Климат Южной Америки

Разделы: География


Цели и задачи:

  • Конкретизировать знания учащихся о климатообразующих факторах, об основных и переходных климатических поясах. Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки, рассмотреть причины, определяющие их. Разобрать особенности климатических поясов материка, их распределение и характерные черты климата.
  • Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Южной Америки; умения работать с климатическими диаграммами и картами; вспомнить уже известные и разобрать с учащимися новые термины и понятия. Выявление факторов, влияющих на формирование климата материка при помощи учебно-познавательных задач.
  • Воспитывать любовь к географии; развивать интерес к предмету; самостоятельность.

Учебно-наглядный комплекс: Физическая карта Южной Америки, карта климатических поясов мира, климатическая карта Южной Америки, таблицы “Типы климатов земного шара”, раздаточный материал, учебные картины, климатические диаграммы, карты атласа, контурные карты, видеофильм “Южная Америка. Патагония”.

Методы и формы: Объяснительный, объяснительно-иллюстративный, проблемно– поисковый, репродуктивный, практический, самостоятельная работа, частично-поисковый, проблемное изложение; индивидуальная, коллективная, групповая, дифференцированная.

Тип урока: Комбинированный.

Термины и понятия: Воздушные массы, ветры: пассаты, западные умеренных широт, климатообразующие факторы, основные и переходные климатические пояса, типы климата: умеренный морской, умеренно-континентальный.

Номенклатура: Перуанское течение, Венесуэла, Чили, Колумбия, Арика.

Справочно-информационный материал:

  • Максимальные температуры 49* С – Ривадавия – Гран-Чако.
  • Минимальные температуры – 33* С – Сармьенто – Патагония.
  • Наибольшее количество осадков – 7155 мм Колумбия.
  • Минимальное среднегодовое количество осадков – 1 мм город Арика-Чили.

Ход урока

1. Организационный этап

2. Этап проверки домашнего задания

1. Индивидуальная работа.

Учащимся I группы построить профиль по 30* ю.ш. ( 5 чел.).

Карточки

Отложить отрезок, равный протяжённости материка, по 20* ю.ш.

Отметить крупные формы рельефа по линии профиля (пересекающие линию параллели горизонтали), в результате горизонтальный масштаб профиля будет равен масштабу карты.

Пользуясь вертикальным масштабом 1 см – 1000 м, построить линию профиля: из точек пересечения горизонталей с линией профиля восстановить перпендикуляры в соответствии с вертикальным масштабом и соединить вновь полученные точки плавной кривой линией.

Надписать названия крупных форм рельефа по линии профиля.

Учащиеся II группы определяют черты сходства и различия в рельефе Южной Америки и

Африки (таблица 3 чел.).

Сравниваемые признаки Южная Америка Африка Причины сходства или различия
1. Какая тектоническая структура лежит в основании материка?      
2. Какие формы рельефа преобладают?      
3. Наличие гор на материке (указать название, возраст, в какой части материка расположены).      
4. Высочайшая вершина материка.      
5. Наличие действующих вулканов.      
6. Наличие современного оледенения.      

Учащиеся III группы работают по карточкам (3 чел.).

Карточки

Какие основные элементы земной коры формируют материк? Каким образом они выражены в рельефе?

Вспомните историю открытия Южной Америки.

Почему она называется Новым Светом, откуда появились названия “Америка”, “Вест-Индия”, “индейцы”?

2. Географический диктант.

Остальные школьники на контурных картах выполняют географический диктант.

Географический диктант

Бразильское плоскогорье
нагорье Пуна
Аконкагуа
Амазонская низменность
Оринокская низменность
Рорайма
Анды
Чимбосаро
Ла-Платская низменность
Ильямпу
Вулкан Котопахи
Гвианское плоскогорье

Самопроверка по предложенным ответам.

3. Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний

1. Объяснение учителем. Анализ карты “Климатические пояса и области мира”.

– Назовите в каких климатических поясах расположена Южная Америка.
– Определите географическое положение отдельных поясов по плану.

I вариант II вариант
Экваториальный субэкваториальный

План.

1. Определить положение на градусной сетке: между какими градусами широты и долготы находится, на какое расстояние протягивается.

2. Определить положение относительно других объектов:

а) в какой части материка находится и какую его площадь занимает;
б) как расположен относительно омывающих материк океанов, морей, крупных форм рельефа, других климатических поясов.

– Сравните ГП климатических поясов в Африке и в Южной Америке.
– Определите черты сходства и различия. Наз. причины выявленных черт сходства и различия.
– Объясните, почему Южную Америку называют самым влажным материком Земли.

2. Коллективная работа.

Задача 1: Весь гигантский мир Амазонии – болота, леса, водотоки – обязан своим существованием величайшей реке. В мире нет большего подобного природного комплекса. Какие постоянные климатические факторы делают возможным существование этого удивительного мира?

Задача 2: “Южноамериканский континент тоже получил от природы свою долю пустынь. В самом деле одна из самых необыкновенных и парадоксальных сухих зон земного шара простирается вдоль Тихоокеанского побережья между 3* и 30*ю.ш. Эта полоса, протянувшаяся на 4520 км, включает и “абсолютные пустыни”, которые кажутся лишёнными малейших признаков жизни”. (Ж. Дорст).

Найдите эту полосу на карте. Объясните происхождение этих пустынь.

Задача 3: Южную Чили и Западную Колумбию называют “мокрыми углами” Южной Америки. Почему? Какие причины приводят к их образованию?

– Какие же факторы в наибольшей мере влияют на образование климата материка.

3. Работа с климатическими картами атласа.

Опишите климат экваториального пояса, сравните с данными того же пояса в Африке.
Сделайте вывод о сходстве и различиях, назовите причины.

4. Работа климатическими картами и климатограммами. Практическая работа.

– Определите типы климата.

5. Работа по группам.

Учащиеся I и II групп составляют сравнительное описание климата двух климатических областей умеренного пояса на юге материка.
Учащиеся III группы составляют описание климата севера материка.

Тип климата Воздушная масса Температура января, * С Температура июля, * С Количество осадков
         

Этап закрепления новых знаний.

Тест

1. На большую часть территории Южной Америки влага приносится с океана:

а) Тихого;
б) Атлантического;
в) Индийского;

2. Если на территории выпадает 2000–3000 мм осадков, распределяющихся равномерно в течение года, то это:

а) Амазонская низ-сть;
б) Ла– Платская низ-сть;
в) Бразильское плоскогорье;

3. На большую часть Южной Америки влагу приносят:

а) пассаты;
б) западные ветры умеренных широт;

4. Если средние температуры и января и июля составляют 24–26оС, то это:

а) Амазонская низменность;
б) Ла-Платская; в) Бразильское плоскогорье;

5. Где скорее всего расположен город с таким климатом: средняя температура января – +24*С; июля – +22*С, среднегодовое количество осадков – 1800 мм, осадки выпадают с ноября по март; в мае, июне, июле, августе осадков выпадает менее 40–20 мм?

а) на Амазонской низменности;
б) на Бразильском плоскогорье;
в) на Гвианском плоск;
г) в западных предгорьях Анд на широте 40–50* ю.ш.

2. Вопросы для закрепления.

– В климате каких частей материка хорошо выражены два сезона– влажный с обильными ливнями и сухой, когда в течение нескольких месяцев может не выпасти ни капли влаги?
– Как называется такой климат?
– Почему в этом поясе происходит смена сезонов?
– Когда выпадают осадки на Гвианском плоскогорье? На Бразильском? Почему?

4. Этап информации учащихся о домашнем задании

Прочитать статью учебника на стр. 150–152, подготовить дополнительный материал по следующей теме “Гидрография Южной Америки”.