Интегрированный урок окружающего мира и экологии "Воздух и его охрана"

Разделы: Начальная школа


Цель: ознакомить учащихся с составом и свойствами воздуха; учить быть наблюдательными и бережливыми, расширять кругозор учащихся; развивать память мышление.

Задача: Продолжить работу над правилами сохранения и укрепления здоровья.

Оборудование:

1. Схема – опора (Состав воздуха)

2. Для опыта: спички, спиртовка, колба, трубка, влажная тряпка, полиэтиленовый пакет, шприц без иглы,

3. Наглядное пособие – растение

4. Мультимедийная презентация «Охрана и свойства воздуха» (Приложение 1).

Ход урока

1. Организационный момент, сообщение цели темы и урока

Загадка:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)

Сформулируйте тему урока.

Воздух и его охрана.

2. Проверка домашнего задания

Краткий фронтальный опрос по вопросам раздела «Проверь себя».

3. Работа по теме урока

Коллективная работа.

Работа с простейшими готовыми предметами для описания свойств и качеств изучаемого объекта.

1. Что такое воздух - лекция учителя.

Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете ещё один – самый большой из всех океанов, и вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, « купаетесь» в нём.

И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже трамваи с троллейбусами день и ночь « купаются» в этом океане. Догадались что это за океан? Нет? Тогда я вам подскажу: океан это не солёный, не пресный и к тому же без берегов и без воды. Словно огромные серебристые рыбы, проплывают по его просторам самолёты. Теперь-то вы наверняка поняли. Ну, конечно, речь идёт о самом большом – о голубом воздушном океане.

Четыре водяных океана широко – широко разлились по земле, а пятый воздушный – над землёй. Получается, что поверхность планеты – его дно.

В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.

1. Наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите и попробуйте его осторожно сжать.

2. Наполните небольшой шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень.

- Можно ли сжать воздух?

- Что произойдет, если отпустить палец?

3. Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите на щеки пальцами.

– Что заметили? (Высказывания детей. )

Человек без воздуха может прожить 5минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом-воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, и в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер – это движение воздуха.

3. Продолжаем работу по теме

Выступление учеников. Заранее подготовленные ученики делают сообщение. Работа с учебными, научно-популярными текстами доступными для восприятия младшими школьниками, правильное и осознанное чтение вслух. Построение монологического высказывания по предложенной теме, по заданному вопросу.

Слой воздуха, окружающий нашу планету, называется атмосферой.

Атмосфера - это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы все живое.

Послушайте стихотворение «Воздух»

Что можно узнать из стихотворения о воздухе.

Воздух.
Он прозрачный невидимка,
Легкий и прозрачный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах. Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье.

4. Практическая работа

Состав и свойства воздуха

Так что же такое воздух? Это газ, а вернее смеси газов. Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух - это смеси многих газов, в основном азота - 78%, кислорода -21%, углекислого газа - 1%.

- Какими же свойствами обладает воздух?

1. Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

2. Воздух бесцветен. Действительно, шкаф желтый, классная доска коричневая, комнатные растения зеленые. А воздух не имеет ни какого-то другого цвета.

3. Воздух не имеет запаха. В разных помещениях пахнет по-разному. В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но воздух не пахнет.

4. При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается.

5. Воздух плохо проводит тепло. У воздуха есть одно интересное свойство. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие корни растений. Осенью белочка, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

5. Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждёт.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
(Бег на месте. )
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.

Садятся за парты.

6. Демонстрация мультимедийной презентации

7. Работа в рабочей тетради

стр задание 3

Проверка.

Прозрачен. Бесцветен. Не имеет запаха. При нагревании расширяется. При охлаждении сжимается. Плохо проводит тепло.

8. Вопросы учителя

- Почему в сильные холода птицы сидят нахохлившись?

- Почему в домах устанавливаются двойные рамы на зиму?

- Какие свойства воздуха вы узнали? (Прозрачен; бесцветен; без запаха; при охлаждении сжимается; при нагревании расширяется; плохо проводит тепло.)

- Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? (В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. ).

Сообщение учащегося. Воздух должен быть чистым.

Человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле. С заводов и фабрик, от работающих автомобилей в воздух попадают вредные вещества. Они опасны для всего живого, поэтому необходимо заботиться о чистоте воздуха. Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. В разных местах созданы специальные станции, они постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах.

Человек без воздуха может прожить самое большее 6 минут. Чтобы воздух был чистым в воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа 600 литров кислорода необходимо для дыхания на один день. А вот растениям наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород в атмосферу. Чтобы очистить воздух, надо сажать деревья, кустарники: липы, тополя, сирень. Смолистый запах ели и сосны, аромат березы, дуба, лиственницы очень полезен для человека.

- При дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород (на свету) в атмосферу.

- Где чище воздух? (В лесу. )

- Давайте внимательно рассмотрим листочек дерева.

Нижняя поверхность листа, покрыта прозрачной плёночкой и усеяна очень мелкими отверстиями. Их называют «устьица», хорошенько разглядеть их можно только в лупу. Они то открываются, то закрываются, собирая углекислый газ. При свете солнца из воды, которая поднимается от корней по стеблям растений, и углекислого газа, в зеленых листьях образуется сахар, крахмал и выделяется кислород.

Не зря растения называют «Зелеными легкими планеты».

Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды. Смолистые запахи ели и сосны, аромат березы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.

А вот в городах воздух совсем другой. Он пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека очень вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень.

Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха:

1) На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль и сажу, ядовитые газы.

2) Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух.

9. Итог урока

РЕФЛЕКСИЯ.

Что нового вы узнали на уроке?

Что такое воздух?

Какие его свойства?

Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

Домашнее задание:

1. Прочитать статью «Воздух и его охрана» (учебник стр. 44-48)

2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (с. 48)

3. Выполнить задание №1,2,3 (учебник с. 48)

4. стр. 20 №5 рабочая тетрадь