(Программа Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, учебники «Литературное чтение» для 4-го класса З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина, тетрадь к учебнику)
Цель: знакомство с понятием «внутренний мир героя».
Задачи:
- обобщить изученное по теме «Автор – художественный текст – читатель»;
- развитие читательских способностей;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие речи;
- повышение учебной мотивации путем использования на уроке презентации «Знакомьтесь, А.П. Гайдар!» – Приложение 2;
- развитие творческой активности.
Тип урока: постановка учебной задачи.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная и работа в группах.
Методы:
- исследовательский;
- словесный;
- практический;
- информационный.
Планируемый результат: Составление по плану характеристик героев книги А.П. Гайдара «Тимур и его команда», подготовка к сочинению.
Оборудование урока: учебник,задания для повторения,задания для работы в группах, мультимедийная установка, выставка книг А.П. Гайдара.
Ход урока
Работа учителя. | Работа учащихся. | Обоснование |
I. Актуализация знаний Фронтальная работа (2 мин.) |
||
– Сегодня мы подводим итоги работы на уроках литературного чтения в начальной школе. Тема урока – ступенька в новую и интересную тему, работа над которой будет продолжена в 5 классе. | Подготовка к введению темы урока. |
|
– Какие секреты мы открыли на уроках литературного чтения в начальной школе? | Работа по схеме «Автор – художественный текст – читатель» | ИКТ |
II. Определение темы урока. Работа с иллюстрациями и рисунками детей к произведению А. Гайдара «Тимур и его команда». Фронтальная работа (3 мин.) |
||
– Мы учились открывать секреты автора в литературных произведениях, а в других видах искусства мы сможем открыть секрет авторов? | Подготовка к введению темы урока. |
|
– В каких видах искусства? – Посмотрите на рисунки. Иллюстрации к какому произведению вы видите? – Можно ли по этим иллюстрациям определить отношение художника к героям произведения? |
– В живописи, музыке, фотографии, кино… |
ИКТ |
– Какой секрет помогает отгадать загадки автора? | – Герой и его внутренний мир. | ИКТ |
III. Определение понятия внутренний мир героя. Групповая работа (10 мин.) |
||
– Что такое внутренний мир героя? – Внешность – это… – Внутренний мир – это… – Составьте кластер. Подсказки – произведения малых жанров народного творчества. |
||
– Эту работу вы сможете выполнить каждый? Выберите форму организации. – Самопроверка, используются карточки отношений (+-?). |
Возможен групповой вид организации. | |
Оценка выполненной работы на доске (+-?). Заполнение отчетных листов. |
– Отчет групп. |
ИКТ |
IV. Разбор критериев таблицы. Групповая работа (10 мин.) |
||
– Разберемся, что означают понятия, составляющие таблицу «Внутренний мир героя». – Каждое понятие разберите в группе. Подсказки – отрывки из произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда». 1. Ум – … 2. Чувства – … 3. Настроения – … 4. Воля – … 5. Характер – … 6. Поступки – … |
||
(3 мин.) | ||
– Самопроверка. (+ - ?) Оценка выполненной работы на доске (+-?) Заполнение отчетных листов. |
Вывод: По 1 сцене нельзя увидеть все душевные качества. Они раскрываются в литературном произведении через действия, настроения героев. | ИКТ |
V. Герои повести А.Гайдара «Тимур и его команда» и их внутренний мир. Фронтальная работа (10 мин.) |
||
– Внутренний мир героев, их чувства, настроения, характер и другие черты помогают понять главную мысль Аркадия Гайдара. – О чем он хотел вас попросить, к чему призывает вас? |
Описание внутреннего мира героев. | |
– После выхода книги А. Гайдара «Тимур и его команда» в стране началось массовое движение тимуровцев – ребят, которые откликнулись на призыв писателя. – А в наше время эта проблема важна? – В год юбилея Победы мы должны поддержать поколение, пережившее и победившее в Великой Отечественной войне. |
А. Гайдар призывает ребят помогать пожилым людям, малышам и всем, кто попал в беду. Он хочет видеть нас честными, справедливыми, настоящими людьми. |
|
VI. Знакомьтесь – Аркадий Гайдар. (5 мин.) |
||
– К уроку по желанию вы подготовили презентации по теме: Знакомьтесь – Аркадий Гайдар. | – Детские презентации. | ИКТ |
VII. Домашнее задание. (2 мин.) |
||
1) Поработать в роли публицистов – написать сочинение «Внутренний мир героя книги А. Гайдара «Тимур и его команда». 2) Прочитать другие книги А. Гайдара. (Выставка книг) |
Выставка книг. | |
VIII. Итог урока. Итог работы в отчетных листах. |