Индивидуальный подход педагога в развитии музыкальных способностей в фортепианном классе в ДШИ

Разделы: Музыка


Индивидуальное обучение музыке – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественно творчества, миром прекрасного. Эффективность индивидуального музыкального развития учащихся в основном зависит от правильного руководства обучением, а также от взаимосвязи его с индивидуальными особенностями личности. В построении индивидуализированных программ музыкального развития требуется знание механизмов личностного развития, особенностей имеющегося психоэмоционального опыта ребенка и типологические особенности темперамента.

Общие сенсомоторные особенности организма человека во многом предопределяют его успешность в той или иной специальной (в том числе и музыкальной) деятельности. И наоборот, тот или иной специальный вид деятельности способен активно влиять на развитие сенсомоторных способностей человеческого организма в целом, его типологических свойств темперамента.

Кроме моторной реактивности принято рассматривать и эмоционально-познавательный потенциал активности нервной системы, который проявляется в аудиально-интонационном восприятии и осмыслении содержания (основной идеи и средств выразительности) музыки.

Рассмотрим традиционные типы темпераментов.

Тип темперамента – сангвиник.

Основные свойства нервной системы:

  • сильный — способен к длительным моторным нагрузкам,
  • уравновешенный — процессы возбуждения и торможения сбалансированы, т. е. организм имеет врожденный потенциал управления своими реакциями в зависимости от заданных стимулов,
  • подвижный — легко переключается с одного вида двигательной реактивности на другой.

Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма: склонность к метрической и темповой стабильности, сохранению длительной активности, проявлению легкой адаптивности лишь к сильным воздействиям новых условий деятельности. Энергетическая активность нервных процессов обусловливает: 1)тенденции устойчиво-метрического чувствования временных впечатлений и 2)врожденный потенциал как возможность преодолевать возникающие помехи или сдерживать (тормозить) импульсивные потребности организма (потенциал эмоционально-волевой регуляции). Трудно реагирует на тонкие, слабые, оттеночные воздействия. Испытывает затруднения при нюансировке, детализации эмоциональных реакций — утонченных отклонениях от основных метроритмических параметров движения.

Для сангвиника доминирующими методами развития музыкальных способностей являются: метод интеллектуального воздействия, метод показа, метод сравнительной характеристики, метод художественного сравнения.

Тип темперамента – холерик.

Основные свойства нервной системы:

  • сильный — способен к умеренным моторным нагрузкам,
  • неуравновешенный — процессы возбуждения доминируют над процессами торможения, т.е. не способен самостоятельно управлять моторными реакциями без посторонней помощи или без длительного тренинга регулятивных навыков,
  • подвижный — легко переключается с одного вида моторной реактивности на другой, т. е. легко отвлекается и вовлекается.

Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма: легко сохраняет моторную активность, проявляет мобильность в переключении метроритмических моторных реакций; легкая отвлекаемость на любые воздействия извне обусловливает аметричность, угловато-резкие моторные реакции, трудность в сохранении темповой стабильности своих движений, в концентрации своей энергии и упорядоченности действий, темпометрической организации временных соотношений. Склонен интуитивно (на слух) реагировать на сенсомоторные воздействия и ритмическую детализацию (мелизматику) действий. Легкая возбудимость нервных клеток порождает психо-эмоциональную гиперактивность, но “поверхностную”, неглубокую чувствительность.

Для холерика доминирующими методами развития являются: метод эмоционально – волевого воздействия, метод целостного анализа музыкального произведения, метод обобщения.

Тип темперамента – флегматик.

Основные свойства нервной системы:

  • сильный – способен к продолжительным моторным нагрузкам,
  • стабильный – процессы торможения доминируют над процессами возбуждения, это позволяет управлять своими реакциями в стабильных условиях деятельности,
  • инертный – склонен действовать в привычном темпо – ритмическом режиме; медленно реагирует на новые требования моторной организации действий.

Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма: легко сохраняет моторную активность и упорядоченность движений в стабильных условиях темпо – метрической деятельности. Энергетическая активность нервных клеток характеризуется трудной возбудимостью (инертностью), отсюда склонность к устойчиво – замедленному темпо – ритмическому и эмоциональному самовыражению. Трудно адаптируется в новых условиях деятельности, к новым требованиям моторной регуляции; слабо реагирует на тонкие нюансы эмоций и ритмической детализации временных соотношений.

Для флегматика доминирующими педагогическими методами развития являются – метод эмоционально – волевого воздействия, метод подражания, метод словесной интерпретации музыкального образа.

Тип темперамента – меланхолик.

Основные свойства нервной системы:

  • слабый – высокая чувствительность к даже слабым стимулам, легкая и быстрая адаптивность, вовлекаемость и зависимость от внутренних и внешних условий деятельности. Быстрая энергетическая истощаемость и непродолжительная (циклическая) работоспособность.

Характеристика типичных сенсомоторных свойств организма: чуткая утонченно – ситуативная моторная реактивность, склонность реагировать даже на мелкие детали ритмической мелизматики, легкая и быстрая моторная и эмоциональная адаптация. Склонность к плавным, округло – мягким и осторожным движениям. Высокая степень чувствительности, восприимчивости, эмоциональной реактивности. Быстрая утомляемость и невозможность двигательно-стабильной мышечной активности при длительных моторных нагрузках, склонность к частому отдыху, -восстановлению сил, энергии. Быстрая истощаемость энергии сочетается с высокой “требовательностью” к нюансам, оттенкам новых впечатлений, что обусловливает потенциал глубокой и тонкой чувствительности, эмоциональной реактивности психики; доминирующая направленность переживаний — негативно-ситуативная.

Для меланхолика доминирующими методами развития являются: метод интеллектуального воздействия, метод “поэтапного” изучения материала, метод дифференцированного анализа музыкального произведения.

Рассмотрим основные методы работы, которыми оперирует фортепианная педагогика.

Метод подражания обращается к пассивным способностям ученика: “на слух” и “с рук” педагога учащийся перенимает то, что тот играет и показывает. Этот метод в большей степени применим в работе с начинающими обучаться детьми. Метод подражания может быть использован тогда, когда учащиеся вводятся в новые для них области исполнения и когда нельзя удовольствоваться словесными объяснениями. Если учащийся восприимчив и научился понимать и подмечать требования учителя, путь этот может оказаться очень экономным и давать хорошие результаты. Но не все учащиеся в равной степени восприимчивы. К тому же — и это важно подчеркнуть — ученики большей частью перенимают не сущность, а внешнюю сторону показываемого. При показе игровых движений не следует забывать, что некоторые элементы анатомо-физиологического аппарата могут быть у ученика и педагога различны. В этих случаях подражание может быть и неэффективным.

Метод эмоционально-волевого воздействия можно назвать методом дирижерским. Педагог стремится воздействовать на фантазию ученика, эмоциональность, возбудить в нем то, что называют вдохновением. Он оперирует образами, сравнениями, ассоциациями; обращается к эмоциональным возбуждениям (путем пения и жестов) и, наконец, к иллюстрациям исполнения. Яркие музыкальные представления и повышенная творческая активность обостряют работу психомоторной сферы и помогают разрешать художественные и даже технические задачи, которые казались неразрешимыми. Так работают некоторые дирижеры; талантливые достигают поразительных результатов. Таков обычно и метод педагогической работы больших артистов. Они дают общую характеристику произведения, используют образные сравнения, своим исполнением пытаются заразить ученика. Многие из них считают лишним говорить об исполнительских процессах и о технике исполнения. Рубинштейну приписывают слова: “играйте хоть носом, но чтобы хорошо звучало”.

Такой метод предъявляет большие требования к инициативе ученика и возможен в тех случаях, когда достаточно развиты его исполнительский аппарат и сознание.

Надо, впрочем, отметить, что воспитание под воздействием чужой воли может повлечь за собой развитие творческой пассивности и податливости психики чужому воздействию.

Интеллектуальный метод. Само название объясняет его содержание. Он обращен к сознанию ученика. Он основан на вере, что все, относящееся к исполнительской технике в широком смысле этого определения, опирается на ряд закономерностей; что закономерности эти могут быть проанализированы, сформулированы и преподаны (начиная от элементов и кончая широкими обобщениями). Конечным стремлением интеллектуального метода является научно обоснованная система “объективного обучения”. Такой метод требует от ученика максимальной сознательности, активности и вернее других приводит к самостоятельности.

Каждый из описанных методов имеет право на существование. Они должны взаимодействовать и использоваться в работе в зависимости от типа ученика, стадии его развития и задач обучения в данный момент. Мы должны развивать в ученике его сознание, воображение, вкус и технику движений. Тот путь, который пригоден с одним, оказывается непригодным с другим. Педагог должен быть чутким, гибким, владеющим педагогической техникой.

Сущность индивидуального подхода выражается в том, что задачи развития музыкальных способностей, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни, где главная точка опоры – ориентир на положительные качества ученика. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Это должно сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью; педагогу необходимо в своем обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним. Индивидуальный подход требует от преподавателя любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка.

Для раскрытия возможностей ученика при обучении в фортепианном классе ДШИ программы и методы обучения должны быть ориентированы на конкретного учащегося с учетом его типа темперамента, мышления, психоэмоционального опыта.

Необходимо соблюдать ряд правил:

– признавать за ребенком право на индивидуальность, право быть другим;

– не сравнивать ребенка с другими, хвалить за его успехи и достижения;

– изучать индивидуальные особенности детей (с этой целью педагогу необходимо вести индивидуальный план, в котором следует описывать особенности ученика, его развитие и делать краткие выводы результатов наблюдения);

– подбирать педагогический репертуар разный по сложности с учетом музыкальных способностей, технической базы учащегося, его психоэмоционального опыта;

– на занятиях включать разнообразные формы работы: подбор по слуху, чтение с листа, разбор нового материала, проверка домашней работы, проработка учебного материала на уроке;

– стремиться ощущать психологическую атмосферу на уроке;

– уметь наблюдать за детьми;

– воспринимать выражение глаз ребенка, его мимику и т.д.;

– обращать внимание на поведение и на настроение;

– быть гибким и оперативным в своих реакциях на поведение;

– учиться видеть себя со стороны глазами детей;

– быть щедрым на одобрение, похвалу, поощрение;

– понимать и уважать ученика.

Занятия музыкальной деятельностью представляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только музыкальных способностей, но и внимания, мышления, памяти, эмоциональности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для дальнейшего обучения ученика в школе и полноценного развития личности.

Список литературы:

  1. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей. – М.э 2004.
  2. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. Таланты – XXI век,2004.
  3. Теория и методика обучения игре на фортепиано. Под общей редакцией А.Г.Каузовой, А. И. Николаевой. -М., 2001.
  4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., Л., 1947.