«Два мира есть у человека: один, который
нас творил,
Другой, который мы от века творим по мере наших».
(Н.Заболоцкий)
Свое выступление хочу начать с таких цифр: В 5 лет дети дают 90% оригинальных ответов, в 7 лет – 20%, а взрослые лишь 2%.
Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Влияние изодеятельности на развитие творческих способностей считается общепризнанным и является традиционным предметом психолого-педагогического анализа. В целом ряде исследований и методических разработок Т.Н.Дороновой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, А.И.Сакулиной, Е.А.Флериной показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации на разных этапах дошкольного детства.
Изобразительная деятельность способствует:
- Разностороннему развитию личности ребенка.
- Углублению представлений об окружающем мире.
- Приобретению знаний о предметах и явлениях, о художественных возможностях изобразительного искусства.
- Решению задач речевого развития детей: обогащению словарного запаса, развитию связной речи, правильного произношения, умению описывать увиденное, рассказать о созданном изображении.
И, наконец, в процессе изодеятельности
ребенок испытывает разные чувства: радуется,
огорчается, стремиться преодолеть трудности или
пасует перед ними.
Все мы в детстве были художниками. Почему же
увлечение это проходит? Почему верным рисованию
остаются только художественно-одаренные люди?
Ведь все дети любят рисовать. У ребенка возникает
вполне естественное желание передать в рисунке
свои впечатления от увиденного. Однако анализ
собственной педагогической деятельности
показывает, что дети с нарушением речи слабо
владеют изобразительными навыками, а при
отсутствии коррекционного развивающего
обучения самостоятельная деятельность нередко
носит репродуктивный характер: дети наизусть
рисуют то, что умеют. Я вижу в детских работах
однообразие, бедность цвета, одноплановость. Мои
наблюдения показали, что у современного ребенка,
который живет в непростых условиях
художественного социума, исчез интерес к
искусству, ослабло стремление к творческому
проявлению. Я выявила ряд причин, препятствующих
проявлению творчества.
Причины, препятствующие стремлению детей к творческому проявлению:
- Отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, умений, навыков
- Формализм в организации педагогического процесса (важно помнить о специфике изодеятельности. Это не обычное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это художественно-творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желания творить).
- Несоответствие изодеятельности как части воспитательно-образовательной работы с дидактическими принципами.
- Ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для изодеятельности.
- Небольшое число используемых детьми способов изображения.
- Недостаточный уровень квалификации педагога и недостаточно развитое восприятие педагогов формирует «штампы», которые внедряются в сознание детей – «это надо так, а это так» и определяет формальный, нетворческий подход к организации занятий (использование одних и тех же методов, не включающих игровые приемы, подача прямого показа изображения).
- Низкая заинтересованность родителей в развитии художественно-творческих способностей детей.
- Недостаточная грамотность родителей в области коррекционной работы по развитию творческих способностей детей, имеющих речевые нарушения. Художественная среда, окружающая детей дома, ограничивается в основном только развлекательными играми, фломастерами, карандашами. Лишь некоторые родители создают все условия для развития творческих способностей, большинство полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится.
Анализ диагностики показал, что рисунки детей-логопатов отличаются схематичностью, нарушением пропорциональной соотнесенности частей предмета, пропуском существенных деталей, что говорит о достаточно низком уровне развития художественно-творческих способностей детей.
Как же найти такие стимулы к творчеству, которые бы рождали у ребенка подлинное желание творить? Как развить творческий потенциал всех детей, ибо каждый ребенок одарен и талантлив, оберегая индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу, страшась заглушить способности?
Итак, проблема актуальна и я решила более углубленно работать над развитием творческих способностей детей.
Цель моей работы – формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изодеятельности.
Для достижения цели определила следующие задачи:
- Формировать способы художественного творческого отражения своих представлений об окружающем мире, овладевать навыками изодеятельности.
- Развивать нравственно-эстетический аспект художественной деятельности, формировать ценностное отношение к действительности.
- Использовать новые педагогические технологии, опыт.
- Овладевать техническими умениями и навыками различными изобразительными средствами.
- Развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.
Работаю по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. Использую в работе базовое методическое пособие Т.С.Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду», методическое пособие Т.С.Комаровой «Детское художественное творчество», пользуюсь методическими разработками Аверьяновой А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду», Казаковой Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста», Компанцевой Л.В. «Развитие художественно-творческих способностей у детей».
Используя данную литературу разработала перспективное планирование, основанное на дидактических принципах.
Дидактические принципы:
- Гуманизация знаний и представлений детей об окружающем мире.
- Систематизация содержания художественного образования детей.
- Сочетание обучающего компонента с развивающим.
- Целостность, системность, сезонность, цикличность.
- Соединение обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности, эстетической восприимчивости.
- Учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире. Дети-пятилетки могут рисовать на самые разнообразные темы. Однако, из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей-логопатов происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. Поэтому, порой, яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается и юный художник расстраивается. У большинства детей творчество само по себе не развивается и никак не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы следующие условия.
Создаю условия, которые способствуют развитию творчества у детей:
- Планирую содержание и методы обучения, учитывая взаимосвязь всех видов изодеятельности.
- Организую педагогический процесс на основе интеграции видов искусства, способствующего накоплению впечатлений, эмоций, опыта.
- Использую разнообразные виды работы с детьми.
- Предоставляю ребенку возможность творить самостоятельно, доступность любого материала для изодеятельности.
- Использую в дальнейшем результаты детского художественного творчества.
- Создаю творческую, доброжелательную атмосферу на каждом занятии, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку, уважение к его творчеству.
- Предоставляю возможность для совместного творчества.
- Обогащаю эмоционально-интеллектуальный опыт ребенка.
Чем богаче опыт, тем разнообразнее по
содержанию детские рисунки. Прочитала, что если
до 4 лет не спешить с показом способов рисования,
но при этом заботиться о накоплении у малыша
сенсорного опыта, то он значительно раньше
начинает изображать сложные предметы.
Многие дети не способны самостоятельно оценить
красоту какого-либо предмета или явления. В этом
мы должны помочь, иначе понятие «красиво»
останется формальным для ребенка, не приобретет
конкретного смысла. Для того, чтобы дети
поняли чем прекрасен тот или иной предмет или
явление, я сама должна уметь искренне
чувствовать, видеть красоту в жизни. А это
качество нужно развивать в себе и в детях
постоянно. Как этого достичь? День за днем
наблюдать, рассматривать, рассуждать,
вглядываться, прислушиваться. Можно проводить
минуты созерцания. Мы с детьми любим минуты
тишины.
Выбор методов и приемов – это всегда поиск оптимального пути обучения и воспитания, т.е. наиболее выгодного пути, позволяющего быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. При выборе методов и приемов учитываю характер предстоящей деятельности, поставленные программные задачи, индивидуальных особенности своих детей.
Методы и приемы, используемые мной на занятиях по изодеятельности:
1. Словесные методы:
– объяснение
– описание
– разъяснение
2. Наглядные методы:
– наблюдения (натуральных объектов в реальных условиях и в групповых условиях)
– иллюстрация (фото, рисунки, схемы, плоских моделей, плакатов)
– видеометод
3. Практические методы:
– упражнения
– синхронное рисование
– самостоятельный показ детьми известного способа рисования
– прием «пассивных» движений с неуверенными детьми
– частичный показ способа рисования
4. Игровой метод.
Важным условием успешного развития детского художественного творчества является разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях.
На занятиях использую:
– логопедизация на каждом занятии
– дидактические игры
– пальчиковые игры
– физкультминутки
– художественное слово
– элементы психогимнастики и релаксационные упражнения
– музыкальное сопровождение
– графические и живописные упражнения
Знания, полученные на занятиях, обязательно закрепляю в дидактических играх, самостоятельной деятельности. Разработала по возрастным группам и разделам дидактические и художественно-развивающие игры.
Разделы дидактических игр:
– цвет
– линия
– форма
– ритм
– композиция
– штриховка
– для знакомства с декоративно-прикладным искусством.
Изодеятельность для детей – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, открывая новые возможности изодеятельности. Я увидела, как нестандартные подходы в организации изодеятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Использую разнообразные нетрадиционные техники рисования:
– пальчиковая живопись
– монотипия
– тампонирование
– рисование ладошкой
– набрызг
– батик
– рисование свечой, углем
– акварель + восковые мелки
– рисование по-сырому
– промывание рисунка
– на мятой бумаге
– экспериментирование при смешивании красок
Нетрадиционные техники развивают фантазию, уверенность в себе, наблюдательность, импровизацию. Эти техники детям очень нравятся и они их применяют в самостоятельной деятельности.
Успех в работе по развитию творческих способностей детей – логопатов может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.
В работе с родителями:
- Знакомлю с задачами, которые решаю, раскрываю родителям смысл изодеятельности, ее значение для общего развития детей, имеющих речевые нарушения.
- Объясняю, на каком уровне находится деятельность их детей
- Подсказываю, чем они могут помочь
Систематическая, планомерная работа дает положительные результаты. Об этом говорят результаты диагностического обследования, проведенного в конце учебного года. У детей появился еще больший интерес к изодеятельности, улучшилось качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения, оригинальность изображения, более полное раскрытие замысла), дети используют различный изобразительный материал, различные нетрадиционные техники рисования.
Достижения:
- Участие в выставках детского сада
- Участие в муниципальных, региональных, международных конкурсах
- Обучение детей в школе искусств
Проблемы:
- Разновозрастной контингент детей.
- Недостаточный учет симптоматики и структуры речевого дефекта.
- Ежегодная сменяемость контингента детей.
- Наличие нуклеарных семей воспитанников.
Мир искусства богатый и разнообразный, помогающий человеку развить свои чувства и обогатить душу. Искусством можно любоваться, восхищаться, но его можно и создавать, т.е. рисовать, лепить, делать поделки и т.д. Для этого надо много учиться, заниматься с детьми систематически и творчески. И тогда наши детишки не только разрисуют белоснежный лист диковинными цветами, но и научатся образно мыслить, проникнутся любовью к творчеству. И хочется вспомнить слова Сухомлинского «Как гимнастика исправляет тело, так творчество исправляет душу». А состояние человеческой души – главная цель воспитания.