Владение информационными технологиями ставится в мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Он более осведомлен, нежели взрослый, о новинках и достижениях в области компьютерной техники, телефонной связи и возможностях сети Интернет. Но невероятный поток информации не успевает перерабатываться в сознании школьника, в его памяти остаются недостаточно глубокие знания. Учитель должен овладеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком, вызывать у него интерес к учебному предмету, активизировать детскую познавательную деятельность. Стать координатором информационного потока - важная и объективная реальность настоящего времени в работе учителя.
Организация такого учебного процесса начинается с того, что педагог должен представлять, что такое компьютерная, информационная и мультимедийная технологии. Ответы на многие вопросы можно найти в научно - педагогической литературе авторов Аствацатурова. Г.О., Островского С.Л., Селевко Г. К, Ярикова В. Г. и др.
Статьи специализированных педагогических изданий подчеркивают важность применения мультимедийных технологий, которые несут с собой не только новые способы представления образовательной информации, но и позволяют перейти к более эффективным способам учебной деятельности учащихся и формам ее организации.
Для внедрения информационных технологий в практику работы учителя начальных классов необходимы определенные условия, главными из которых можно выделить: обучение педагогов на курсах "Пользователь ПК", Intel "Обучение для будущего" , обеспечение оснащения кабинета современной компьютерной техникой, создание электронной библиотеки.
В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и укрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. ИКТ позволяет рационально использовать время урока, постепенно и безболезненно переходить от привычной игровой - к новой, более сложной, учебно-познавательной деятельности.
Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются: комбинированный урок, урок совершенствования знаний и умений, урок - контроля и коррекции.[4.] Структура такого урока несколько отличается от традиционной, требует от педагога более продуманной подготовки. Планируя урок, надо соблюдать заповедь "НЕ НАВРЕДИ!", т.е знать ответы на вопросы "Зачем на данном уроке презентация? Каков будет результат ее использования? Не превратится ли урок в развлекательное мероприятие ?".
При подготовке к уроку учитель может использовать готовые современные обучающие программы. Сегодня выбор электронной продукции велик. Но для этого необходимого хорошо ориентироваться в мире мультимедийной литературы. Например, мы свою библиотеку электронных носителей ( аудио-, видео-, мультимедиа) разбили на 4 раздела:
1 раздел - информационно-энциклопедический, в котором : "Энциклопедия Кирилла и Мефодия", "Большая советская энциклопедия", "Энциклопедия истории, географии России", "Большая детская энциклопедия", " Детская энциклопедия подводного мира" и т.д.
2 раздел - мультимедийные учебники и учебные пособия на электронных носителях
(компакт - диски, дискеты, Интернет). Наиболее распространенные примеры использования:
Мультимедийный учебник "Уроки Кирилла и Мефодия" (1 - 4 класс), разработанный в соответствии с Государственным стандартом образования РФ. Он включает в себя темы уроков по обучению грамоте, чтению, русскому языку, математике, окружающему миру. Содержание уроков имеет богатый иллюстрированный материал, сопровождаемый видеоизображениями, анимированными интерактивными игровыми упражнениями.
Серия компакт - дисков под редакцией издательства "Учитель": "ИКТ в помощь учителю" - электронное пособие "Математика", "Русский язык". Содержит слайд - презентации, задания - тесты, занимательные иллюстрации, схемы, таблицы, наглядно демонстрирующие изучаемый материал.
Книги - диски "Уроки математики, "Русского языка", "Технологии" с применением информационных технологий" включают в себя разработки мультимедийных уроков, составленные учителями и методистами сообщества "ИКТ в начальной школе", работающих по разным учебно - методическим комплектам.
Медиатека мультимедийных уроков. Многие авторские разработки находятся в свободном доступе на образовательных порталах и сайтах:
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" издательского дома "Первое сентября" (https://urok.1sept.ru)
"Сеть творческих учителей" (http://it-n.ru).
"Всероссийский Интернет - педсовет" - новости, методика и опыт преподавания учебных предметов.(http://реdsovet. org.)
3 раздел - информационно-учебный - это компьютерные тренажеры, тестеры, мультимедийные дидактические игры и викторины. Например:
Книга - диск "Повторение и контроль знаний. Окружающий мир" позволит организовать проверку знаний у учащихся с применением компьютерных технологий.
"Семейный наставник" - это программно - методический комплекс по русскому языку, математике, используемый для организации диагностического и коррекционного тестирования, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.
"Дидактический и раздаточный материал" под редакцией издательства "Учитель" - карточки для проведения самостоятельных, итоговых и других проверочных работ по основным темам курса математики, русского языка.
Компакт - диск "Русский Медвежонок"- содержит систему тестов - заданий для подготовки к конкурсам по языкознанию (http://www.rm.kirov.ru).
Компакт - диск "Кенгуру" - содержит систему тестов - заданий для подготовки к конкурсам по математике. (http://www.kenguru.sp.ru)
Обучающие игры "Математика и конструирование", "Учимся говорить правильно", "Информатика", "Динозавры учат шахматам", "Лунтик готовится в школу", "Веселые уроки детского этикета" и т.д.
4 раздел - дополнительные источники: тематическое планирование, элективные, кружковые программы, практические и научно- исследовательские работы учащихся.
Готовые электронные носители содержат богатый иллюстративный материал, но не всегда его расположение отвечает целям и содержанию урока.
Программы Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Word, Microsoft Publisher позволяют учителю самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами, более удобно и наглядно представить материал, получить продукт деятельности ученика: буклеты, газеты, информационные листки.
Урок с использованием презентации в педагогической литературе называют как "урок с мультимедийной поддержкой". [1, с.17] При построении урока с мультимедийной поддержкой, его традиционная структура принципиально не меняется. Учитель планирует только, когда он воспользуется презентацией. В качестве примеров возьмем фрагменты уроков с мультимедийной поддержкой, проведенных нами в 1- 4 классах.
Место использования презентации на уроке | Примеры фрагментов уроков |
Вначале урока для настроя учащихся на работу. | На уроке окружающего мира во 2 классе "Красота человека" дети слушают "Вальс цветов" П.И. Чайковского и любуются красотой природы на слайдах - презентации. |
При изучении нового материала. | На уроке окружающего мира во 2 классе по теме "Экскурсия в музей" рассказ учителя сопровождается показом фотографий залов исторического, палеонтологического, художественного, краеведческого музеев. |
На уроке математики во 2 классе дети могут наглядно увидеть конкретный смысл умножения или деления | |
На уроке чтения в 4 классе "Мифы Древней Греции" иллюстрации помогают учащимся более ярко представать образы Персея, Афины, Зевса. | |
На уроке чтения в 1 классе по теме "Слово. Слог. Ударение" учащиеся могут увидеть иллюстрации зверей зоопарка, посмотреть и прослушать стихотворение С.Маршака "Где обедал воробей?". | |
В течение всего урока, когда слайды выполняют функцию плана - конспекта урока, в этом случае вся информация расположена на слайдах. | На уроке русского языка в 3 классе "Путешествие по стране Имен существительных" это слайды: станция Словарная, море Смысла, тропинка Вопросов, город Постоянных и непостоянных признаков", долина Главных и второстепенных членов предложения., |
На уроке окружающего мира во 2 классе "Красота человека" пословицы и высказывания писателей направляют деятельность учащихся.. | |
На физкультминутке. | Зрительная гимнастика, гимнастика - танец под музыку со сказочным героем, гимнастика под видеосюжет. |
В течение всего урока, когда слайды выполняют функцию доски. В этом случае вся рабочая информация набирается на компьютере и проектируется через проектор на экран. | На уроке математики дети читают задачу по учебнику, составляют краткую запись, проговаривают ее решение и ответ. На экране отображается вся необходимая информация. |
На уроке чтения при составлении плана текста по ходу обсуждения на клавиатуре сильный ученик набирает заголовки частей текста. | |
На уроке русского языка на экране высвечивается записанный текст, над которым надо поработать или, наоборот, проверить себя. |
Кроме презентаций, на уроках с мультимедийной поддержкой, можно использовать видеофрагменты и интерактивные плакаты. Использование видеотехнологии позволяет повысить роль наглядности, дает учащимся более полную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.
Например, на уроке окружающего мира в 1 классе по теме "Рыбы. Приспособление рыб к жизни в водной среде" "погружение" учащихся в подводное царство совершается путем просмотра видеоролика из "Энциклопедии подводного мира". Во 2 классе при изучении растений, расширить детский кругозор помогает видеофильм "Жизнь леса". В 4 классе по теме "Человек" можно использовать материалы учебного видеофильма "Анатомия для малышей". В 1 классе при обучении письму букв и цифр большую помощь оказывают интерактивные плакаты, где ручка "сама прописывает образцы букв и цифр" (материал предоставлен сообществом "ИКТ в начальной школе" "Сети творческих учителей" http://it-n.ru).
Стало привычным, что урок закрепления изученного материала строится на основе тестирования. Учащиеся выполняют тестовые задания, получив их в индивидуальное пользование в распечатанном виде, или работая, сидя за компьютером. Очень часто тесты проектируются на экране через мультимедийную систему, а учащиеся заполняют только карточку ответов.
Самое важное - создание "ситуации успеха", чтобы ученик находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи. Особенно важно это для детей с заниженной самооценкой.
Например, для отстающих учеников возможно проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме. На "устном счете", орфографической разминке или кратком повторении изученного, можно пригласить для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни. При проведении динамических учебных игр, эстафет с классом учащиеся с заниженной скоростью мыслительных процессов могут выполнять аналогичные задания за компьютером.
Широкое использование компьютера позволяет учителю создать "Банк контрольных, тестовых, самостоятельных, проверочных и практических работ". Использование индивидуальных дидактических карточек помогает не только закрепить изученный материал, проверить его усвоение, но и дифференцировать домашнее задание.
Таким образом, уроки с мультимедийной поддержкой позволяют учителю максимально эффективно вовлекать ребенка в учебно - познавательный процесс, вовремя переключать его внимание на другой вид деятельности. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы расширяют детский кругозор, способствуют его творческому осмыслению, повышают мотивацию к учебе.
Еще один вид урока с ИКТ - это "Мультимедийный урок - как мини-технология". [1, с.18] Здесь необходимо помнить, что каждый слайд - это учебный эпизод, содержащий комплекс устной, наглядной, текстовой информации. Фактически, каждый слайд - самостоятельная часть урока. Сценарное описание может выглядеть как технологическая карта, в которой описываются действия учителя и учеников на каждом этапе урока. В качестве примеров приведем фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме "Состав слова".
№ | Этап урока | № слайда, его содержание | Действия учителя | Действия ученика |
2. | Мотивация учащихся. Цели и задачи занятия. | № 2 "Веселый геометрический человечек" | Задает вопросы: Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Почему? |
Выдвигают свои идеи: Думаем, что "Состав слова". Мы видим графическое изображение частей слова. |
№ 3 Используем экран как рабочую тетрадь | Запишем число, тему урока | Оформляют тетрадь | ||
3. | Минутка чистописания | № 4 на экране слова п:суда, л:пата,
в:рона. По ходу рассуждения на экране высвечивается необходимая информация, подтверждая детские ответы, затем исчезает. |
Предлагает - задания: Ребята, найдите в словах общее. Найдите в словах безударный гласный звук и два согласных звука, составляющих пару по звонкости - глухости. Запишите их, обозначив буквами. |
Выдвигают свои идеи: Ударение на втором слоге. По три слога в каждом слове. Во всех словах пропущена безударная гласная О. Слова состоят из твердых согласных звуков. Это О. Д - Т. Прописывают элементы букв |
Использование в педагогической практике мультимедийного урока как мини-технологии требует более серьезной подготовки учителя. Но именно такой урок может достичь максимально обучающего эффекта, так как является осмысленно - цельным, соответствует принципам научности, доступности и наглядности, включает в себя развивающий и деятельностный подходы в обучении.
Исходя из опроса педагогов и выпускников начальной школы, мы выяснили, что систематическое использование ИКТ позволяет:
учителю:
- сократить время на составление планов уроков, отчетов, анализов;
- быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал;
- создавать задания для проверки и контроля усвоения материала;
- оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами
ученику:
- повысить активность и инициативность на уроке; вести плодотворную
- познавательную деятельность;
- повысить качество своей успеваемости;
- снизить дидактические затруднения;
- развивать навыки самообразования и самоконтроля;
- развивать информационное мышление;
- приобрести навыки работы на компьютере с соблюдением правил техники безопасности.
Учитывая задачи школы и требования к современному уроку, педагоги МОУ "Средней общеобразовательной школы № 7 им. В.Н.Пушкарева" перестраивают свою работу. Одним из первых шагов стало создание тематического планирования уроков на электронном носителе. МО учителей начальных классов находится в творческом поиске: изучает научную литературу, опыт других педагогов, разрабатывает и создает "Банк уроков с применением ИКТ", которым может воспользоваться каждый. Проведение открытых уроков, семинаров, круглых столов по обмену опытом, позволяют каждому учителю повысить свое мастерство, эффективность уроков, и как результат, - качество знаний обучающихся.
Список информационных источников.
- Аствацатуров. Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133с.
- Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. //Начальная школа 2009 год № 2, с.38 - 43
- Дружинина Т.Н. Информационные технологии в образовании. Учебно - методическое пособие. - Псков, 2006. - 79 с.
- Царегородцева Е.М. Использование информационно - коммуникационных технологий в начальных классах. [Электронный ресурс] // http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,17023/Itemid,118/
- Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбьякова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 146 с