Цели:
- познакомить детей с понятием «вода»,
- уточнить знания о свойствах воды,
- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Загадка
Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.
(Ответ: декабрь)
– Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
II. Работа над новой темой
На доске иллюстрации о декабре.
У. Что вы знаете об этом месяце?
Дети читают стихи о декабре.
У. А какие пословицы и поговорки вы знаете о декабре?
Пословицы и поговорки декабря:
- Декабрь-месяц старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку стелет.
- В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.
- Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
- В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.
- Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
- Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.
- Декабрь-стужайло, на всю зиму землю студит.
- Декабрь – шапка зимы, июль – макушка лета.
- Декабрь спросит, что летом припасено.
- Декабрь год кончает, а зиму начинает.
- Декабрь-ветрозим, студень.
- Декабрь – шапка зимы.
У. В декабре идёт снег.А что такое снег? => Это замёрзшие капельки воды,каждая такая капелька называется снежинкой.
Работа по учебнику: с.46
У. Рассмотрите изображение снежинок.Что вы можете о них рассказать? => Они похожи на шестиконечные звёзды,но очень разные.У них разный размер и форма.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
У. А для чего в природе нужен снег мы узнаем из сценки. Когда идёт снег,мы подставляем ладошку стараемся поймать снежинку,но как только она приземляется,сразу превращается … (в капельки воды) => Сегодня на уроке мы узнаем,что такое «вода»,какая она бывает и узнаем как использует воду человек.
Загадки о воде и разных состояниях
1) Без досок,
без топоров,
Через речку мост готов.Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.В руках у Тани
Зима в стакане.В огне не горит,
В воде не тонет.Зимнее стекло
Весной потекло.Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лёд)2) Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём.Вечером родится,
Ночь живёт,
Утром умирает.Утром падаю всегда –
Не дождинка, не звезда –
И сверкаю в лопухах,
На опушках и лугах. (Роса)3) Шёл долговяз в землю увяз (Дождь)
4) На дворе переполох,с неба сыплется горох. (Град)
5) Без рук, без ног,
а вверх ползёт (Пар)6) Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина (Туман)
III. Практическая работа
Цель: уточнить знания о свойствах воды.
Из кувшина наливаю воду в разные сосуды по
очереди. => вода – жидкое текучее
вещество,способное менять форму сосуда,в котором
она находится
В прозрачную воду опускается кисточка с краской.
=> вода бесцветное вещество,её можно подкрасить
акварельными красками.
В прозрачную воду опускаются разные предметы. =>
вода прозрачное вещество,в ней видны опущеные
предметы .
В прозрачную воду опускается сахар и
перемешивается ложкой. => вода хороший
растворитель
Дети пробуют на вкус и запах чистую воду, и воду, в
которой были растворены сахар и соль. => вода
– вещество без цвета и запаха, её запах и вкус
зависит от растворённого в неё вещества.
Результаты заносятся в таблицу.
IV. Беседа «Зачем нужна вода?»
Как над заводью зеленой поднялась звезда
Пил из заводи лосёнок – вкусная вода!
И река волной звенела только для него,
И звезда не пожалела света своего?
– Воду пьют и люди и животные.
Льётся дождь из лейки на цветы
Каждый просит «Дай и мне воды!»Рыбки плавают, ныряют
В чистой солнечной воде.
То сожмутся, разожмутся.
То зароются в песке.
Надо, надо умываться...
У. Откуда в дом приходит вода? (Из реки)
– А откуда же вода берётся в реке?
Многие реки.даже большие начинаются с маленьких
ручейков, которые вытекают из родников. Люди
стараются беречь родники, весной их очищают,
огораживают, делают над ними навесы. Человек
должен бережно отноститься к воде. Например, за
минуту из неплотно закрытого крана вытекает 110
капель воды, а за сутки – 15 литров. Вот о чём может
рассказать капля из неплотно закрытого крана.
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря.
Не тратьте время зря, зря, зря.
А то пройдет немного лет –
И нет водицы – нет, нет, нет.
V. Итог урока