Цель: Овладение образным языком искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков с целью постижения связи разных видов искусств.
Задачи:
- Продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства;
- Осуществление художественного познания мира учащихся через собственную созидательную деятельность;
- Развитие интегрированных качеств восприятия;
- Формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта.
Тип урока: изучение новой темы.
Вид урока: традиционный, с элементами игры.
Информационно- методическое обеспечение: Репродукции картин.
Вид и формы контроля: Слуховой контроль, наблюдения.
Прогнозируемые результаты: Способность сопереживать, находить нужные слова для передачи настроения. Понять, как музыка рассказывает о жизни природы.
Оборудование:
для учителя:
а) литературные произведения: А Фет "Я пришел к тебе с приветом:", А.С. Пушкин "Зимнее утро", И. Бунин "Утро".
б) Э.Григ сюита "Пер Гюнт", Д.Б. Кабалевский кантата "Утро весны и мира".
в) Изобразительный ряд: картины с изображением утра
г) Изображение Музы (в женском образе), Мастер Изображения, Мастер Слова (герои уроков изобразительного искусства: в образе художника, в образе поэта);
для учащихся: альбомы для рисования, акварельные краски, кисточки, баночки для воды.
Ход урока
I. Орг. момент (2 минуты)
а) Приветствие.
б) Проверка готовности к уроку.
II. Введение в тему.
Учитель:
- Сегодня Муза приглашает нас в Мир Искусства (показ слайда №1), чтобы встретить с ней рождение нового дня - утро. Вместе с нами отправятся в путь Мастер Слова и Мастер Изображения. (Показ слайда №2)
- Ребята, кто из вас встречал рассвет в природе? Что происходило в это время вокруг вас?
(Ответы детей)
- Нам пора в путь. (Звучит отрывок темы Э.Грига. слайд №3)
III. Беседа по теме урока.
Учитель:
- Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (Музыка плавная, протяжная, в ней чувствуется подъем.)
- В какое время суток вам бы хотелось услышать эту музыку? Почему? (Утром. Потому, что в музыке чувствуется как просыпается природа)
- А какое ваше утро? (Солнечное, светлое)
- Ребята, с чего начинается утро? (С появлением луча, с появлением росы, тумана, с тишины. Утром чувствуется свежесть.)
- А кто знает, в какой стороне света встает солнце? (Солнце встает на востоке).
- Да, действительно, солнце встает на востоке.
- Ребята, скажите, кому нравится время суток утро и почему? (Мне нравится утро, потому что люблю учиться с 1 смены. А потом я целый день свободный. Поэтому я люблю утро.
Утром просыпается природа и поют птицы. Поэтому я люблю время суток утро.)
- А вы знаете ребята, я тоже люблю утро. Просыпаясь утром рано, я начинаю заниматься делами. За целый день я успеваю сделать очень много дел и на работе, и дома.
- Писатель Константин Ушинский тоже любил время суток утро. (Показ слайда № 4) Именно утром у него рождалось много рассказов. Мастер Слова предлагает вам послушать рассказ "Утренние лучи".
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко, высоко, и запел свою серебряную песенку: "Ах как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!"
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-реку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червячков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и - зум-зум-зум!
Полетела собирать медок с душистых цветов.
- Такое утро увидел писатель К.Ушинский.
- Мир Искусства- волшебная страна. Сейчас вас ждет превращение. Закройте глаза: раз, два, три!.. Сколько солнечных лучиков собралось в нашем классе! Вот лучик - Вика, там лучик - Алеша, а чуть дальше лучик - Витя. Каждый лучик светит на свою картину. Что же видит каждый из вас? Начните рассказ так: "Я лечу по небу, касаюсь : и :". (Дети, изображая лучики, рассказывают что, что они видят на той картине, которая им больше понравилась, например: Я лечу по небу, касаюсь верхушек деревьев, и они становятся золотыми. Или: Я лечу по небу, вокруг туман. От моего прикосновения он становится розовым.)
- Молодцы, лучики, хорошо потрудились, всех разбудили.
IV. Физ. минутка.
- А сейчас все встали. Поднимите пожалуйста руки вверх и потянитесь к солнышку. Постарайтесь достать солнечные лучики. ( Физ. минутка проводится 2-3 раза).
Молодцы. У вас получилось очень хорошо. Садитесь на свои места. Молодцы.
-Мастер Слова приглашает вас поиграть. Сейчас вы прослушаете три литературных произведения. Отгадайте, какое стихотворение и к какой картине подобрал Мастер Слова.
(Стихотворения дети выучили заранее.)
1 ученик:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой:
(Это стихотворение подходит к картине, где изображено как солнце проснулось и лучи проскальзывают сквозь ветки деревьев.)
Учитель: Сейчас мы проверим.
(На слайде щелчком мыши выходит картина. Затем щелчком мыши - слова стихотворения. Показ слайда №5)
- Хорошо, молодцы ребята. Играем дальше.
2 ученик:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит:
(Стихотворение подходит к картине, где изображено зимнее утро. Благодаря солнечным лучам снег блестит на деревьях, на крышах домов.)
Учитель: Проверяем. (На слайде щелчком мыши выходит картина. Затем щелчком -слова стихотворения. Показ слайда № 6)
3 ученик:
Светит в горы небо голубое,
Молодое утро сходит с гор.
Далеко внизу - кайма прибоя,
А за ней - сияющий простор:
(Ответы детей. К этому стихотворению подходит картина, где изображено море и кайма прибоя. Показ слайда № 7)
Учитель: Давайте проверим. (На слайде щелчком мыши выходит картина, затем слова стихотворения.)
- Ребята, прислушайтесь, :. Еще одно доброе утро рождается! (Звучит кантата "Утро весны и мира.")
- Какой же характер у этого утра. (Утро веселое, радостное:)
- Скажите, а что хочется в такое что делать? (В такое утро хочется радоваться, играть.)
(Далее идет разучивание слов 1 куплета. Выученные слова ребята исполняют в характере стоя .)
- Ребята, скажем "большое спасибо" Музе, Мастеру Слова и Мастеру Изображения. (Показ слайда №8, где изображены Муза, Мастер Слова и Мастер Изображения).
Нам пора возвращаться в класс, а наши друзья останутся в Мире Искусств, ведь у них еще много работы: подметить прекрасное в обычных вещах и передать это через свои произведения.
- Раз, два, три, лети! (Звучит мелодия Д. Кабалевского)
V. Обобщение.
Вот мы и вернулись в классе. В каком мире мы побывали? (В Мире Искусств.)
- Для чего нас туда пригласила Муза? (Встретить рождение нового дня - утро. )
- Какие произведения искусства нам помогли увидеть красоту утра? (картины художников, мелодии композиторов, стихотворения поэтов.)
- Почему в Мире Искусств мы не встретили двух одинаковых изображений утра? (Сегодняшнее утро не похоже на вчерашнее, а завтрашнее утро не будет похожим ни на сегодняшнее утро, ни на послезавтрашнее.)
- От чего это зависит? (От погоды, времени года, места, нашего настроения.)
- Давайте вместе с вами сделаем подарки для Музы: нарисуем утро, к тому музыкальному произведению, которое вам больше понравилось, передав с помощью красок его настроение.
(В классе будут по очереди звучать мелодии Э. Грига, Д.Б. Кабалевского.)
- Наберите краску на кисть, закройте глаза, вслушайтесь в музыку. Рисуйте пятнами и цветными линиями.
VI. Итог урока.
(Выставка работ учащихся, свободный обмен мнениями.)