Управленческий аспект в реализации программы по духовно-нравственному воспитанию

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


В национальной образовательной инициативе «Наша  новая школа» определены пути развития российского образования и акцентировано внимание на том, что инновационные пути развития России будут реально осуществляться  здоровыми, интеллектуальными, мобильными людьми, духовно-нравственными, любящими свою Родину, знающими её историю, заботящимися о её благосостоянии. В Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 г. Дмитрий Анатольевич  Медведев обратил внимание на  «ценности, общественные идеалы и нравственные принципы», которые лежат в основе современной государственной политики,  которые «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну»: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ.

Ежегодно проводимые Международные Рождественские Чтения, Нижегородские Областные Рождественские Чтения дают верные ориентиры благотворной работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию.

На основе анализа  практики деятельности педагогического коллектива, изучения приоритетов развития школы, социального заказа,   обновления нормативной правовой базы разработана концепция воспитательной системы, конкретизированы представления о содержании и основных  направлениях Программы  развития «Школа культуры» и программы воспитательной работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию, что позволяет решать проблемы  комплексно, охватывая своим воздействием все поколения, пронизывая все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, правовую, педагогическую.

Системный подход высвечивает стратегические направления развития школы, которые формируют новую модель управления образовательным процессом. Ее основа состоит в открытой позиции всех участников творческого процесса, в необходимости и желании работать единой командой.

Инвариант управленческих действий школы по реализации прав обучающихся (воспитанников) на свободу совести и религии, как того требуют Конвенция о правах ребёнка, Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», ориентирован на:

1) информирование участников образовательного процесса по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания;
2) изучение  и учёт образовательных запросов обучающихся и их родителей при определении содержания образования;
3) создание комплекса условий, необходимых для достижения качества образования;
5) организацию мониторинга качества и результатов образования.

Главная идея, положенная в основу концепции программы по духовно-нравственному воспитанию и развитию, – это воспитание духовно-нравственной личности, инициативной, творческой, способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, с чертами русского характера: трудолюбие, честность, порядочность; создание условий для становления здорового человека, полезного и востребованного обществом; становление личности, руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

В процессе реализации программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности формируется следующая система ценностей:

  • индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребенка, честь, достоинство);
  • семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, ее традиции);
  • национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
  • общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и т.д.).

Основные концептуальные идеи, лежащие в основе реализации воспитательной системы школы: культуросообразность, гуманизация и гуманитаризация, педагогическая поддержка, общедоступность и свобода выбора, свобода и независимость развития ребенка, событийность. Реализация этих идей основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, ценностно-смыслового подхода, сотрудничества.

Реализация идей осуществляется в условиях модернизации внутришкольного управления:

  • творческое инновационное сотрудничество, развитие проектно-исследовательской  деятельности;
  • целесообразный подбор и  расстановка кадров в соответствии с их возможностями и способностями;
  • развитая методическая служба;
  • система повышения квалификации, построенная на основе альтернативы и выбора;
  • аттестация как средство стимулирования труда педагогов и руководителей;
  • мониторинг эффективности управления;
  • система внутришкольного контроля, управление по результатам;
  • рефлексивный эффект в управлении, достигаемый чёткостью функциональных обязанностей (сбор информации по результатам, самоанализ результатов, постановка реальных целей, обеспеченных ресурсами, выявление тенденций развития для проектирования управленческих решений, организация всей деятельности в циклах и командах, персонализация ответственности);
  • информационно-аналитический банк как основной инструмент управления.

Создание педагогических условий для духовно – нравственного воспитания школьников в образовательном процессе, а также определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования требует  от педагогов не только знания предметов и методики их преподавания, но и умения направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание, определить своеобразие каждого ребёнка, почувствовать душу его, оценить его потенциальные возможности, помочь в духовно-нравственном развитии.

Механизм управления содержит нормативно-правовую и содержательную составляющие: нормативные правовые акты и документы; учебные программы; сложившиеся нормы и правила, существующие в обществе, коллективе; условия жизни и труда; личностные и коллективные стимулы – потребности и интересы; духовные ценности.

Для управления системой духовно-нравственного развития и воспитания в школе действует координационный совет. Его  состав и полномочия определяются соответствующими правовыми актами. Создана творческая группа педагогов по экспертизе воспитательно-образовательных программ и методических материалов по духовно-нравственному воспитанию, по проведению социологических исследований с целью выявления проблем духовно-нравственной жизни населения Гремячева на основе анализа и обобщения опыта духовно-нравственного воспитания.

Стержнем духовно-нравственного развития и воспитания в школе является реальная база содержания образования, основанная на системном подходе, который:

  • развивает знания во всех звеньях образования через введение учебных курсов: «Основы православной культуры» в 1-4 классах, «Религии России» в 8, 9 классах, МХК в 8-11 классах, «Русский фольклор» в 5 классах, интегрирование знаний по курсу «Основы православной культуры» с другими учебными дисциплинами (литература, русский язык, МХК, история, география и др.);
  • развивает сеть дополнительного образования;
  • дает возможность активному взаимодействию с организациями и учреждениями посёлка; района;
  • объединяет содержание обучения и воспитания в единый образовательный процесс, создавая условия для гармоничного развития ребенка, его родителей и педагогов, развивая эффективные формы взаимодействия, расширяя границы возможного сотрудничества, снимая барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Модель воспитательной системы состоит из трех системообразующих элементов: Деятельность, Отношения, Личность, интегрирующих  и образующих целостный воспитательный процесс.

Модель «Личность» представлена с двух позиций: как своеобразный предполагаемый результат – образ выпускника школы и как направления роста и развития:

  • индивидуальная траектория развития,
  • ценностно-ориентированное,
  • креативное,
  • социальное,
  • интеллектуальное,
  • спортивно-оздоровительное.

Модель «Отношения» – ключевой компонент воспитательной системы, в котором отражены межличностные, разновозрастные отношения, отношения учащихся со взрослыми и отношение к школе. Уклад жизни школы определяется ее традициями, законами и правилами. Все педагоги и дети ценят правило трех П: принять, понять, признать; правило трех Д: добросердечие, добросовестность, добропорядочность. Педагогический коллектив работает над созданием в социуме имиджа школы – «школы добрых отношений», неповторимого облика, обеспечивающего её привлекательность и популярность.

Модель «Деятельность» реализуется в следующих направлениях:

  • познание,
  • общение,
  • игра,
  • творчество,
  • краеведение.

Главные источники человечности, духовно-нравственных ценностей: патриотизм, гражданственность, традиционные российские религии, семья, труд и творчество, природа и искусство, человек и человечество.

За время работы школы по проблеме духовно-нравственного развития и воспитания сложился арсенал форм, методов и приемов, соединяющих воспитание и обучение в единый процесс.

Методический совет школы – необходимое звено управления. В него входят педагоги, ведущие активную исследовательскую и проектную работу, и администрация школы. На качественно новую ступень вышла работа методических объединений: к традиционным формам методической работы прибавился огромный пласт проектно-исследовательской деятельности, результатом которой стали разработки программ, публикации педагогов школы, участие в профессиональных конкурсах.

Развитие компетентности педагогов осуществляется в ходе организации работы методического объединения классных руководителей 1-11 классов, творческих групп по проблемам духовно-нравственного воспитания, экспериментальных площадок, в процессе обогащения теоретического и технологического потенциала педагогической деятельности, использования инновационных технологий методической деятельности; ведутся методические дневники классных руководителей; «методическое портфолио»; обогащается научно-методическая деятельность педагогов в их взаимодействии с родителями по формированию семейных духовно-нравственных ценностей у старшеклассников; проводятся научно-практические конференции; осуществляется индивидуальная работа над методическими темами по духовно-нравственной тематике; проводятся педсоветы, формируется банк передового педагогического опыта, активизируется работа по педагогическому самообразованию, организуются мастер-классы и др. Классными руководителями используются в работе с детьми целевые программы «Здоровье», «Семья»,  «Общение и культура».

Педагоги, преподающие учебные курсы духовно-нравственной направленности, имеют специальную подготовку.

Принимая во внимание целостность воспитательного процесса, определяя духовно-нравственную культуру как базовую, мы используем оптимальные формы работы на основе личностно-ориентированных гуманистических воспитательных технологий:

  • технология социализации личности;
  • технология душевной гимнастики;
  • технология самовоспитания;
  • технология сотрудничества;
  • технология групповой работы;
  • технология проектной деятельности;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • технология социальной проблемно-ценностной дискуссии;
  • игровые технологии;
  • шоу-технологии.

Воспитательные возможности школы расширяются благодаря действию социально-психологической службы.

Важная роль в реализации программы по духовно-нравственному воспитанию принадлежит  ученическому самоуправлению. Созданы детские  организации: «Радуга», объединяющая учащихся 1-4 классов, и «Алый парус», объединяющая учащихся 5-8 классов. Организации имеют программу, устав, девиз, эмблему. Члены организации живут по правилам, выработанным ими же. Структура детской организации, правила ее жизнедеятельности дают учащимся возможность активно участвовать в жизни школы. Активно действует Совет старшеклассников «СТАР».

Управление родительской общественностью осуществляют родительские комитеты классов и школы, актив семейного клуба «Радуга»: решают вопросы оказания школе материально-технической и финансовой помощи и принимают решения по рациональному использованию данных ресурсов, принимают участие в организации общешкольных и классных мероприятий. В состав Совета школы входят  родители, учащиеся старших классов, педагогические работники школы. Создавать открытое образовательное пространство школы помогают сайт школы, школьная газета, публичный отчёт директора школы.

В системе духовно-нравственного развития и воспитания важной составляющей является массовая работа, организуемая и проводимая школой в разрезе коллективных творческих дел при активном участии органов местного самоуправления,  ветеранских, молодежных организаций, Православной Церкви.

Значимая ступень развития гражданина – осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного посёлка, города, района, области. Благодаря традициям, наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение понятия «Родная земля Россия», «Малая Родина», «Моя школа». Традиции расширяют возможности межвозрастного общения, способствуют пониманию детьми смысла жизни наших предков с позиции современного человека. Традиции формируют общие интересы, придают школьной жизни определенную прочность, надежность и постоянство, необыкновенность, привлекательность.

Традиции школы:

  • познавательно-интеллектуальные (игра путешествие по УТЯ; брейн-ринг «Хочу всё знать»; интеллектуальный марафон; месячник культуры; ежемесячный выпуск школьной газеты «Школьный вестник»);
  • акции («Посади дерево памяти»; «Добрый сюрприз»; «Забота: помощь ветеранам»; «Я  гражданин России»; «Моё здоровье»; «Птичья столовая»);
  • праздники («День Знаний»; «Учителям посвящается»; «Осенины»; «Новогодняя ёлка в лесу»; Рождественские встречи; «Масленица»; «Мамин и бабушкин праздник»; «Пасха Красная»; «День славянской письменности и культуры, посвящённый святителям Кириллу и Мефодию»; «День Победы»; «Последний Звонок»);
  • фестивали творчества, творческие мастерские («Сотвори птицу счастья»; «Игрушки на ёлку»; «Мастерим кормушки»; «Куклы для сказки своими руками»);
  • фотовернисажи («Родина моя – Гремячево»; «Память семьи»; «Школьные моменты»);
  • встречи в краеведческом музее «Родная старина»;
  • встречи в поселковой библиотеке «Поговорим о духовности»;
  • посещение богослужений;
  • классные часы и часы общения («Душа – это мой внутренний мир», «Мой мир общения», «О красоте и добре», «Стать самим собой», «Познаю себя», «Воспитаю себя», «Умей помочь себе»);
  • портфолио личных достижений;
  • дни здоровья («Осенний марафон», «Зимние народные забавы», «Снежный город»; «Народные Пасхальные игры»; «День защиты детей»; «Безопасное движение»);
  • операции («Чистый школьный двор»; «Украсим мир цветами»; «Чистая вода»; «Покормите птиц зимой»; «Внимание: гололёд»);
  • галереи («Моя родословная»; «Мы против вредных привычек»; «Экспозиция для школьного музея»; музейные уроки.

В декабре 2010 года  шестой раз состоялась уникальная традиционная встреча в нашей школе детских коллективов воскресных школ Кулебакского, Вачского, Навашинского районов «Дорога к Храму».

Ученический и педагогический коллективы тесно сотрудничают с учреждениями дополнительного образования, воскресной школой, поселковой библиотекой. Разработаны договоры и планы совместной работы с ними.

Школа активно сотрудничает с семьей, создавая общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство, где слышат звон колоколов и стремятся к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей». Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности, для приобщения к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших; бережное отношение к жизни человека, к продолжению рода. Реализуется программа педагогического всеобуча родителей, действует семейный клуб «Радуга», проводятся совместные мероприятия детей и родителей, организуется участие в праздниках посёлка, проводятся индивидуальные консультации.

Важным условием педагогического управления является получение объективной информации о реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития школьников.

Эффективность обратной связи обеспечивается в процессе анализа результатов инновационного развития школы.

К формам анализа результатов мы относим:

– обобщение, анализ и представление результатов опросов, статистических исследований, мониторинга успешности учащихся;
– мониторинг образовательных потребностей учащихся;
– мониторинг комфортности пребывания в школе и удовлетворенности качеством образовательных услуг учеников и их родителей;
– обсуждение, анализ, обобщение работы учителей в контексте проектной деятельности и функционирования методобъединений и творческих групп; анализ промежуточных результатов и подведение итогов на методическом совете школы;
– творческие отчеты педагогов и организаторов творческих групп, ежегодный открытый отчет директора школы на общешкольном родительском собрании о результатах образовательной деятельности;
– участие в мероприятиях, организуемых управлением образования, кафедрой теории и практики воспитания ГОУ ДПО НИРО;
– экспертиза инновационного потенциала педагогического коллектива, творческих групп, осуществляемая специалистами ГОУ ДПО НИРО на разных этапах реализации программы развития «Школа культуры», системообразующим направлением которой является духовно-нравственное воспитание и развитие с 2006 года.

Соответственно основными формами представления результатов являются:

– материалы конференций, педагогических чтений, научно-практических семинаров, творческих отчётов, проводимых на базе школы для педагогической общественности города и района, целью проведения которых является соорганизация управленческих позиций педагогического коллектива школы и социальных партнёров;
– консультационная деятельность педагогов и администрации школы;
– публикации в журналах, книгах;

Результаты диагностируются в ходе мониторинга и  являются основанием для принятия управленческих решений. Исследования позволяют получать информацию об уровне воспитанности и  о моральной атмосфере в школьном коллективе:

  • значимые ценностные категории: семья, труд, Отечество, здоровье, духовность, человек как другой, культура;
  • отношение ко всем ценностным категориям не выходит за границы нормы, доля позитива в 5-9 классах в 2010 г. – 90% (88,7% – 2009г.) и в старших классах в 2010 г.–85,3% (89,7% – 2009г.);
  • высокий уровень социальной адаптации выпускников (продолжают обучение в ВУЗах и СУЗах: 97% – 2009г., 93% – 2010г.).

Показателями результативности работы школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию являются:

  • развитие школьной гуманистической воспитательной системы, где главным критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир культуры со знанием истории своей страны;
  • комфортность и безопасность образовательной среды, климат взаимоотношений в школе, по определению учащихся и педагогов, – «положительный», «доброжелательный», «теплый»;
  • координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума,   школы и семьи;
  • развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;
  • взаимодействие и координация усилий всех участников образовательного процесса в организации досуга и каникулярного времени учащихся, в профилактической работе по предупреждению безнадзорности  и правонарушений среди несовершеннолетних;
  • освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы с учетом принципов православной педагогики;
  • использование разнообразных средств воспитания общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей российской культуры;
  • развитие форм ученического самоуправления;
  • дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным привычкам;
  • расширение диапазона мероприятий для раскрытия, развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся, для духовно-нравственного развития: возросло количество победителей и лауреатов конкурсов разного уровня, расширилась вариативность участия обучающихся 1-11 классов школы в различных номинациях творческих конкурсов;
  • развитие  исследовательской деятельности  учащихся;
  • активность и результативность участия школьников в районных и областных предметных олимпиадах;
  • увеличение доли учащихся, вовлеченных в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникативных технологий;
  • увеличение количества детей, активно обучающихся в воскресной школе до 95; лучшие выпускники воскресной школы допускаются к ведению богослужения в Церкви; среди выпускников школы пять священнослужителей;
  • активизация социально-психологической помощи при решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися, с семьями учащихся.

Духовно-нравственное воспитание в школе – это вся школа, открытая для жизни и открывающая перед учащимися настоящую Россию в ее историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, духовных, экономических возможностей. Соответственно базовым механизмом управления развитием качества духовно-нравственного развития и воспитания становится соорганизация управленческих позиций субъектов образовательной и социокультурной сфер посёлка, района, области, страны.

Литература:

1. Богданова О.О. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителей. М., 1985.
2. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.
3. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России. — Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С.178—192.
4. Караковский В.А., Новикова Л.А., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.
5. Караковский В.А. Стать человеком. М., 1993.
6. Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед. наук. Л., 1978.
7. Сборники докладов  Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2007, 2008, 2009
8. Сборники докладов  Нижегородских Рождественских образовательных чтений. М., 2007, 2008, 2009
9. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Издание 4-е. Киев, 1973.
10. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.

Приложение