Пояснительная записка
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.
Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду. Таким образом, ясна актуальность данной программы.
Цель программы:
Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, через комплексное оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.
Задачи:
- Предоставление информации о мире профессий, через личностное развитие учащихся на каждом возрастном этапе;
- Изучение динамической структуры личности учащихся для осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности;
- Организация работы по профессиональному определению учащихся в соответствии с интересами, способностями;
- Формирование трудовых навыков и умений, помогающих развитию способностей;
- Формирование у учащихся способностей, соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
- Оказать психолого-педагогическую поддержку в профессиональном самоопределении.
Формы работы: классные часы, беседы и лекции, встречи, викторины, экскурсии, творческие конкурсы, праздники, профориентационные игры, выставки.
Содержание работы | Сроки | Ответственный | ||
I. Организационно-методическая работа. | ||||
Создать банк методических материалов по профориентации
– методики изучения личности в профориентационных целях; |
В течение года | Психолог | ||
Своевременное ознакомление участников образовательного процесса и родителей с результатами исследований склонностей и возможностей учащихся | Классные руководители | |||
Оформить сменный информационный стенд по профориентации | Сентябрь | Зам. директора по ВР | ||
Создать картотеку “Профессии, с которыми знакомит предмет” | До 1 января | Зам. директора по УВР | ||
Пополнить фонд библиотеки справочно-информационными
материалами о предприятиях, учебных заведениях города, о социально-правовой защите выпускников школы. |
В течение года | Библиотекарь школы | ||
Проанализировать соответствие рекомендаций выпускнику школы, изложенных в профориентационной карте с его выбором | Октябрь | Психолог | ||
II. Работа с педагогическим коллективом, социумом | ||||
Собеседование с классными руководителями
5–11-х классов по результатам диагностики, планирование работы. |
По необходимости | Психолог | ||
Работа психолого-педагогической мастерской
для вновь назначенных классных руководителей по вопросам
профпросвещения, профдиагностики и профконсультации учащихся. |
В течение года | Психолог | ||
Собеседование (анкетирование) с классными
руководителями по выявлению их запросов, предложений по методике проведения профориентации школьников. |
Октябрь | Зам. директора по УВР, ВР |
||
Инструктивно-методическое совещание с
учителями-предметниками, классными руководителями,
психолого-педагогической службой по определению их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности. |
Сентябрь | Зам. директора по УВР, ВР |
||
Организация взаимопосещения классными руководителями мероприятий по профориентации. | В течение года | Зам. директора по ВР |
||
Организация экскурсий на предприятия города. | В течение года | Классные руководители |
||
Индивидуальные консультации педагогов по
различной тематике профориентационной деятельности |
В течение года | Психолог | ||
Организация совместной работы с учреждениями социума. | В течение года | Администрация школы |
||
Обеспечение школы справочной информацией. | В течение года | ЦЗН | ||
Материальной поддержки несовершеннолетних
на период временного трудоустройства в каникулярное время |
Каникулы | ЦЗН | ||
Организация, проведение и участие школьников в “Днях открытых дверей”. | Март-апрель | Администрация школы |
||
Оформление сменного и передвижного стенда “Твой выбор” | В течение года | Библиотекарь | ||
Проведение обзоров научно-популярной и
художественной литературы по вопросам профориентации |
В течение года | Библиотекарь | ||
Оказание помощи в подборе материала для классных часов, праздников по профориентации | В течение года | Библиотекарь | ||
III. Работа с учащимися | ||||
1–4-е классы | ||||
Проведение игр, праздников, встреч с
родителями, по ознакомлению детей с различными профессиями. |
В течение года | Учителя начальных классов | ||
Выставки работ “Всё умеют наши ручки” (поделки из бросового материала и т.п.); |
Апрель | Учителя начальных классов | ||
Конкурсы рисунков “Профессии наших родителей” | Октябрь Май |
Учителя начальных классов | ||
Экскурсии в мастерские по трудовому обучению. | Ноябрь | Учителя начальных классов | ||
Вовлечение учащихся в кружки в соответствии с их интересами | В течение года | Учителя начальных классов | ||
Карта профессионального выбора начальных
классов
Проектный рисунок “Моя будущая профессия”. |
Апрель | Психолог | ||
Классные часы Цель: Первоначальное знакомство с профессиями, видами труда. |
В течение года | Учителя начальных классов | ||
5–7, 8–9-е классы | ||||
Анкетирование учащихся с целью определения запроса на факультативные занятия и предметны кружки. Оказание помощи учащимся в выборе внеурочной деятельности в зависимости от их склонностей и способностей. | В течение года | Зам. Директора по УВР, ВР Психолог Классные руководители |
||
Тестирование учащихся с целью выявления склонностей и способностей | В течение года | Психолог Классные руководители |
||
Организация школьных профильных кружков | Сентябрь | Зам. директора по ВР | ||
Организация экскурсии на предприятия города | В течение года | Классные руководители | ||
Выпуск стенгазет, написание рефератов,
конкурсы сочинений, проведение вечеров, КВН к профессиональным праздникам. |
В течение года | Классные руководители. | ||
Организовать выставку работ учащихся кружков, факультативов | Март | Учителя-предметники, руководители кружков | ||
Ведение профкарт с 8-х класса | В течение года | Психолог | ||
Проведение профориентационных игр, встреч с родителями, по ознакомлению детей с различными профессиями. | В течение года | Классные руководители | ||
Праздники: “Все работы хороши – выбирай на вкус” “Защита профессий” и т.п. |
Ноябрь Март |
Классные руководители Вожатая |
||
Выставки работ “Мир моих увлечений” |
Январь | Классные руководители | ||
Организация ЛТО | Июнь-август | Классные руководители Зам. директора по ВР |
||
Трудоустройство через ЦЗН на время каникул подростков асоциального поведения | Июнь-август | Классные руководители Социальный педагог |
||
Трудоустройство учащихся через ЦЗН, желающих работать во время летних каникул | Июнь-август | Зам. директора по ВР | ||
Профориентация учащихся на уроках технологии, ОП и т.п. | В течение года | Учителя-предметники | ||
Тестирование учащихся с целью выявления их профессиональной направленности | В течение года | Психолог | ||
Организация консультаций по профессиональному самоопределению учащихся | Апрель | Психолог | ||
Организация работы элективного курса “Мой выбор” (9 кл.) | В течение года | Зам. директора по УВР | ||
Посещение учащимися учебных заведений города в “Дни открытых дверей” (9 кл.) | Март-апрель | Зам. директора по ВР
Классные руководители |
||
Создание и ведение картотеки по выбору профессии учащимися льготных категорий, учащимися, стоящими на учете в ПДН | В течение года | Социальный педагог | ||
Классные часы 5-7 классы Цель: дать понятие классификации профессий, о связи школьных предметов с миром профессий. Первоначальное знакомство с профессиями. Классные часы 8 класс Цель: продолжение знакомства с миром профессий, с профессионально-значимыми качествами профессий. Профессиональное самоопределение. Классные часы 9 класс Цель: формирование адекватной оценки своих возможностей и способностей, согласование их с выбором профессии. |
В течение года | Классные руководители Психолог |
||
10–11-е классы | ||||
Тестирование учащихся с целью выявления их профессиональной направленности | Сентябрь-ноябрь | Психолог | ||
Организация консультаций по профессиональному самоопределению учащихся | В течении года | Психолог | ||
Ведение профдиагностических карт учащихся | Постоянно | Классные руководители Психолог |
||
Экскурсии на предприятия города | В течение года | Классные руководители | ||
Посещение учащимися учебных заведений города в “Дни открытых дверей” | Март-апрель | Зам. директора по ВР
Классные руководители |
||
Трудоустройство учащихся через ЦЗН, желающих работать во время летних каникул | Июнь-август | Классные руководители Зам. директора по ВР |
||
Проведение предметных недель | Январь-апрель | Зам. директора по УВР | ||
Вовлечение учащихся в деятельность творческих групп с целью развития их способностей | В течение года | Учителя-предметники Вожатая |
||
Консультация врача по теме: “Здоровье и выбор профессии” | В течение года | Фельдшер школы | ||
Беседы для учащихся “Требования профессии к здоровью” | В течение года | Фельдшер школы | ||
Проведение обзоров научно-популярной литературы по профориентации. | В течение года | Библиотекарь | ||
Встречи со специалистами районной службы занятости населения по вопросам правовой и социальной защиты выпускников школы. | По мере необходимости | Зам. директора по ВР | ||
Карта профессионального выбора. Анкета “Мои профессиональные планы”. |
Апрель | Психолог | ||
Организация ЛТО. | Июнь-август | Зам. директора по ВР | ||
Индивидуальные консультации учащихся различной тематики профориентационной деятельности | По мере необходимости | Психолог Классные руководители |
||
Классные часы 10–11-е классы Цель: формирование и уточнение личного профессионального плана. |
||||
IV. Работа с родителями учащихся | ||||
Совместно с семьей изучать интересы, склонности детей и способствовать их развитию через кружки, секции, факультативы | Классные руководители | |||
Индивидуальные и групповые консультации “Загадки вашего ребенка. Отчего зависит талантливость и успех?” | В течение года | Психолог | ||
Родительские собрания: Мир профессий,
окружающих ваших детей; |
В течение года | Классные руководители Психолог |
||
Конкурс семейных сочинений “Профессии нашей семьи” | Май | Учителя-предметники | ||
Индивидуальные консультации родителей по различной тематике профдеятельности | По мере необходимости | Психолог Классные руководители |
||
V. Мониторинг качества профориентационной работы | ||||
Провести мониторинг: – уровня удовлетворенности выпускников школы избранной специальностью; |
Октябрь-ноябрь | Психолог Классные руководители выпускников |
||
Отчеты классных руководителей по профориентации учащихся. | Март-апрель | Зам. директора по ВР | ||
Анализ соответствия выбора профиля и дальнейшего обучения выпускников школы | В течение года | Зам. директора по УВР |
Ожидаемый результат
Реализация программы профориентационной работы “Мой выбор”:
- конкретизирует цели профориентационной работы;
- позволит развить способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы;
- создаст систему работы педагогического коллектива по данной проблеме;
- повысит интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие учащихся;
- даст подростку возможность деятельностного ознакомления с миром профессий,
- позволит создать условия для преемственности поколений;
- повысит интерес к проблеме осознанного выбора профессии через пропаганду наиболее востребованных профессий.