Научно-исследовательская деятельность как основа развития творческих способностей учащихся при обучении химии

Разделы: Химия


Как сделать так, чтоб удалось:
Всему ребенка научить,
В душе талант его открыть
Способности и творчество развить.

Перед современной школой стоят новые цели: развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления ребенка к самореализации.

Один из путей достижения этой цели – организация индивидуального образования. Существенную роль в этом играет проектная деятельность.

Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка.

Научная деятельность помогает формировать творческую личность, стимулирует “поисковую активность”, упорство детей в достижении поставленной цели. На новом этапе обучения и развития у школьников появляется потребность поделиться своими поисками, научными открытиями.

Проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

Сегодняшний старшеклассник – это завтрашний студент. Поэтому навыки исследовательской деятельности, полученные в школе, могут сослужить добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в вузе.

На протяжении пяти лет я являюсь научным руководителем, курирующим научно-исследовательские работы по химии и экологии .За эти годы появились свои наработки и подходы к развитию у детей навыков ведения исследовательской работы. Прежде всего, своей главной задачей в начале года считаю выявление школьников, которые бы хотели участвовать в исследовательской работе. Ни для кого не секрет, что далеко не все учащиеся, склонные к научно-исследовательской работе, всегда проявляют сами инициативу к участию в подобной деятельности. Поэтому для выявления интересов детей и их намерений, я провожу анкетирование, беседу, где подробно раскрываю суть предстоящей деятельности.

Эту работу я начинаю с первых уроков химии. Например, в теме: “Что изучает химия? Каков путь изучения этого предмета?”, можно предложить для исследования вопрос: зачем нужно изучать химию? Создается, как бы, мини педагогическая мастерская, где каждый ученик делится своим жизненным опытом, знаниями, которые складываются в совместную научную копилку. Каждой паре учащихся предлагаю научно-популярную литературу по вопросам прикладной химии, через 10 минут эта “копилка” пополняется дополнительными сведениями. То есть мы совместно подходим к осознанию значимости данной науки и можем оценить высказывание нашего знаменитого соотечественника М.В.Ломоносова: “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие”. И так, шаг за шагом, от собирания фактов к обобщению, мы осваиваем основные химические понятия и законы. К 9 классу багаж знаний уже достаточен, чтобы перейти к освоению нового этапа научно-исследовательской деятельности. Ежегодно образуется группа учащихся, которых серьезно увлекает прикладная химия, экология, которые желают продолжить исследовательскую работу в этих направлениях.

С этой целью с 2006 года мною ведутся занятия, позволяющие сформировать личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы. Есть положительные результаты. Мои ученики активно участвуют в городских олимпиадах, научно-практических конференциях. Лауреатами Всероссийского конкурса “Национальное Достояние России” стали: Чупина Ирина (2008г.), Карагодский Виталий (2009г.), Губа Татьяна и Чнаваян Мариам (2010г). Участниками фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” являются Пивнев Михаил и Карагодский Виталий (2009г.), Мусатова Ксения, Карагодский Виталий, Чнаваян Мариам(2010г.).. Победителями краевого конкурса (III место) научно-прикладных и исследовательских проектов по охране водных ресурсов края стали Чупина Ирина (2008г.),Мусатова Ксения (2010г). Победители конкурса исследовательских проектов при СКИБИИТ “Бизнес в молодежном предпринимательстве” - Ткач Екатерина и Карагодский Виталий (2008г.). “Сегодня школьник-завтра бизнесмен”- Ткач Ектерина, Карагодский Виталий, Пивнев Михаил (2009г.). Участник краевой научно-практической конференции “Эврика” при Малой академии наук учащихся Кубани – Карагодский Виталий (2008г.) (Антропогенное воздействие на экосистему “Городское водохранилище”).Лауреаты Всероссийского молодежного форума по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности “ЮНЭКО – 2009” -Карагодский Виталий, Пивнев Михаил, Чнаваян Мариам Лауреаты муниципального этапа гогодской научно-практической конференции “паруса науки”- Пивнев Михаил, Карагодский Виталий, Мусатова Ксения (2009г.)...Победитель зонального этапа краевой научно – практической конференции “Эврика” Малой академии наук учащихся Кубани(2010г.) –Пивнев Михаил. Лауреаты Всероссийского конкурса “Первые шаги в науке” - Сагатдинова Карина и Мчедлишвили Майя. Победители муниципального этапа краевой научно-практической конференции Малой сельскохозяйственной академии учащихся – Сагатдинова Карина и Мусатова Ксения (2010 г.) Лауреаты Всероссийского заочного конкурса “Познание и творчество” Общероссийской Малой академии наук “Интеллект будущего” - Мусатова Ксения,Курова Аминат, Стрижак Нина в номинации “Химия”, Чнаваян Мариам, Хитрова Ксения, Пивнев Михаил, победитель Ш место – Карагодский Виталий в номинации “Анатомия” (2010 г.).

Работы учащихся отличаются четким логическим изложением, высокой степенью научности, убедительностью рассуждений, оригинальностью мышления, достоверностью результатов. В чем причина такого успеха ребят? Прежде всего, в умении логически мыслить, работать с литературой, в глубоком знании курса химии, целеустремленности.

Приобщаясь к научно-исследовательской работе, школьники проявляют интерес к науке, поиску, эксперименту. Участие в научно-практических конференциях приучает их к собранности, воспитывает волю, чувство ответственности.

Исследовательская деятельность целесообразна в учебно-воспитательном процессе только тогда, когда ученики достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности.

Исследовательский подход учащихся не следует отождествлять с научным исследованием ученых. Ребята в основном не выявляют новых научных мыслей, но познают, усваивают, “переоткрывают” их для себя.

Занимаясь научно-исследовательской работой, ученики самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически. Составляют доклад по теме, изучают методику научно-исследовательской работы. Проводя экспериментальную работу, учащиеся ведут журнал наблюдений, анализируют результат.

Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. Я предлагаю примерный перечень тем для исследования. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:

1) актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;

2) соответствие интересам учащегося-исследователя;

3) реальная выполнимость;

4) возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой;

5) обеспеченность необходимым количеством различных источников.

После завершения оформления работы я пишу рецензию на нее и сосредоточиваю свое внимание на подготовке ребят к защите исследования.

Таким образом, использование метода проектов способствует формированию у школьников новых знаний, которые направлены на развитие умений сопоставлять, анализировать, выбирать нужную информацию.

Проектная деятельность - это серьезная и целенаправленная деятельность учителя и ученика.

Правильно организованная педагогом работа позволяет учащимся овладеть элементарными навыками самостоятельной исследовательской деятельности.

Методическая поддержка учителя помогает ученикам в организации исследовательского эксперимента, подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и конкурсах. Как показывает личный опыт работы, исследовательские проекты приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, помогает увидеть мир науки своими глазами.

Приложение