Каникулярная естественно-научная школа "КЕШа"

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Муниципальное общеобразовательное учреждение - лицей №6 г.Бердска Новосибирской области реализует естественнонаучное направление в обучении в лицейских (старшая школа) и пролицейских (основная школа) классах. Важнейшим компонентом лицейского образования является обучение физике. Реализуется обучение физике на базовом, профильном и углубленном уровне. Созданы условия для формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, в том числе при изучении данного предмета.

В целом лицейская модель обучения физике включает следующие элементы (рис.1):

Разноуровневое обучение физике в рамках классно-урочной системы.

Организация внеурочной деятельности по выбору обучающихся.

2.1. Факультативные, групповые и индивидуальные занятия.

2.2. Учебно-исследовательская и проектная деятельность (УИиПД).

2.3. Довузовская подготовка (ДП).

Каникулярная естественнонаучная школа (КЕШа).

КЕШа - образовательная структура, предоставляющая комплексное дополнительное образование в области естественных и точных наук, информатики и ИКТ, реализующая работу по включению подростков в учебно-исследовательскую деятельность и являющаяся экспериментальным полигоном для отработки новейших технологий педагогической и социальной работы. Данная структура работает во время школьных каникул в форме специализированных отрядов лагеря дневного пребывания "РАДУГА" при лицее №6 г.Бердска Новосибирской области.

Главная цель КЕШи: предоставление дополнительных образовательных возможностей для формирования и развития естественнонаучной и общей культуры обучающихся 5-9 классов.

Основные задачи:

  • формирование и развитие интереса к учению, в первую очередь - естественнонаучного познавательного интереса обучающихся;
  • формирование первичных навыков учебно-исследовательской деятельности: навыков проведения естественнонаучных наблюдений, опытов, мини-исследований, оформления и представления их результатов;
  • создание условий для развития способностей обучающихся, проявления творческой активности;
  • развитие коммуникативных навыков и ИКТ-компетентности обучающихся;
  • воспитание патриотизма и личной ответственности за результаты совместной работы.

Каждая сессия КЕШи предполагает выбор определённой темы, удовлетворяющей интересам данного подбора "кешариков" - так мы называем слушателей КЕШи. Например, 2-я сессия КЕШи летом 2009 года называлась "В гостях у сказки", 3-я сессия на осенних каникулах 2009-2010 учебного года была посвящена чудесам природы, 4-я сессия в июле 2010 года называлась "Астромиры".

В соответствии с выбранной тематикой "командный состав" КЕШи из числа учителей-предметников предлагает планы работы для своих учебно-исследовательских лабораторий и творческих мастерских, затем формируется общий план на всю сессию. Обычно формируются две-три команды "кешариков", смешанные по возрасту, но объединённые по направленности интересов. Традиционными являются: лаборатория физики и астрономии; мастерская ИКТ; лаборатория географии и биологии; лаборатория математики. Кроме того, в зависимости от темы возможно появление и других, например в "Астромирах" действовали также лаборатория филологии и мастерская журналистики.

Основные направления и формы работы, реализуемые в КЕШе:

  • проведение индивидуальных и групповых учебных исследований в реальной и виртуальной естественнонаучной лаборатории;
  • выполнение мини-исследований на природе;
  • реализация тематических проектов;
  • оформление индивидуальных и групповых результатов работы обучающихся в форме отчёта на электронных (CD-R) и бумажных носителях;
  • участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях КЕШи;
  • участие в интеллектуальных и культурно-развлекательных программах;
  • участие в итоговом тематическом фестивале "Общее дело".

Программа фестиваля включает три тура: интеллектуальный, спортивный и творческий. Традиционные мероприятия интеллектуального тура: тематические конкурсы, конференция по итогам учебно-исследовательской деятельности, итоговая интеллектуальная игра. Мероприятия спортивного тура: лично-командное первенство по летнему многоборью, комбинированная эстафета, перетягивание каната. Творческий тур может быть очень различным, например выставка индивидуальных работ, созданных кешариками во время сессии, презентация фильмов, спектаклей и т.п.

Режим работы КЕШи включает двух-трёхразовое питание, занятия в лабораториях и мастерских по выбору обучающихся, проведение учебно-познавательных и творческих мероприятий, экскурсий, а также обязательные оздоровительные мероприятия: утренняя зарядка, поездки в бассейн или в лес, ежедневный "час здоровья" на школьном стадионе.

Для организации работы КЕШи необходимы определённые ресурсы, имеющиеся в распоряжении нашего лицея:

  • Кабинеты: физики, химии, географии, информатики, математики, конференцзал.
  • Оборудование: телевизор с видеомагнитофоном, цифровой фотоаппарат и видеокамера для сбора данных в ходе проведения экспериментов и фиксации результатов, а также для подготовки итоговых отчётов по результатам работы каждой сессии.
  • Канцтовары для каждого обучающегося: ручка, карандаш, линейка, транспортир, тетрадь в клетку, тетрадь в линейку, "походный" блокнот-планшет, CD-R.
  • Канцтовары для отрядов: ватман форматов А1, А3, бумага белая и цветная А4, клей ПВА, ножницы, краски, карандаши и т.п.
  • Спортинвентарь и спортоборудование: мячи, скакалки, обручи, канат для перетягивания, велосипеды, турник, шведская стенка, секундомер, кистевой и становой динамометры, прыжковая яма, беговая дорожка, "полоса препятствий".

Каждая сессия КЕШи завершается серией традиционных мероприятий, одним из которых является магазин-аукцион "КЕШики на стол!". В течение всего периода КЕШи ребята не только выполняют какую-то работу, но и зарабатывают "кешики" - это наша валюта. Эти деньги можно просто накапливать в течение сезона, а можно сделать вклад в "КЕШа-банке" под определённые проценты. В зависимости от накопленной суммы каждый участник в конце сезона получит определённое количество призов.

Продуктивность деятельности каждого кешарика определяется глубиной и качеством проведённой учебно-исследовательской работы, уровнем творческой работы. Групповые творческие работы, например, спектакли, фильмы, реализованные в ходе сессии проекты также представляются на итоговом фестивале. Многие ребята продолжают работу над своими темами в учебном году, включаясь в деятельность лицейского научного общества и представляют их на конференциях и фестивалях различного уровня, в том числе на Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио".

В приложении представлены программа четвёртой сессии КЕШи "Астромиры".

Приложение.