деревья, река, кусты.
Красноватый закатный пламень
Набежал — и зарделась ты,
И глядишь доступно и строго,
И слегка синеешь вдали...
Видно, предки верили в Бога,
Как в простую правду земли.
 Н.Коржавин

Перед нами – самое совершенное архитектурное сооружение домонгольской Руси. Покровская церковь выстроена на заливном лугу, на рукотворном холме, возвышающемся на берегу речки Нерль. Весной Нерль широко разливаясь, затопляет все окрестности, но ни разу за 8 веков существования храма вода не проникала внутрь церкви. Во времена Андрея Боголюбского холм имел белокаменную облицовку и лестницу к реке. На рассвете, когда первые лучи солнца играют на облаках, храм расцветает чистой и первозданной красотой. Церковь Покрова была построена в память о погибшем малолетнем сыне великого князя.

Учитель: У вас есть ощущение, что он строен, легок, возносится вверх? Давайте присмотримся. Если он устремлен вверх, значит, есть вертикальные линии - где они? (Аркатурный пояс, пилястры, лопатки, вытянутые окна). Иллюзию его легкой устремленности ввысь создают несколько вытянутые пропорции и единый ритм полуциркульных арок, ставших архитектурным лейтмотивом. Арки завершают стены, разделенные вертикальными выступами – лопатками – на три части, и образуют три закомары. Арки повторяются в очертаниях оконных проемов и порталов. Арки, соединяя тонкие колонки, «рисуют» на фасаде аркатурный пояс.

(Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения.)

Учитель: Давайте сравним два храма Покровский и Дмитриевский. (Показать одновременно оба храма.)

Итак, что общего у них?

  • Белый камень.
  • Куб.
  • Лопатки.
  • Аркатурный пояс.
  • Крестово-купольные.
  • 1-купольный, 4-хстолпный.
  • Декор на внешних стенах.

В чем различия?

  • Один олицетворяет мужскую красоту, а второй – женственность.
  • Более красив.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему храм Покрова на Нерли признан шедевром древнерусской архитектуры?

Учитель: На таком поразительном взлете зодчества искусство Древней Руси прервано татаро-монгольским нашествием.

6. Кульминация.

Учитель: И наша экскурсия подходит к концу. В чем вы увидели своеобразие древнерусского зодчества 10-12 веков? Вывод запишите в тетрадь. Сейчас вы работаете индивидуально. Сравните с выводом своего соседа по парте. А сейчас давайте проверим, что же у нас получилось?

Чем были вызваны изменения архитектурного облика Древней Руси?

7. Развязка (Рефлексия)

Учитель:

  • Какие у вас впечатления от нашего путешествия?
  • Какое открытие сделал каждый из вас?
  • Что особенно вас впечатлило?

Один из рассмотренных нами соборов внесен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО наряду с египетскими пирамидами и Римским Колизеем, индийским Тадж-махалом. Как вы думаете, какой и почему?

Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать, восхищаться этими шедеврами. Это то, что близко нам, что хранится у нас в сердце, то, что объединяет нас не только со всей страной, но со своим прошлым, настоящим и будущим.

Учитель: Хотелось бы закончить нашу встречу словами поэтессы В. Боровицкой.

…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.

Приложение 1 (презентация)

Приложение 2