Цель урока:
Образовательные:
- Продолжить формирование представлений об десятичных дробях, о действиях сложения и вычитания десятичных дробей.
Развивающие:
- Развитие навыков сложения и вычитания десятичных дробей и умение применять их при решении примеров и уравнений.
- Ознакомление с краткими историческими сведениями.
- Развитие вычислительных навыков.
Воспитательные:
- Воспитание умения работать в коллективе и группе.
- Воспитание любознательности.
- Воспитание творческих способностей.
Оборудование: выставка книг, содержащих сказки Пушкина, рассказы о творчестве поэта, плакат с высказыванием А.С.Пушкина, портрет А.С.Пушкина, компьютер, карточки.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Устная работа
А) логическая цепочка; б) устная работа.
3. Историческая справка.
4. Поэтапный контроль (с использованием произведений А.С.Пушкина).
5. Домашнее задание.
6. Подведение итогов. Выставление оценок.
На доске записи
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.
"Отыщи всему начало и ты многое поймешь." (Кузьма Прутков.)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Сегодня на уроке мы продолжим изучение десятичных дробей и действий с ними.
Правила поведения.
- Поднимать руку, если вы хотите ответить.
- Отвечать четко на поставленный вопрос.
- Не выкрикивать с места.
- Помнить, что вы ответственны за коллектив, в котором работаете.
- Вести себя вежливо и культурно по отношению к другим ребятам.
- Помогать друг другу.
1. Логическое задание.
А) какое слово "лишнее" и почему: сумма, разность, множитель, уменьшаемое?
Ответ: множитель.
Б) повторить компоненты сложения и вычитания.
В) Какой знак можно поставить между числами 7 и 8, чтобы получившееся число было больше 7 и меньше 8? (Запятая).
Г) Между числами 5,2 и 5,3 поставьте число, большее 5,2 и меньшее 5,3. (Например, 5,23).
2. Устные упражнения.
А) Найдите значение выражения:
- 6,5-2,7
- 33,7-4
- 2,8+1,9
- 4,6+0,5
- 8+2,6
- 4,7+16
Б) Сравни числа:
- 8,50 и 8,5 9,41 и 9,306
- 1,6 и 1,57 0,08 и 0,1
3. Вступительное слово о А.С. Пушкине.
Учитель: В этом году исполнится 211 лет со дня рождения А.С.Пушкина.
А.С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик, драматург, критик, обогативший художественными открытиями русский романтизм, заложивший основы самобытной русской реалистической литературы XIX века. Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве в дворянской семье. Пушкин великолепно владел многими литературными жанрами. Он писал стихи, поэмы, романы, исторические повести, рассказы, сказки.
Сейчас вам предстоит узнать, произведение, какого литературного жанра, мы будем использовать в заданиях.
Числами зашифрован этот жанр.
Задание: Используя таблицу умножения, найдите буквы соответствующие числам. Запишите в тетради эти буквы и прочитайте полученные слова.
42 48 36 56 28 32 49 35 54 45 40 24 63
х 4 5 6 7 8 6 Н Ь А С К 7 К У С П З 8 И И К З Ю 9 А К Ш А Б
Ответ: СКАЗКИ ПУШКИНА.
Учитель: Расцвет жанра сказки у Пушкина попадает на первую половину 30-х годов XIX века.
М.Горький вспоминает: "Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне, прочитав их несколько раз, я уже знал их наизусть, лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну".
4. Самостоятельная работа (по вариантам, 1 вариант для самых слабых учеников).
Самостоятельная работа.
Ф.И Ученика__________________________
1 слово_______________________________
1) 2,8+1,9=
2) 4,6+0,5=
3) 8+2,6=
4) 4,7+16=
5) 3,58+1,52=
6) 15,68-5,08=
10,6 | 20,7 | 5,1 | 4,7 |
А | З | К | С |
___________________________________
Самостоятельная работа.
Ф.И Ученика__________________________
2 слово_______________________________
1) 6,5-2,7=
2) 4,3-3,5=
3) 11,2-9,6=
4) 33,7-4=
5) 21-3,59=
6) 5-0,61=
7) 7,3-4,568=
0,8 17,41 2,732 3,8 1,6 4,39 29,7 Р А Е О Ы К Б
_____________________________________
Самостоятельная работа.
Ф.И Ученика__________________________
3 слово_______________________________
1) 5,9+1,6=
2) 8,3+0,8=
3) 8,9+4=
4) 13+4,2=
5) 4,7-2,8=
6) 12,1-8,7=
12,9 | 1,9 | 7,5 | 9,1 | 3,4 | 17,2 |
Ы | К | И | Р | Е | Б |
Зашифровано 4 слова из сказки А.С.Пушкина.
Задание. Выполните действия, результаты найдите в таблице и отгадайте зашифрованные слова.
- Из какой сказки эти слова?
Учитель:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и 3 года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
- Сколько всего лет жила эта семья у моря?
Вызванный ученик решает задачу.
Задача.
В 1 день старик поймал 5,8 кг рыбы, во 2 день поймал на 1,5 кг больше. Сколько всего рыбы поймал старик за два дня?
Решение:
1 день -5,8кг
2 день-? На 1,5кг больше
1)5,8+1,5=7,3кг - поймал во второй день.
2) 7,3+5,8=13,1кг рыбы поймал за два дня.
Ответ: за два дня - 13,1кг рыбы.
5. Решение уравнений.
Чтобы узнать название следующей сказки, надо открыть три сейфа, решив три уравнения.
1 сейф 2 сейф 3 сейф У-3,54=8,2 Х+3,242=5,1 Х-2,91=3,937
Работа учащихся по рядам. Вызывается 1 ученик с каждого ряда к доске, остальные решают на местах.
У=8,2+3,54 Х=5,1-3,242 Х=3,937+2,91 У=11,74 Х=1,858 Х=6,847
Кто решил раньше других может открыть один сейф, решив дополнительное задание.
А) 12,1-(Х+5,8)=1,7 б) (у-3,7)-1,8=4,7 Решение: Х+5,8=12,1-1,7 у-3,7=4,7+1,8 Х+5,8=10,6 у-3,7=6,5 Х=10,6-5,8 у=6,5+3,7 Х=4,6 у=10,2
Открыв все сейфы, вы прочитаете название сказки:
сказка О царе Салтане
Первым, кто откроет сейф, получит "5".
Учитель:
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя
33 богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор
С ними дядька Черномор.
- Сколько всего людей вышло из моря?
Ответ: 34
Физкультминутка.
Один, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочки потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
6. Вычислите значение выражения.
(Выполняет один ученик у доски).
100,4-(75,31+18,09) =7 0,97+24,6-18,47 =7 1) 75,31+18,09=93,4 1) 24,60+0,97=25,47 2)100,4-93,4=7 2) 25,47-18,47=7
Ответы проверяются с помощью сигнальных карточек.
- В названии какой сказки А.С.Пушкина есть число 7.
Ответ: "Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях".
7. Решите задачу.
Учитель:
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
"Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:."
- Из какой сказки этот отрывок?
Ответ: "Сказка о золотом петушке"
Задача. Спица на куполе может выдержать вес 4,6кг. Царь подарили петушка массой 3,25кг. Выдержит ли спица петушка, если петушок поправится на службе у царя на 1,15кг?
Решение:
1) 3,25+1,15=4,4(кг) станет весить петушок.
2) 4,4 меньше 4,6кг, значит, спица выдержит петушка.
Учитель:
Ежегодно в день рождения А.С. Пушкина проводится праздник пушкинской поэзии в Михайловском, собирающем писателей и поэтов, а так же многочисленных почитателей таланта А.С.Пушкина. Сюда действительно никогда ":. Не зарастет народная тропа".
Инсценированная игра "Вот такая запятая!"
Участники команд надевают на голову "корону" с изображением цифр и запятой. По команде они выстраиваются так, чтобы получилось число. Например: 1799 , 211 . А теперь главную роль играет запятая, которая своим перемещением показывает числа, получаемые при умножении или делении данного числа на 10; 100; 100; 0,1; 0, 01 и т.д.
За каждое правильно и быстро выполненное задание команда получает балл. Выигрывает та команда, которая больше заданий выполнила быстрее и верно.
- Что обозначают числа 1799 и 211?
Ответ: год рождения А.С.Пушкина и сколько лет ему исполнилось бы 6 июня 2010 года.
Подведение итогов.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Чему мы научились?
- Что понравилось и не понравилось?
- Что нужно сделать дома, чтобы не отстать от других ребят в классе?
Домашнее задание:
1. На альбомном листе изобразите сюжет или персонаж из сказок А.С. Пушкина.
2. Составьте задание по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей", в котором нужно будет угадать зашифрованное вами слово.
3. Найти и подготовить сообщение об истории появления десятичных дробей.