Для организации целеполагания использовать беседы с детьми по анализу действий или результатов предыдущего этапа. При этом логика вопросов строится так, чтобы вывод о значимости и необходимости изучения данного материала дети сделали сами, сами ставили перед собой учебную задачу, собственную цель.
В технологическую карту закладывается возможность работы с алгоритмами, что само по себе развивает речь при проговаривании всей цепочки рассуждений. Технологическая карта одновременно является элементом контроля, которая позволяет отследить порядок действий, их содержание, напоминающим об аналитическом сравнении цели и полученного результата действий. Уровень организации детей возрастает по мере систематического использования технологических карт.
Постепенно для детей в технологической карте оставляются пункты, которые необходимо перестроить в логическом порядке или самостоятельно спланировать, схематизировать. Навык планирования учебных действий у каждого ребёнка формируется согласно индивидуальным особенностям: кому-то этому будет необходимо учиться ещё и в средней школе.
Цели: формировать знания о предлоге как часть речи; учить выделять предлоги в речи; использовать предлог в правильном значении.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
(Данная технологическая карта может быть рассчитана на один или два урока, т.е. в зависимости от уровня подготовки и темпа работы класса).
__________________ как часть речи.
Технологическая карта ученика ___________________ класса ______
№ | Этап, цель | Содержание | Результат |
1 | Определение темы: «Я буду…» | Прочитай текст, вставь пропущенные слова. Кружатся снежинки___холодном воздухе. Катаются дети___коньках__гладкому льду. Весело ребятам___зимнее время___улице. Определи части речи в тексте, попробуй назвать тему урока. |
Тема: |
2 | Знакомство с темой: «Я хочу знать…» | 1. (к) морю, (в) поле, Побежал___класс Побежал___класса 2. Нарисуй маленький домик. Поставь стрелки в разных направлениях. Запиши предлоги, соответствующие стрелкам. Используй слова шёл и дом. 3. Узнай дополнительно в учебнике на стр. 36-39 |
Предлог – это…. Складывай предлоги в корзину. |
3 | Подведение итогов | Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед. | + или – |
4 | Использование предлогов в словосочетании | 1. Используй предлоги из корзины. Составляй словосочетания со словом стол. Например, на – стол на столе,… 2. Отметь своё задание ! Выполни упражнения №280, 281 из учебника. |
Проверь, чтобы предлоги были записаны раздельно!!! |
5 | Использование предлогов в предложении | Составь в группе историю о путешествии осеннего листочка так, чтобы в ней было как можно больше предлогов. | Оцени работу своей группы. |
6 | Подведение итогов | Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед. | Оценка. |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чистописание
Учитель. Я предлагаю вам записать заглавную и строчную буквы В, в.
III. Актуализация изученного материала
Учитель. Скажите, а может ли буква быть словом?
Дети. Да.
– Нет.
– Смотря какая буква. Например, я – слово.
У. Тогда, давайте проверим. Я предлагаю вам найти в технологической карте пункт 1., текст в средней колонке, и вставить недостающие слова.
Дети выполняют работу самостоятельно, записывают в тетрадь текст и определяют тему урока.
– Давайте посмотрим, какие слова вы вставили и что получилось.
Д. Мы вставили слова в, на, по. Это предлоги. Значит, тема урока – «Предлоги».
У. Впишите тему в технологическую карту.
№ | Этап, цель | Содержание | Результат |
1. | Определение темы: «Я буду изучать предлоги» | Прочитай текст, вставь пропущенные слова. Кружатся снежинки в холодном воздухе. Катаются дети на коньках по гладкому льду. Весело ребятам в зимнее время на улице. Определи части речи в тексте, попробуй назвать тему урока. |
Тема: «Предлог как часть речи» |
У. Я предлагаю вам подняться и встать около парты, встать перед партой, присесть за партой и т.д.
– Я использовала слова встать или присесть со словом парта. Почему же вы меняли место и положение?
Д. Вы говорили слова около, перед, за и другие. Это были предлоги!
IV. Организация целеполагания.
У. Переходим ко второму пункту технологической карты. Я предлагаю подумать, какие вопросы важны в этой теме, что нам нужно узнать. Задание во втором столбике вам поможет. Впишите вопросы в первый столбик.
2 | Знакомство с темой: «Я хочу узнать: что такое предлог? Какие у него особенности? Какие правила связаны с предлогами? Как писать предлог?» |
2. (к)морю, (в)поле, (на)поле побежал___класс побежал____класса |
Предлог – это ….. . Складывай предлоги в корзину. |
Учащиеся записывают свои вопросы и цели. Учитель спрашивает учеников о поставленных вопросах, систематизирует их и записывает на доске.
– На этом уроке мы найдём ответы на следующие вопросы:
- Что такое предлог?
- Какие у него особенности?
- Какие правила связаны с предлогом?
V. Изучение нового материала
У. Давайте за ответом обратимся к технологической карте. Она поможет нам во всём разобраться.
2 | Знакомство с темой: «Я хочу узнать: что такое предлог? Какие у него особенности? Какие правила связаны с предлогами? Как писать предлог?» |
2. Нарисуй маленький домик. Поставь стрелки в разных направлениях. Запиши предлоги, соответствующие стрелкам. Используй слова шёл и дом. |
Предлог – это ….. . Складывай предлоги в корзину. |
Дети выполняют работу в технологической карте.
– Какие словосочетания получаются?
Д. Шёл к дому, вошёл в дом, вышел из дома….
У. Что такое предлог?
Д. Предлог – это слово, которое обозначает направление. Это часть речи. Это слово, которое помогает связать слова между собой, как слова шёл и дом.
У. Давайте посмотрим, насколько верны наши выводы.
Технологическая карта предлагает: «Узнай дополнительно в справочном пособии на стр. »
Д. Предлог – это часть речи. Это самостоятельное слово. К нему нельзя поставить вопросы, он не изменяется.
У. На какие из поставленных вопросов мы нашли ответ?
Д. Мы узнали, что такое предлог, какие у него особенности.
У. Впишите свои ответы в технологическую карту.
Учащиеся заполняют строчки.
Знакомство с темой: «Я хочу узнать: что такое предлог? Какие у него особенности? Какие правила связаны с предлогами? Как писать предлог?» |
2. Нарисуй маленький домик. Поставь стрелки в разных направлениях. Запиши предлоги, соответствующие стрелкам. Используй слова шёл и дом. |
Предлог – это самостоятельное слово, часть речи, служит для связи слов, указывает направление. Складывай предлоги в корзину. |
Учитель предлагает детям зачитать свои варианты, корректирует записи.
У. А какое задание вас удивило?
Д. Как же складывать предлоги в корзину?
У. Мы пользуемся предлогами часто, на уроке создадим свой банк предлогов. Это будет наша помощница – корзина. Я предлагаю вам нарисовать корзину в тетради и поместить в неё знакомые нам предлоги.
Дети рисуют корзину и записывают на ней предлоги. Затем выполняется взаимопроверка в парах.
ПО К ДО НАД НА ЗА ИЗ-ЗА ПОД ПЕРЕД ОТ В У БЕЗ ДЛЯ
3 | Подведение итогов | Проверь, что узнал твой сосед. Взаимопроверка в парах |
«+» или «-» |
VI. Первичное закрепление материала.
У. Какие вопросы остались без ответов?
Д. Какие правила связаны с предлогами? Как писать предлог?
– Мы читали, что предлог – это отдельное слово, пишется раздельно.
У. Да, верно. А мы уже пробовали сами это сделать?
Д. Нет!
У. Тогда я предлагаю воспользоваться нашей корзиной и на практике отработать умение правильно писать предлоги со словами.
4 | Использование предлогов в словосочетании | 1. Используй предлоги из корзины. Составляй словосочетания со словом стол. Например: на – стоял на столе,…… 2.Отметь своё задание! Выполни упражнение № 280, 281 (с.36-37) из учебника |
Проверь, чтобы предлоги были записаны раздельно! |
Примечание. На данном этапе урока технологическая карта может решить вопрос дифференциации по уровню сложности задания. В технологическую карту можно индивидуально каждому вписать его путь приобретения опыта на доступном практическом уровне.
Дети самостоятельно выполняют письменное задание. Учитель консультирует и оказывает дозированную помощь тем, кому это необходимо.
– Подчеркните предлоги в выполненной работе, проверьте, чтобы они были написаны раздельно. В заданиях, которые вы выполняли, предлоги встречались в словосочетаниях. А из чего состоит наша речь?
Д. Речь состоит из предложений.
У. Значит, и нам пора перейти к изучению предложений и текстов.
Включение предлога в текст и развитие речи – необходимый элемент изучения темы, но на представленном уроке класс со средним темпом работы это сделать не успеет. Следовательно, по нижеприведённому плану можно начать следующий урок по теме с пунктов 5 и 6, а в домашнем задании нацелить детей на подготовку к написанию сочинения-этюда.
5 | Использование предлогов в предложении | Составь в группе историю о путешествии осеннего листочка так, чтобы в ней было как можно больше предлогов. | Оцени работу своей группы |
Выполняя работу в группе, каждый ребёнок должен составить по одному предложению. У всей группы должен получиться целый текст. Пример текста, составленного в группе:
Ветер сорвал листок с ветки. Лист понесло по воздуху. Он опустился на крышу. С крыши его сдуло ветром. Листок упал в лужу. Теперь он, как кораблик, плавает по воде. (6 предлогов)
Во время представления работы группы класс считает, сколько предлогов использовано. Отмечаются самые удачные творческие решения.
У. Это и будет вашим домашним заданием: с любым словом, используя предлоги из корзины, составить словосочетания и записать их в тетради.
Урок можно закончить составлением синквейна:
VII. Итог урока
У. Какие вопросы стояли перед нами? Что мы узнали?
Д. Мы узнали, что предлог – это слово.
– Узнали, что предлог пишется раздельно со слова.
У. Что было интересно?
Д. Было интересно составлять банк предлогов и использовать их с разными словами.
У. Это и будет вашим домашним заданием: с любым словом, используя предлоги из корзины, составить словосочетания и запись их в тетради.
Урок можно закончить составлением синквейна:
ПРЕДЛОГ Маленький, служебный, не изменяется, направляет, связывает, пишется со словами раздельно, ПОМОЩНИК |