Урок обучения грамоте в начальной школе "О буквах Е, Ё"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Дать понятия о йотированных гласных.
  • Формировать умение составлять звуковую модель слова с йотированной гласной Е.
  • Развивать фонематический слух.
  • Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование:

  • Для учителя:
    • Т.М.Андрианова. Букварь, часть1.
    • Цветные квадраты (красного, синего и зеленого цвета) для моделирования слов.
    • «Веселая зарядка»
  • Для учащихся:
    • Т.М.Андрианова. Букварь, часть 1.
    • Тетради для печатания.
    • Цветные квадраты (красного, синего и зеленого цвета) для моделирования слов.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Посмотри-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?

– Чтобы сегодня у вас всё получилось, нужно улыбнуться друг другу. Повернулись друг к другу и улыбнулись.
– Какое у вас настроение?

2. Постановка целей и задач урока

– Сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня праздник, к нам на урок пришли гости. Вы должны показать свои знания, чему вы научились за время учёбы в школе.

3. Повторение изученных букв.

1) Работа по ленте букв.

2) «Волшебный мешочек». У меня в руках «волшебный мешочек», каждый из вас достаёт из мешочка буквы и рассказывает о нём.
Например – это буква к, она обозначает согласный звук, он может быть мягким, а может быть твёрдым. Это глухой согласный звук и парный. Каждый ученик рассказывает о своей букве.

4. Чтение букв и слогов-слияний

Найди лишнюю букву. 

а у о и ы
б п г к н з с

Используя слоги, составь слова. 

Ма  ша ды зи ра ку 

Буквы подружились и образовали слияния. Используя слоги, составь слова. Прочитайте их.

5. Физминутка

Ёё

Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил

6. Введение в тему урока (Презентация 1)

– Ребята вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать. Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку

Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Презентация 2)

Рыба-ёж (Презентация  3)

Информационный поиск.

– Кто расскажет о результатах информационного поиска?

Работа в парах.

– Прочитай слова  «съёжиться», «ершистый». Покажи  с другом, что они означают.

7. Изложение нового материала

Однажды Ёжик долго ходил по лесу и думал, чем же еще удивить своих друзей. Долго он ходил, все думал-думал и наконец, придумал.
Он зашифровал слова. Дети  долго соображали, но у них ничего не получалось.

– Ребята, может кто-нибудь из вас сможет догадаться, какие слова здесь зашифрованы?


– Ребята, что интересного вы заметили в этих словах. В каждом слове спряталось еще одно слово ЕЛИ  

– Почему буква Е обозначает два звука?
– Потому что стоит в слове первая.
– Буква Е обозначает 2 звука, потому что стоит первая в слове.
– Буква Е обозначает один звук [ Э ], когда стоит после согласной, и два звука [ Й Э] когда стоит первая в слове и после гласного звука.

Ели – ёлка (iолка) 

– Буква Ё введена в азбуку 29(18) ноября 1783 года. В этот день общее собрание Петербургской АН утвердило предложение её директора княгини Е.Р. Дашковой о замене сочетания «io» на новую букву – «ё».

24 декабря 1942 года приказом народного комиссара просвещения РСФСР было введено обязательное употребление буквы «ё» в школьной практике. Насколько известно, этого приказа никто никогда не отменял.
Буква Ё – самая молодая в русском алфавите. Её придумала в 1783 году Екатерина Дашкова, сподвижница Екатерины II, княгиня и руководительница Императорской Российской Академии.

8. Работа с текстом

Ёжик.

В саду у старика жил ёжик. Ёжик ловил мышей. Старик подумал, что ёжик ему не нужен и прогнал его. Теперь в саду живут мыши.  И в доме они уже живут. Плохо стало старику. Он пошёл к ёжику и попросил прощение.

“Догонялки” (учитель начинает читать с любого места в тексте, дети, определив это место, продолжают чтение).
“Прятки” (учитель объявляет слово из текста, дети, начав читать сначала, находят его и поднимают руку).

Задание 1. Знаешь ли ты, чем питается ёж? Напиши два ответа.

       ________________________ ,              ____________________________ .

Вопрос 2.

Предположим, что один ёж ловит за ночь 2 мыши. Сколько мышей может поймать ёж за две ночи? Запиши получившееся число.

Ответ:              ________

Вопрос 3. Подчеркни  известные тебе орфограммы.

Теперь у старика в саду живут мыши.

Задание 4.  Напиши сколько звуков и букв в словах.

ёжик
___ звуков
___ букв
саду
___ звуков
___ букв

Задание 5. Чтобы ежик мог забрать себе грибы, впиши в «пустой» гриб парную согласную букву.

Задание 6. Найди в тексте и спиши первое предложение. Проверь. Если надо, исправь.

9. Рефлексия

Сегодня на уроке:

  • Я узнала,..
  • Я поняла…
  • Я научилась…
  • Мне было интересно…

– И в конце урока подарите подарки нашим гостям. У каждого из вас на парте лежит бумажное сердечк. Напишите вашу самую любимую букву или слово и подарите кому хотите.
– Урок окончен. Спасибо за работу.