Цель: подготовить учащихся к восприятию древнерусского памятника «Слово о полку Игореве»; помочь воссоздать картину времён написания произведения.
Оформление урока:
- выставка книг-переводов «Слова…».
- карта Руси к 1185 году, карта «Киевская Русь в IX-XII веке”.
- мультимедиапроектор.
Проект урока.
I. На экране слайд 1 с древнерусским текстом: «Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславича? Начатии же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню!»
Учитель литературы: Прочитайте текст. Легко ли его читать? На какие особенности текста вы обратили внимание? Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт разговор на уроке? (Высказывания восьмиклассников.) Да, перед вами древнерусский текст. Так начинается «Слово о полку Игореве», произведение, которое является шедевром русской литературы.
Слайд 2: Разворот издания «Слова о полку Игореве».
– Вы знаете что-нибудь об этом произведении? Что?
Учитель литературы (зачитывает): «Игорь к Дону воинов ведёт. Уже беду его подстерегают птицы по дубравам… О Русская земля! Ты уже за холмом!» – эти строки, кажется, всегда были с нами. Маленькое произведение с удивительной судьбой, написанное ритмической прозой. История «Слова о полку Игореве» началась с того, что граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин увлёкся собиранием древностей.
Слайд 3. Портрет А.И.Мусина-Пушкина. (1744-1817)
В 1787 году ярославский архиепископ Арсений передаёт графу «старинные документы, среди которых оказалось «Слово о полку Игореве», которое до того хранилось в Спасо-Преображенском монастыре.
Слайд 4: Ярославль. Преображенский собор Спасского монастыря.
В 1800 году Мусин-Пушкин стал переводить «Слово…» с древнерусского языка на язык, на котором говорили в 18 веке. Он сразу понял, что поэма уникальна. В этом же году вышло первое издание «Слова…». Граф с оригинала сделал копию для Екатерины II. Во время французского нашествия 1812 года в огне сгорела вся библиотека Мусина-Пушкина. Так был утрачен оригинал «Слова…» Если бы не екатерининская копия да несколько экземпляров первого издания, «Слово…» для нас было бы потеряно. В настоящее время она хранится в Центральном го. Архиве древних актов в Москве.
– Обычно вместе с названием произведения мы
произносим имя его автора. А сегодня я не
произнесла его имени. Как вы думаете, почему?
Да, мы не знаем его имени. Но его личность за
каждой строкой произведения. Он размышляет о
страшном походе князя Игоря, оплакивает погибших
воинов, радуется возвращению Игоря. Благодаря
таланту неизвестного автора, мы услышим свист
стрел, увидим, как никнут от жалости к павшим
травы, как «болотом» течёт река Двина.
Зачитываю текст: «Уже ведь, братия, невесёлое
время настало…» до слов: «…а поганые со всех
сторон приходили с победами на землю Русскую».
– Почему же это произошло?
II. Слово учителя истории:
На рубеже 11 – 12 веков единое древнерусское государство распалось на целый ряд отдельных полусамостоятельных княжеств и земель, между которыми шли острые междукняжеские усобицы.
Слайд 5: Карта «Киевская Русь в XI – XII веке».
Эти усобицы были на пользу половецким ханам. В
70-х годах XII века их набеги на Русь участились. Они
превратились в «рать без перерыва» (лексическая
работа). Перед лицом грозной опасности князья
стали договариваться о совместных боевых
действиях. В начале 80-х годов князь Святослав
Всеволодович Киевский, объединив русские
дружины, могучим ударом отбросил половцев в
глубь причерноморских степей.
Слайд 6: «Карта Руси к 1185 году».
Весной 1185 года против кочевников выступил двоюродный брат киевского князя – Игорь Новгород-Северский
Слайд 7. Илья Глазунов. Князь Игорь
вместе с братом Всеволодом, сыном и племянником. Поход обернулся разгромом: всё войско Игоря погибло, а сам он попал в плен. До Игоря никто из русских князей в плен не попадал. Это событие произвело тягостное впечатление на современников.
Слайд 8. В.Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами.
Игоря упрекали в легкомыслии и своеволии, в том,
что пошёл на половцев, не договорившись со
Святославом, великим князем Киевским.
Если бы не княжеская усобица, разве смогли бы
воинственные соседи безнаказанно вторгаться в
русские пределы?
– Ребята, как вы думаете, с какой целью автор написал «Слово…»? Только ли потому, чтобы рассказать о неудачном походе князя Игоря? (Высказывания восьмиклассников).
III. Слово учителя литературы. Верно. Поход Игоря против половцев и поражение его войска – это для автора и нас повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, для горячего призыва объединиться и защитить Русь. Эта мысль – единение русских против общих врагов – и является главной мыслью произведения. Причину неудачного похода Игоря автор видит не в слабости русских воинов, а в князьях, которые не объединены, действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы. Он взывает к русским князьям: почему не пришли, не помогли Игорю, почему допустили его плен и гибель войска?
IV. Слово учителя истории. Вспомните, в каком году князь Игорь предпринял поход? Значит, «Слово…» написано по горячим следам от пожаров и набегов – в промежутке между 1185 – 1187 годами. К сожалению, точной даты в летописях не сохранилось.
V. Слово учителя литературы. Вспомните жанры древнерусской литературы. (Житие, летопись, хождение… слово.)
Словарная работа: «Слово». В древнерусской письменности «словом» назывались как церковно – поучительные, так и повествовательные произведения. В самом тексте автор называет своё сочинение «повестью». Откроем текст и прочитаем первый абзац.
На экране проецируются слайды. Одновременно голос за кадром читает фрагменты статьи Д.С. Лихачёва «Слово о полку Игореве»:
Слайд 1. Портрет Д.С. Лихачёва.
Слайд 2. Первые строки «Слова о полку Игореве».
Художник. И. Голиков.
Слайд 3. Илья Глазунов. Отправление войск.
Слайд 4. М.Самсонов. Дружина Игоря в походе.
Слайд 5. И.Голиков. Иллюстрации к «Слову о полку
Игореве».
Слайд 6. И.Блинов. Миниатюры из рукописи «Слова о
полку Игореве».
Слайд 7. Н.Рерих. Стрелы неба, копья земли.
Слайд 8. И.Глазунов. Ярославна.
VI. Домашнее задание – рефлексия. Ответить на вопросы.