Цель:
- Познакомить с новыми буквами и звуками, формировать с ними навыки сознательного, правильного слогового чтения.
- Развивать связную речь, умение выражать свои мысли по средствам слова. Развивать мышление и воображение.
- Воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе.
Оборудование:
- "Азбука" Н.Бетенькова, 1 класс (2 часть)
- Презентация.
- Карточки со словами.
- Макет (рисунок) ночного окошка.
- Гуашь белая, кисточки .( для детей)
Ход урока
I. Организационные моменты.
II. Актуализация знаний и умений, подготовка к восприятию нового материала.
Крыша в шапке меховой
Белый дым над головой
Двор в снегу. Белы дома:
- Что же это? (зима)
СЛАЙД 1 (видео)
- Самое загадочное и волшебное время года. Хлопьями падает мягкий снег. Лёгкий ветерок кружит пушистые снежинки. Они падают на землю и крыши домов, образуя снежные узоры. Всё стало чистым, свежим. По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Деревья в лесу окутаны в мохнатые снежные одежды. Так в нём уютно, тихо! Всё замерло в ожидании волшебной сказки. Наступило морозное утро. А на стёклах появились удивительные рисунки.
III. Изучение нового материала.
СЛАЙД 2
- Какое время года помогает природе рисовать снежные картины? (зима)
- Как они называются? (узоры)
- Кто помогает зиме рисовать узоры на стёклах? (мороз)
- Произнесём слова:
ЗИМА
ЗЕМЛЯ
- Какой первый звук в этих словах?
- Охарактеризуйте его.
Произнесём слова:
УЗОРЫ
МОРОЗЫ
- Какой звук в слове узоры стоит на втором месте?
- Охарактеризуйте.
- Чем похожи звуки [з],[з`]?
- Чем отличаются звуки [з],[з`]?
- Эти звуки [з],[з`] обозначаются буквой З. (карточка с буквой)
- На что похожа буква З?
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
Заманите эту птицу
К нам в тетрадку на страницу.
- Откройте тетрадь, напечатаем букву З (большую), з (маленькую).
СЛАЙД 3
- Прочитаем:
ЗА - ЗО -
ЗИ -
ЗЕ -
ЗУ -
ЗЮ-
ЗЯ -
СА СО
СИ
СЕ
СУ
СЮ
СЯ
- Прочитайте слоги, в которых согласные звуки звучат мягко.
- Прочитайте слоги, в которых согласные звуки звучат твёрдо.
СЛАЙД 4
Физкультминутка.
Поиграем. Я буду называть слова, а вы их внимательно слушайте, если в них вы услышите звуки [з] или [з`] то приседайте, если звука нет - стойте на месте.
Позёмка, снежинка, замёрзли, вьюга, метель, зимний, капель, морозы, снег, сугроб, зима, шапки, шубы, холода, узор, сказка.
- Почему слово "сказка" привело вас в замешательство?
(карточка ска:ка)
СКА:КА - выясним в течение урока, какую букву здесь необходимо писать.
- Мы читали много сказок. Но есть и такие, которые невозможно услышать и прочитать, их надо увидеть. И пишет эти сказки сама природа. А сказочник в этих сказках - мороз.
(карточка моро:)
МОРО: - ещё одно слово, в котором есть "опасное" место.
- А чем рисует мороз?
СПРАВКА. Мороз рисует водой. Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. И между двойными рамами окон - всюду! Тёплые пары воды оседают на холодных стёклах окон и превращаются в кристаллики льда. Кристаллики соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычайными узорами. (СЛАЙД 5)
- Что это за необычные сады? (узоры)
- Составим схему слова УЗОР.
- В какое время года появляются такие узоры? (зимой)
Составим схему слова ЗИМА.
IV. Закрепление изученного на данном уроке материала.
СЛАЙД 6
- Прочитаем слова:
зуб зубр
звук
зонт
зима узор
мороз
сказка
сказочник морозит
заморозил
нарисовал
- Прочитайте слова первого столбика.
- Какую закономерность вы увидели здесь?
- Какое слово "лишнее"? Обоснуйте свой ответ.
- Прочитайте слова второго столбика.
- Что вы заметили.
- Прочитайте слова третьего столбика.
- Вспомните, какие слова называются родственными?
- Прочитайте родственные слова, если такие есть.
- Обратите внимание на слова СКАЗКА и МОРОЗ.
- Почему мы слышим в этих словах звук [с].
- Парным согласным доверять нельзя. Поэтому, необходимо что делать? (Подбирать проверочные слова).
Звук и буква совпали - значит в словах СКАЗКА и МОРОЗ мы можем смело написать букву З.
Подберите к слову СКАЗКА - родственные слова.
СКАЗКА - СКАЗОЧКА, СКАЗОЧНИК, СКАЗИТЕЛЬ, СКАЗОЧНЫЙ.
Физкультминутка.
Закройте глаза. Представьте. На стёклах появились удивительные рисунки. Вот длинная ветвь, похожая на лист папоротника. А вот зайчик спрятался за ёлкой. Всё это блестит, переливается. Красиво!
Откройте глаза.
СЛАЙД 7
- Часто сказка к нам приходит в виде узоров на окне. Красоту этого явления описывали многие поэты в своих произведениях.
С одним из них мы познакомимся сегодня.
Откройте "Азбуку" стр.19.
Послушайте стихотворение Н.Френкеля.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- С каким настроением вы его слушали?
- Читаем стихотворение шёпотом. Обратите внимание на незнакомые слова.
Готовимся к выразительному чтению.
- Как вы понимаете значение слова иней?
(Иней - тонкий снежный слой на деревьях после холодной ночи.)
- Что значит "прилежно"? (старательно)
- Читаем стихотворение. ( Чтение 1-2 учениками)
- Я предлагаю вам самостоятельную творческую работу. Воплотите свои фантазии в рисунке.
- Перед вами лежит окошко, возьмите кисточки, нарисуйте свой узор.
СЛАЙД 8.
- Расскажите, что у вас нарисовано, начав свой рассказ словами:
СЛАЙД 9
"Красив снежный узор на окнах. Вот зима нарисовала:"
- У вас получились замечательные узоры.
V. Подведение итогов и результатов урока.
- Мы познакомились со звуками [з], [з`] - дайте им характеристику.
Они обозначаются буквой З.
МОЛОДЦЫ.
VI. Организационное окончание урока.
СЛАЙД 10.
- Всё дело в том, что за окном на улице мороз. А за стеклом в комнате тепло и уютно. Этот уют создали вы своими узорами, ответами, настроением. Так пусть частичка нашего тепла согревает сердца и души наших гостей, а в их доме царит мир и уют. Подарите свои окошки гостям.