Характеристики звука. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели урока:

  • Образовательные: формирование знаний о характеристиках звука
  • Развивающие: формирование познавательных интересов (активное восприятие информации, формирование и развитие интереса к предмету
  • Воспитательные: воспитание и формирование коммуникативных качеств, воспитание культуры логического мышления и самостоятельности.

Учебно-методическое обеспечение: Шахмаев Н.М. Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/Н.М.Шахмаев, Ю.И.Дик, А.В.Бунчук. - 4-е изд., испр. - М.:Мнемозина, 2009.

Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку. Оборудование демонстрационное: камертон, молоточек камертона, закопченное стекло, гитара, гусли, шарик на нити.

План проведения урока

Этапы урока Временная реализация
Актуализация опорных знаний 8 мин
Основная часть. Изучение нового материала 25 мин
Закрепление 6 мин
Подведение итогов урока 3 мин
Домашнее задание 1 мин
Рефлексия 2 мин

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний (8 мин)

Презентация.

А) Организационный момент

Б) Фронтальный опрос (слайд 1-7)

Учащиеся сверяют свои результаты с ответами на слайде (слайд 8)

В) Объявление темы и цели урока (слайд 9)

Звук, создаваемый одним источником, отличается от звука, создаваемого другим. Например, каждая из струн гитары (или любого другого струнного инструмента) издает звук, отличающий от звука, издаваемого другими струнами (Демонстрация). Более того, две, казалось бы, совсем одинаковые скрипки могут звучать по-разному. Звук скрипки нельзя спутать со звуком баяна, звук барабана - со звуком тромбона. Каждый из нас, произнося одно и тоже слово, излучает разный звук. Все это делает необходимым ввести какие-то величины, с помощью которых можно было бы оценивать звук. Для того чтобы оценивать излучение и восприятие звука необходимо ввести новое понятие - характеристики звука.

2. Основная часть. Изучение нового материала. (25 мин)

Вы знаете, что звук бывает громким и тихим, высоким и низким.

Характеристики звука (слайд 10):

  • Громкость звука
  • Высота звука
  • Тембр звука

От чего зависит громкость звука? Проведем опыты.

Ударить молоточком по ветви камертона с прикрепленным к ней острием и провести им по закопченному стеклу. Показать след учащимся.

Ударим по ветви камертона сильнее, провести им по закопченному стеклу. Показать след учащимся.

Чем отличаются рисунки? Ответ уч-ся: во втором случае мы услышали более громкий звук, а острие на пластинке оставил след, отличающийся от первого большим "размахом".

К одной ветви камертона подвести вплотную маленький висящий на нити шарик, а по другой слегка ударить молоточком. Глушим камертон и снова ударим по нему, но гораздо сильнее, чем в первый раз.

Ответы уч-ся: шарик отскакивает от колеблющейся ветви на большее расстояние во втором случае. Во втором случае колебания ветвей камертона с большей амплитуды.

От чего зависит громкость звука? Ответы уч-ся: громкость звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда, тем громче звук.

Единица громкости звука называется сон. В практических задачах громкость звука принято характеризовать уровнем громкости, измеряемым в фонах, или уровнем звукового давления, измеряемых в белах (Б) или децибелах (дБ), составляющих десятую часть бела.

Звук, возникающий при листании газеты, соответствует уровень звукового давления порядка 20 дБ (слайд 11).

  • Тихий шепот, шелест листвы - 20 дБ
  • Обычный разговор - 60 дБ
  • Шумная улица - 70 дБ
  • Громкая музыка - 110 дБ
  • Двигатель самолета - 130 дБ

Громкость, равную 130 дБ, называют болевым порогом. При длительном воздействии такого звука происходит ухудшение звука.

Мы знаем, что звук бывает высокий и низкий.

Рассмотрим частоту колебаний крыльев насекомых и птиц в полете (Слайд 12).

Кто в полете быстрее машет крыльями: комар или шмель?

Ответы уч-ся: комар.

Каких птиц и насекомых мы слышим, а каких нет?

Ответы уч-ся.

Высота звука зависит от частоты колебаний звучащего тела: чем больше частота волны, тем выше звук.

У какого насекомого комара или шмеля самый высокий звук?

Ответ уч-ся: полет шмеля сопровождается низким звуком (жужжанием), а полет комара - высоким (писком).

Частота звуковых колебаний, соответствующих человеческому голосу, составляет от 80 Гц до 1400 Гц (слайд 13).

Третья характеристика звука это тембр.

Мы легко отличаем звук рояля от звука скрипки. Звук одинаковой частоты и громкости на разных музыкальных инструментах звучит различно, одна и та же нота, взятая разными певцами, звучит иначе. Проверим.

Произнесите слово "звук". Учащиеся произносят слово.

Вывод. Одни и те же слова, произнесенные разными людьми, отличаются друг от друга.

В мире создано много скрипок, и все они звучат по-разному. Особенно красивые звуки издают скрипки итальянских мастеров А. Страдивари, Дж. Гварнери (17-18 вв.) Эти скрипки не превзойдены по красоте звучания до сих пор. Следовательно, звуки отличаются своей окраской. Качество звука, связанное с "окраской" получило название тембра. Тембр связан со специфическими свойствами источниками звука.

Физкультминутка. Показать жестами: 1) музыкант играет на скрипке, 2) музыкант бьёт в барабан, 3) певец выступает на сцене.

Человеческий организм не безразличен к звуку. Громкий звук, особенно при длительном воздействии, может нанести непоправимый вред. Можно, конечно, привыкнуть к громким звукам, к шуму, научиться не замечать грохота поездов, рева мотоциклов, громкой музыки в соседней квартире. Но последствия шума постепенно накапливаются в организме. При длительном воздействии на организм громкого звука может возникнуть шумовая болезнь, симптомами которой является высокое артериальное давление крови, повышенная нервная возбудимость, тугоухость, быстрая утомляемость, плохой сон и т.д. С шумом борются административным мерами: нельзя включать громкую музыку после 22 часов и др. Над проблемами снижения шума работают инженеры-акустики. При конструировании стиральных машин, пылесосов, автомобилей, реактивных двигателей инженеры находят различные способы, чтобы уменьшить производимый шум. Здания также стремятся конструировать так, чтобы воспрепятствовать прохождению звуков и шумов через металлические, бетонные и кирпичные конструкции.

3. Закрепление (6 мин) (слайд 14)

  • Почему летящего комара слышим, а птицу нет?
  • Какими характеристиками обладает звук?
  • Что особенного в дискотеке, что после нее люди чувствуют себя плохо?

4. Подведение итогов урока (3 мин)

Подведем итоги нашего урока:

Слайд 15.

Мы узнали, что

  • громкость звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда, тем громче звук.
  • высота звука зависит от частоты колебаний звучащего тела: чем больше частота волны, тем выше звук.
  • тембр звука определяется формой звуковых колебаний.

5. Домашнее задание (1 мин)

Слайд 16.

Параграф 16 с. 55-58

Подготовить сообщение: Зачем музыкальным инструментам корпус?

6. Рефлексия (2 мин)

Слайд 17.

Продолжи рассуждение:

- Я смогу узнать голос своих родителей среди голосов других родственников потому что :

Использованная литература.

  1. Перышкин А.В. Физика. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. - М.: Дрофа, 2008.
  2. Кабардин О.Ф. и др. Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Методическое пособие./ О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - М.: Дрофа, 1996.
  3. ru.wikipedia.org