Развитие политического режима в СССР в 60–80-е годы XX века

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок изучения нового материала с использованием приемов критического мышления

Цели урока:

  • Изучение политического режима в СССР в 60-80 гг.
  • Формирование умения работать с историческими источниками, сравнивать политические режимы, давать собственную оценку исторических событий
  • Формирование интереса к истории своей Родины

Ход урока

1. Прием "Мягкая посадка"

На доске написаны понятия, термины, даты (Приложение 1).

Задание для учащихся: дать объяснение данным понятиям, терминам, датам.

- Назовите тему "Мягкой посадки". Какой период мы вспоминали?

 

После объяснения, термин с доски стирается, учащиеся, давшие объяснение, садятся.

3 Определение целей урока.

В октябре 1964 года Н.С.Хрущев был отстранен от руководства партией и страной.

- В чем состояли причины отставки Н.С.Хрущева? Вспомним характерные черты политического режима 50-60 гг. Прочитайте документ №1 Рабочего листа урока. (Приложение 2) Выделите характерные черты режима, запишите их в сравнительную таблицу. (Приложение 3)

- Прочитайте постановление Президиума ЦК от 14.10.1964 г. Какие обвинения предъявлены Н.С.Хрущеву?

После отставки Н.С.Хрущева на посту секретаря ЦК его сменил Л.И.Брежнев. (Приложение 4. Слайд 1)Цель нашего урока познакомиться с характерными чертами политического режима, который сформировался после отставки Хрущева и сравнить политические режимы 50-60 и 60-80 гг.

 

Чтение документа. Заполнение сравнительной таблицы. (на доске и в Рабочем листе)

Чтение документа. Ответ на вопрос подчеркивается и озвучивается.

 

В тетради записывается тема урока: "Развитие политического режима в СССР в 60-80-е годы" (Слайд 2)

4. Изучение новой темы.

Личность Л.И.Брежнева. На основе материалов составим краткий портрет политического лидера. Прочитайте текст 3 (Рабочий лист урока). Выделите личные черты характера занком (+), черты, присущие политическому лидеру (^).

Составьте краткий обзор этой исторической личности (спитч)

- Как вы думаете, изменится ли политический режим при таком руководителе? Применение технологии "Мышление под прямым углом" (Слайд 3).

- Подтвердятся или нет наши предположения? Ответ найдем в документах эпохи.

Прочитайте отрывок из доклада Л.И.Брежнева на XXIII съезде КПСС (1966 г.). Что критикует Брежнев?

- По итогам съезда были приняты изменения в Уставе КПСС и срок нахождения на руководящих постах стал неограниченным.

- Прочитайте отрывок из постановления XXIV съезда КПСС о частичных изменениях в уставе КПСС (1971 г.) Какие решения были приняты на съезде?

- Прочитайте выдержки из Конституции 1977 г.

  • Какая политическая система провозглашена конституцией?
  • Какая роль отводится партии?
  • Какие противоречия вы видите в Конституции?
 

Чтение документа, перечисление характеристик.

 

Составление спитча из характеристик, которые названы.

 

Предположения фиксируются на доске.

 

Чтение отрывка вслух. Ответ на вопрос. Заполнение сравнительной таблицы.

 

Чтение документа. Ответ на вопрос. заполнение сравнительной таблицы.

 

Чтение документа. Ответ на вопросы. Заполнение сравнительной таблицы.

5. Подведение итогов.

Обратимся к сравнительной таблице. Подчеркните прямой линией общие черты политических режимов.

Что было различным?

Вывод: При Л.И.Брежневе были свернуты все демократические преобразования Хрущева.

Точка зрения А.Д. Сахарова (Слайд 4).

- Новое руководство страны выбрало политический курс, отвечающий интересам партийного аппарата. произошла консервация авторитарного политического режима, отказ от ряда демократических идей и начинаний Хрущева.

Эту эпоху часто называют эпохой застоя. Так ли это было на самом деле, мы ответим на следующем уроке. А вот что думают участники социологического опроса, который провела газета "Аргументы и факты". (Слайд 5)

На вопрос чем запомнилась эпоха 60-80 гг. родителям, бабушкам, дедушкам пытались ответить ученики 11 класса. (Проект с использованием фрагментов программы Л.Парфенова "Намедни")

На последующих уроках мы продолжим знакомство с эпохой 60-80 и постараемся дать свою оценку. И для этого необходимо будет выполнить домашнее задание.

Работа с таблицей. Выделение общих и различных характеристик.

 

 

 

 

 

 

 

Анализ статистических данных.

Просмотр проекта.

11. Д.з. (Слайд 6)