Listening at English lessons

Разделы: Иностранные языки


Обучение аудированию – восприятие и понимание речи на слух. Научить понимать иноязычную речь на слух – одна из важнейших целей аудирования. На уроке невозможно формировать лишь один речевой или языковой навык. Работая с аудиотекстами мы одновременно развиваем лексические, грамматические, фонетические навыки. Аудиокассеты (диски) дают информацию для обсуждения, что в свою очередь предполагают дальнейшее развитии е навыков говорения или письма.

Трудности, обусловленные условиями аудирования: к ним можно отнести внешние шумы, помехи, плохую акустику; отсутствие мимики (если преподаватель пользуется кассетами или дисками); трудности, обусловленные особенностями источника речи (мужские и женские детские голоса); трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала, к таким трудностям относятся незнакомые слова, идиоматические выражения, разговорные формулы, специальные термины, абривиатуры.

Механизмы аудирования.

Речевой слух обеспечивает восприятие устной речи, деление ее на смысловые синтагмы, словосочетания, слова.

Память отвечает за способность удерживать информацию. ( оперативная память-это кратковременная память, которая способна удерживать информацию в течении 10 секунд).

Как показывает практика основная сложность в обучении аудированию заключается, в том, что у обучающихся как правило слабо развит речевой слух, ребята привыкают к речи учителя, поэтому им сложно воспринимать иноязычную речь других людей, исходя из личного опыта в данной работе предложена система упражнений, направленная на развитие навыков аудирования, поскольку УМК не всегда содержат большое количество упражнений для развития навыков аудирования.

Система упражнений на развитие аудирования.

  • Повторение иноязычной речи за диктором (в учебнике М.З. Биболетовой таких заданий много).
  • Повторение синхронно за диктором.
  • Аудирование со зрительной опорой, т. е. с применением как печатного текста, так и иллюстраций к нему. Прекрасным примером такого вида аудирования являются видеофильмы.
  • Направленное аудирование на узнавание конкретной информации, например учащиеся должны хлопнуть в ладоши, встать, показать карточку на определенную информацию, можно предложить вставить артикли или другие слова в текст.
  • Ответить на вопросы после прослушанного текста.
  • Согласится или не согласится с утверждением.
  • Запомнить даты, имена, географические названия.
  • Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу.
  • Прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к заданной теме.
  • Составить словосочетания с предложенными существительными, прилагательными, наречиями.

Упражнения на преодоление фонетических трудностей

  • Прослушайте слова и поднимите руку, услышав слово, со звуком…
  • Прослушайте слова и поднимите руку, услышав вопросительное, отрицательное предложения….
  • Прослушайте предложение и скажите сколько в нем слов.
  • Устно разделите слово на звуки.
  • Найдите в ряду написанных услышанное слово.
  • Определите количество гласных и согласных звуков в услышанных словах.
  • Отметьте паузы в звучащем звуковом потоке.
  • Отметьте в колонках соответствующие номерам услышанные слова в той последовательности, в которой они звучат.

Упражнения на преодоления грамматических трудностей

  • Прослушайте предложение и назовите подлежащие и сказуемое.
  • Повторяй за диктором предложение (предложение постепенно удлиняется).
  • Прослушайте предложение и скажите в котором из них действие уже произошло (происходит, будет происходить).
  • Напишите грамматический диктант.

Упражнения на преодоление лексических трудностей

  • В списке слов отметьте те, которые вы услышали в предложениях. Назовите их вслух.
  • В списке русских слов отметьте очередность иноязычных эквивалентов.
  • Прослушайте предложения и запишите их.
  • Отметьте интернациональные слова.
  • Запишите прослушанные цифры.

Упражнения на обучение восприятию речевого потока

  • Скажите, что пропущено ….
  • Из ряда предложений выделите те, которые на соответствуют теме.
  • Прослушайте фрагмент текста, расположите в нужном порядке пункты плана.
  • Расположите ключевые слова в порядке их употребления в тексте.
  • Прослушайте фрагмент, запишите какой из данных тем он соответствует.

Речевые упражнения

  • Прослушайте начало рассказа и постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше.
  • Прослушайте рассказ и опишите ту часть, которая соответствует рисунку.
  • Прослушайте текст и ответьте на вопросы.
  • Прослушайте текст и расположите пункты плана в нужном порядке.
  • Прослушайте текст и определите его тип (рассуждение, повествование, описание…).
  • Прослушайте две логические связанные фразы и повторите их.
  • Прослушайте речевые образцы и покажите соответствующие им иллюстрации.
  • Прослушайте две фразы и скажите что пропущено.
  • Повторяйте за диктором список слов, список постепенно удлиняется.
  • Повторяйте за диктором каждое новое слово, самостоятельно повторяя перед этим произнесенные им ранее слова.
  • Повторяйте за диктором предложения с добавленными новыми словами в разных позициях (в конце, середине, начале предложения).
  • Послушайте диалог и кратко передайте его содержание.
  • составь план высказывания в заданной ситуации общения.

Упражнения на обучение восприятия речевого потока.

  • Прослушайте предложения и найдите лексические ошибки.
  • Прослушайте и найдите в списке синонимы и антонимы к услышанным словам ( из предложенных).
  • Прослушайте текст, расположите пункты плана в нужном порядке.
  • Прослушайте текст, запишите ключевые слова.
  • Расположите ключевые слова в порядке, читаемом диктором.
  • Запиши числительные (из прослушанного).
  • Запиши географические названия (из прослушанного).
  • Запишите в тексте названные имена собственные.
  • Прослушайте фрагмент текста, скажите какой из данных тем он соответствует.
  • Прослушайте фрагмент текста и сравните предложения, сказанные диктором с предложениями написанными на карточке (доске).

При применении данного комплекса упражнений на практике у обучающихся задания на аудирование становятся менее сложными.

Презентация