Одним из главных направлений стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополниться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Образование должно формировать способность жить и работать в обществе.
В соответствии с задачами модернизации образования, старшая ступень общего образования должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эффективное достижение целей формирования социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, возможно при введении профильного обучения.
Бум юридической активности населения, начавшийся в России в 1991 году, впустил в государственно-политическую, социально-экономическую и правовую системы большое количество людей, несведущих в праве (с низким юридическим уровнем теоретической подготовки). А для создания правового государства это недопустимо и не способствует прогрессивному развитию.
Деятельность юриста всегда вызывала глубокое уважение и почитание, признавалась элитарной и приоритетной в любой социальной среде. Сейчас, когда наше общество переживает трудные процессы демократизации и построения правовой государственности, особо остро ощущается нехватка интеллектуальной правовой культуры во всех областях юридической деятельности, в том числе и правоохранительной.
Анализируя социальный заказ на образовательные услуги нашего учреждения, видно, что 35% родителей считает необходимым введение в учебный план 10-11 классов средней общеобразовательной школы предметов правовой направленности, особенно тех, которые осуществляли бы подготовку к профессии сотрудника правоохранительных органов. Определяя, насколько профессия сотрудника правоохранительных органов значима для родителей обучающихся нашей школы, выявили следующее.
На вопрос «Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети выбрали профессию сотрудника правоохранительных органов?» мнения респондентов разделились следующим образом:
57% опрошенных ответили положительно, т.к. считают, что служба во благо государства имеет твердые социальные гарантии и перспективу их упрочнения, кроме того эта работа достойна уважения;
26% не хотели бы видеть близких в профессии сотрудника правоохранительных органов, т.к. считают, что эта профессия не престижна.
17% считают работу в органах внутренних дел слишком опасной и не желают, чтобы близкие поступали на такую государственную службу.
Определяя индивидуальные профессиональные перспективы обучающихся 8-11 классов на протяжении двух последних лет, выявлено, что 31% подростков хотели бы связать свое будущее с работой в правоохранительных органах. Такой интерес к профессии обусловлен:
- романтикой профессии (противостояние злу, борьба с преступниками);
- престижем профессии, которому в последнее время способствуют СМИ;
- твердыми социальными гарантиями;
- повышением статуса среди сверстников, посредством ношения формы, наличия звания и т.п.
Анализируя занятость обучающихся, можно констатировать тот факт, что 39% школьников заняты в спортивных секциях и имеют хорошую физическую подготовку, 21 подросток занимается в «Школе Мужества», что говорит о целесообразности создания профильного МВД-класса на базе нашей школы. Ежегодно команда юношей МОУ «СОШ №37» занимает призовые места в муниципальных конкурсах «От солдата до генерала», «Безопасное колесо» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Обучающиеся школы на протяжении 3 лет не совершали преступлений, что говорит о результативности целенаправленной работы коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и сложившихся традиций правового воспитания в нашем учреждении, что может использоваться для создания класса данной направленности.
В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионального мышления, высокого профессионализма, чувства законности и справедливости.
Изучение права в старшей школе ориентировано на дальнейшее познание мира юриспруденции, усвоение более сложных правовых конструкций, формирование правовой культуры личности, а также подготовку школьников к дальнейшему обучению в ВУЗе. В этой связи третья ступень образования призвана не только обеспечить достойный уровень знаний, умений в области базовых предметов, но и предложить для обучения профильные, специализированные дисциплины при подготовке будущих бакалавров, магистров и специалистов.
23 апреля 2010 г. в МОУ «СОШ №37» прошла презентация, и был объявлен набор в МВД-класс (10 профильный класс правовой направленности) на 2010-2011 учебный год.
Было подано 49 заявлений из 16-ти учебных заведений города: гимназии 1, СОШ №№ 27, 4, 23, 17, 32, 24, 36, 14, 30, 35, 37. Для того, чтобы поступить в МВД-класс необходимо было успешно сдать экзамены по русскому языку и математике, и два экзамена по выбору: физкультуру и обществознание, а также предоставить медицинскую справку с отметкой о разрешении физических нагрузок. Ребятам из других учебных заведений, кто не сдавал в своей школе указанные предметы, была предоставлена возможность сдать зачеты по физической подготовке и обществознанию на базе МОУ «СОШ №37». Тестирование по обществознанию прошли 8 обучающихся, зачет по физкультуре – 32. Из 49 кандидатов 13 отсеялось по состоянию здоровья.
17 июня 2010 г. прошло психологическое тестирование и собеседование, в котором приняли участие 36 кандидатов. Ребятам необходимо было ответить на вопросы начальника штаба, заместителя начальника УВД по АМО Газинского Игоря Ивановича, начальника ОДН УВД по АМО Петуховой Марины Владимировны, а также директора пейнтбольного клуба «Комбат» Семенюта Сергея Сергеевича. В результате был набран класс, численность которого 29 человек: 13 юношей и 16 девушек.
Среди обучающихся класса:
- курсанты «Школы Мужества» Крупин Аркадий, выпускник МОУ «СОШ №37» и Каковин Алексей, выпускник МОУ «СОШ №30», который решил пойти по стопам отца, Каковина Игоря Анатольевича, заместителя командира отряда ОМОН, начальника штаба, капитана милиции;
- ребята, достигшие в спорте высоких результатов. Так, Сылко Ольга, выпускница МОУ «СОШ №23», серебряный призер первенства России по ушу-саньда;
- выпускники инновационных учреждений города. Например, Киселева Елена, выпускница МОУ «Гимназия №1», набравшая самый высокий бал на собеседовании.
21 июня 2010 г. состоялось собрание родителей и обучающихся, зачисленных в МВД-класс. Желтоногова О.А., директор школы, представила родителям и обучающимся классного руководителя – Трофименко Ольгу Дмитриевну, победителя муниципального конкурса «Учитель года 2010» и воспитателя – Семенюта Сергея Сергеевича, директора пейтбольного клуба «Комбат». Гапаненко Татьяна Анатольевна, заместитель директора по УВР, познакомила родителей с особенностями учебного процесса: объемом учебной нагрузки, режимом обучения, предоставила информацию о профильный предметах.
С 1 сентября 2010-2011 учебного года наше образовательное учреждение на III ступени обучения реализует профиль правовой направленности. Открыт 10-ый МВД-класс, задачами которого являются:
- повышение юридической, правовой грамотности обучающихся;
- предоставление им возможности подробнее познакомиться с правоохранительными органами, что будет способствовать осознанному профессиональному выбору;
- подготовка к дальнейшему обучению в ВУЗе.
В учебный план МВД-класса включены такие профильные предметы, как история, обществознание, право, основы правоохранительной деятельности (Приложение 1).
Курс «Основы правоохранительной деятельности» разработан Желтоноговой О.А., директором МОУ «СОШ №37» и Газинским И.И., заместителем начальника Управления, начальником штаба УВД по АМО, полковником милиции.
Данный предмет имеет правовое содержание и дает основание для верного выбора обучающимися образовательной деятельности после окончания школы, а именно подготовиться к служению Отечеству на гражданском или военном поприще. Кроме того, курс «Основы правоохранительной деятельности» дает возможность познакомиться обучающимся с базовыми основами дисциплин, изучаемых на факультетах ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России» по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» и других ВУЗах данной направленности. Школьники получают информацию о некоторых особенностях высшего профессионального образования, что дает основание для верного выбора ими образовательной деятельности после окончания школы.
В рамках изучения курса формируется интерес к будущей профессиональной деятельности. Школьники знакомятся со спецификой профессиональной деятельности участкового уполномоченного милиции, следователя, дознания, криминалиста, сотрудника уголовного розыска, патрульно-постовой службы, государственной инспекции безопасности дорожного движения и т.п. Содержание курса выстроено с учетом основных требований Госстандарта знаний в области обществоведческой подготовки школьников, требований высшей школы к абитуриентам на вступительных испытаниях, к которым начинают готовиться школьники.
Большое внимание уделяется организации социальной практики для обучающихся профильного класса, ведь это — возможность «примерить» профессию на себя. Программой предусмотрено:
· Выездное тематическое занятие в Ангарскиймузей милиции.
· Ознакомительная экскурсия. Гарнизонный развод на службу личного состава УВД по Ангарскому муниципальному образованию.
· Открытый выездной семинар. Принятие присяги курсантами ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России» (октябрь).
· Выездное тематическое занятие в ангарскийОМОН (отряд милиции особого назначения).
· Выставка вооружения ОМОН.
· Огневая подготовка (показательные стрельбы сотрудников ОМОН).
· Огневая подготовка. Стрельба из пневматического оружия.
· Выездное тематическое занятие в в/ч 3695 г. Ангарска.
· Выездное тематическое занятие в ЧОП (частное охранное предприятие).
· Ежегодное участие в вечере Памяти сотрудников и военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей (23 марта).
· Выездное тематическое занятие в Ангарскую воспитательную колонию.
· Заступление на службу по ООП (охране общественного порядка) и ООБ (обеспечению общественной безопасности).
· Рейдовые мероприятия по линии ОДН (отдела по делам несовершеннолетних).
· Рейдовые мероприятия по линии ГИБДД (государственной инспекции безопасности дорожного движения).
· Тематические экскурсии в ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России» (1 раз в четверть).
Образовательный процесс осуществляется с участием сотрудников правоохранительных органов г. Ангарска и преподавателей ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России».
С целью совместной организации деятельности в области реализации профильного обучения в классе правового профиля (организация социальной практики) имеются договоры о сотрудничестве со следующими учреждениями:
- Федеральным Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Восточно-Сибирский Институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (договор №190 от 18.05.2010 г.);
- Управлением внутренних дел по Ангарскому муниципальному образованию (договор от 25.05.2010 г.);
- Отрядом милиции особого назначения ГУВД по Иркутской области (договор №20-2010 от 17.05.2010 г.);
- учреждением системы ГУ ФСИН по Иркутской области «Ангарская воспитательная колония» (договор от 14.05.2010 г.);
- пейнтбольным клубом «Комбат» г.Ангарска (договор от 15.06.2010 г.).
По окончанию МВД-класса выпускники, получив багаж правовых, юридических знаний смогут выбрать профессии, связанные не только с системой органов внутренних дел, но и органов прокуратуры, юстиции, нотариата, адвокатуры и т.п.
Администрация школы с уверенностью смотрит в будущее и убеждена в том, что никто из ребят не будет сожалеть о сделанном выборе.
Открытие МВД–класса – профильного класса правовой направленности на базе МОУ "СОШ №37" г. Ангарска Иркутской области
- Желтоногова Ольга Алексеевна, директор школы, учитель математики
Разделы: Администрирование школы