Цели урока:
- Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, эколога.
- Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.
- Воспитывать патриотическую позицию Человека – хранителя Земли и её богатств.
Оборудование: физическая карта мира, карточки с заданиями, раздаточный материал, Эмблемы, таблички.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
- Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждёт ролевая игра.
И роли у нас уже распределены.
Знакомьтесь, скорее, вот они.
(Дети разделены на три группы: географы, астрономы, экологи, Группы сидят отдельно, на столах таблички).
2. Сообщение темы, целей
Перед нами сегодня важная задача: Каждая группа должна сегодня исследовать проблему:
«Что такое окружающий мир» с точки зрения астрономов, географов и экологов.
3. Ход игры
На доске вопрос «Что такое окружающий мир?» На каждом столе табличка с названием группы.
1 этап игры. Разгадай кроссворд- найди ключевое слово
Кроссворд для астрономов:
1. Созвездие. 2. Прибор, который используют в работе астрономы.
3. Планета, названная в честь богини красоты.
4. Созвездие по которому можно определить зрение.
5. Солнце - это…. 6. Название планеты, мерцающей голубоватым цветом, напоминающим цвет воды. 7. Планета – кроха. 8. Американское название
Профессии человека, летающего в космос. 9. Самая голубая планета.
(Ответы:1. Волопас. 2Телескоп. 3. Венера. 4. Плеяды. 5. Звезда.
6. Нептун. 7. Плутон. 8. Астронавт. 9. Земля.
Ключевое слово ВСЕЛЕННАЯ).
Кроссворд для географов
1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось.
2. Самый маленький материк. 3. Изображение Земной поверхности на плоскости. 4. Тепловой пояс, в котором мы живём. 5. Воображаемая линия соединяющая северный и южные полюса. 6. Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария. 7. Самый большой по площади материк.
(Ответы:1. Полюс. 2. Австралия. 3. Карта. 4. Умеренный.
5. Меридиан. 6. Экватор. 7. Евразия.
Ключевое слово ПЛАНЕТА).
Кроссворд для экологов:
1. Международная экологическая организация.
2. Природное наследие России -озеро…
3. Самые выдающие достопримечательности природы и культуры – Всемирное…4. Национальный парк Африки. 5. Наука взаимодействия живых организмов между собой и средой, в которой они обитают.
6. В неё внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающихся в охране. 7. От каждого человека зависит… нашей планеты.
8. Московский …- Всемирное культурное наследие. 9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес света.
(Ответы:1. Гринпис. 2. Байкал. 3. Наследие. 4. Серенгети. 5. Экология. 6. Красная книга. 7. Будущее. 8. Кремль. 9. Мавзолей.
Ключевое слово НАСТОЯЩЕЕ).
2 этап. Практическая работа. Задание по группам
Астрономы.
Задание: собрать модель солнечной системы, написать названия планет,
Найти место в солнечной системе.
Материал: лист ватмана, клей, фломастеры, ножницы, изображения планет, солнца. (Использовать старый атлас, справочник – учебник, тетрадь).
Географы.
Задание: составить карту полушарий, надписать названия материков, океанов.
Материал: два круга ватмана, фломастеры, клей ножницы, контуры материков. (Использовать контурную карту, справочник – учебник, тетрадь).
Экологи.
Задание: На карте мира найти места, где находятся объекты всемирного наследия.
Материал: карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного наследия, скотч, ножницы. (Использовать материалы учебника и тетради)
Группы работают одновременно. После окончания работы, ребята рассказывают о том, как они выполнили работу, каждой группе задаются дополнительные вопросы.
Вопросы астрономам:
- Что входит в состав солнечной системы? (Солнце, небесные тела).
- Какое и них общее название? (Небесные тела).
Вопросы географам:
- Что изображается на карте?(Материки, океаны, реки, поверхность Земли).
- Каким цветом на карте изображаются горы? (Коричневым.
Вопросы экологам:
Что объединяет все те объекты, которые вы поместили на карту мира?
(Все они являются объектами Всемирного наследия).
Сделаем вывод: что же такое окружающий мир?
- Окружающий мир – это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, небесные тела солнечной системы, поверхность Земли, Всемирное наследие, растительный, животный мир и конечно, человек.
3 этап. Физминутка
4 этап. «Задание по группам»
- А сейчас, каждой группе будет представлен фрагмент мультфильма и задание к нему.
Астрономы мультфильм «Полёт на луну».
- Какое небесное тело встречается в мультфильме? Назовите другие небесные тела.
Экологи мультфильм «Радуга».
- Какие природные явления способствуют экологическому равновесию, а какие наоборот?
Географы мультфильм «Каникулы Бонифация».
- Назовите континент куда отправляется Бонифаций на каникулы? Назовите самый большой континент?
5 этап. Тест по теме «Земля и человечество».
Следующим этапом вы работаете самостоятельно, отвечая на задания тестов, всем даётся на эту работу по пять минут.
1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется…
а) экология; б) география;
в) астрономия; г) история;
2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был…
а) Юрий Гагарин;
б) Нил Армстронг;
в) Алексей Леонов;
3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется…
а) глобус;
б) карта;
4. Какое из данных созвездий – Большой Пёс?
5. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется…
а) полярный;
б) тропический;
в) умеренный;
6. «Лёгкими нашей планеты» называют…
а) хвойные леса;
б) тропические леса;
в) широколиственные леса;
7. Эмблему «Большая панда» имеет…
а) Гринпис;
б) Всемирный фонд охраны дикой природы.
Команды обмениваются работами, проверяют их, подсчитывают большее число правильных ответов.
6 этап. Групповые задания по карточкам.
Мир глазами астронома.
1. Приведите примеры небесных тел (не менее трёх)
2. Пронумеруйте в порядке увеличения размеров.
Солнце |
|
Вселенная |
|
Луна |
|
Солнечная система |
|
Земля |
|
Прошлое и настоящее глазами эколога
1. Догадайся и напиши, о каких экологических проблемах идёт речь.
а) «Поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута…»
б) «Каждый день под пилой падает пять миллионов деревьев…»
в) «В любой семье ежедневно что-то выбрасывают….
Прошлое глазами географа.
1. Заполни пропуски в предложении.
География изучает природу земной . . . , населения и его . . . деятельности.
2. Выбери фамилию создателя первой географической карты, подчеркни.
а) М. В. Ломоносов;
б) М. Бехайм;
в) Анаксимандр;
7 этап. Подведение итогов урока
Мы проделали большую работу, которая поможет ответить на вопрос
Что такое окружающий мир?
- С точки зрения астрономов?
- С точки зрения экологов?
- С точки зрения географов?
Вывод: Наш дом- планета Земля. Каждому человеку нужно научиться ценить и беречь то, что мы имеем - нашу планету и всё, что нас окружает на этой планете.
Оценивается работа каждого ученика.
Определяется команда – победитель. Проводится награждение.
Домашнее задание
Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир».