Олимпиадные занятия по русскому языку для 4-го класса

Разделы: Начальная школа


1. В один столбик выпиши словосочетания, в которых есть слова с непроизносимой согласной в корне слова , в другой– словосочетания, в которых таких слов нет.

Ужас.ное зрелище, корыс.ные цели, вкус.ный обед, опас.ная дорога, редкос.ная коллекция, соглас.ный звук.

2. Распредели слова в два столбика слева– с буквой “о” в корне, справа– с “е” или “е”.

Сч.ты, ж.лтый, крыж.вник, ш.колад, больш.й, рубаш.нка. щ.чка, галч.нок, ш.в

3. Выпиши из каждой группы слов “лишнее” слово.

Лес, леска, лесник, лесной.
Зеленый, позеленел, зелье, зеленка, зелень.

4. Перепиши и укажи родственные слова.

Бегемот, бегемотик, гиппопотам, бегемотиха.
Крокодил, аллигатор, крокодильи, крокодильчик.

5. Найди слова с приставками.

Принести, катать, спрятать. вести, печь, растить, обрадоваться. Рассмеяться, помогать,научиться, отбежать, скользкий.

6. Найди неудачно использованные слова и замени их более уместными словами, близкими по смыслу.

Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду. В поселке год назад возвели несколько одноэтажных домов. Он опять опоздал на урок.

7. Сколько букв в русском алфавите?

Сколько гласных букв?
Сколько согласных букв?
Сколько парных согласных, пиши.

8. Допиши слова.

Зазелене… молод… озимь. Появ… горьк… полынь. Клонил… под ветром степк… ковыль. Сломал… садов… инвентарь. Образов… болезнен… мозоль. Отлом… виноград… гроздь. Сиял… красотой голуб… эмаль. На поверхности моря появил… мертв… зыбь.

9. Данные слова запиши в родительном падеже.

Сон, шов, щегол, день, отец,сапоги, ботинки, мандарины, носки.

10. Разбери по составу.

Подделка, ссора, воссоединение, конный, стульчик, перчик, переплетчик, огурчик.

11. Найди ошибки в написании слов и исправь их.

Потрет, сюприз, центер, конфорт, колидор, анплуа, синпатичный, компроментировать.

12. Как принято называть детенышей животных?

У коров-… , собак-… , овец-… , коз-… , кур-… , быков-… , морских котиков-… , носорогов-… , мышей-… , верблюдов-… , змей-… .

13. Поставь ударения в словах.

Лыжня, каталог, хвоя, статуя, столяр, пихта, гражданство, жаворонок, железо, капуста, кудри, река, килограмм, горошина, морозко, гора, берег, мудрец, стулья, пожитки.

14. Спиши. Подчеркни главные члены предложения.

Веселая песня жаворонка разбудила поле.
Зеркало отражало луч солнца.

15. Перпепиши слова, поставь ъ, и ь на свои места.

C.езд, счаст.е, об.явление, л.ется,обез.яна, в.ется,с.экономить.

16. Составь портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным.

Лицо –
Лоб –
Нос –
Волосы –
Взгляд –
Улыбка –

17. Выпиши слова, в которых есть звук й.

И вскользь мне бросила змея;
“Укаждого судьба своя!’’
Но я – то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя.

18. Cостав слова:

АОСНВМТКО______________________________

БИЬИЛУНДК_______________________________

19. Зачеркни начало тех слов, которые не соответствуют заданному в конце написанию.

слове   изве   вла   уме    
  редко   чуде   у   по – СНЫЙ
согла   отве   сно   гну    

20. Замени выражение одним глаголом.

Клевать носом –

Зарубить на носу –

Чесать языки –

Дать стрекача –

Ломать голову –

21. Среди этих букв спрятались имена собственные и названия.Не переставляя букв, отыщи эти слова и запиши их.

И– В– А– Н-О-В-Л-Г-А-Л-Я

Ответ:_______________________________________________

22. Допиши пословицы.

Волков бояться –
Не было гроша –
Готовь летом сани –

23. Путем перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.

  1. Охра + под
  2. Кит + рана
  3. Ров + поза

24. Закончи фразеологизм подходящим словом (фразеологизм – устойчивое сочетание слов):

Голоден как _______________________________________________

Изворотлив как _____________________________________________

Нем как ____________________________________________________

Болтлив как _______________________________________________

Как мокрая ________________________________________________

25. Придумай предложения, в каждом из которых был бы один из синонимов.

Интересный
Забавный
Внимательный

26. Сгруппируй слова в 3 столбика по общему признаку.Укажи этот признак.

Ключ, арбуз, река, тыква, учитель, родник, папоротник, шофер, озеро, горох, балерина, водоросли, биолог.

27. Определи части речи.

Десяток , двойной, удесятерить, десять, пятерка.

28. Вставь пропущенные окончания имен прилагательных и укажи их падеж.

На ручей ряб… и пестр…
За листком летит листок,
И струей сух… и остр…
Набегает холодок.

29. Перепиши и подчеркни в этих пословицах слова с противоположным значением.

Укажи к какой части речи они относятся.
Любишь брать, люби отдавать.
Маленькая ложь за собой большую ведет.
Неверный друг – опасный враг.

30. Выпиши слова, в которых только твердые согласные.

Водит, пашешь, верит, вагон, смех, мел, облака ,матч.

31. Вставьте пропущенные буквы.

Пос_дел от старости– пос_дел на стуле

Об_жать вокруг – об_жать малышей

Нак_лоть дров – нак_лить сковороду

Гр_бной дождь-гр_бной канал.

32. Убери по одной букве так, чтобы получилось числительное.

Сорока –
Семья –
Дева –
Сито –

33. Разобрать по составу слова.

Загадка, кружева, снежок

34. Поставь ударения в словах.

Лыжня, каталог, статуя, пихта, столяр, жаворонок, гражданство, хвоя.

35. Подбери синонимы к словам.

Страж– …….. , грядущее – ………… , алкать–………. , вопиять –……………. ,

Кладезь– ………. , врата– ……………… , зерцало–…………. , прах–……

Использованная литература

  1. Я иду на урок в начальную школу; Внеклассная работа; Я 11 Олимпиады и интеллектуальные игры;Книга для учителя.-М.:Издательство “Первое сентября”, 2000. – 256 с.; ил.
  2. Н.Винокурова. Лучшие тесты на развитие творческих способностей : Книга для детей, учителей и родителей. – М .: АСТ-ПРЕСС, 1999. –368 с.: ил.