Цель урока:
1. Закреплять умения различать падежи по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже.
2. Развивать речь учащихся, логическое мышление, умение работать в группе.
3. Воспитывать интерес к русскому языку. уважение к своим товарищам, учить адекватно оценивать свою работу и работу своих товарищей на уроке.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайды презентации, словари карточки с заданиями, раздаточный материал.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Актуализация знаний
- Как вы думаете, что написано на слайде? (слайд 3)
Падежи, падежные вопросы, слова помощники.
-Можем ли мы сказать какая тема урока?
Определение падежей имен существительных
III. Работа по теме
1. Словарный диктант – цепочка
(Диктую по три слова. Если слово не запомнили, пропустить).
север, коньки, февраль,
иней, синичка, декабрь,
зима, ветер, Морозный
январь, снегирь, метель
-Что объединяет эти словарные слова? (Все они на тему зимы)
- Кто записал все слова?
- Какое слово вызвало затруднение?
- Взаимопроверка (Слайд4)
- Перечитайте слова еще раз внимательно. Нет ли здесь лишнего слова?
- Почему так решили?
(Лишнее слово морозный, т.к. это имя прилагательное).
- Остальные слова какой частью речи являются?
- Имя существительное.
2. Повторение
а) Повторение. Что мы знаем об имени существительном.
Докажите, что это имена существительные. (Слайд 5)
(Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- Какие основные характеристики есть у имени существительного?
- Число род падеж
- В каком падеже стоят имена существительные?
- Что вы знаете об именительном падеже? (Существительные в именительном падеже всегда употребляются без предлога).
- Это начальная форма. Отвечает на вопрос Кто? Что?
- Как называются остальные падежи? (Косвенными).
- Какие падежи мы знаем ? (Слайд 6)
- Какую работу мы будем выполнять сегодня на уроке.
- Учиться определять падеж имен существительных
- Какие способы определения падежа существительного мы знаем?
(По падежному вопросу, по предлогу)
- Как по-другому называется изменение имен существительных по падежам?
(Склонение).
б) Склонение существительных
- Раз, два, три, четыре, пять будем мы слова склонять
(Проверка со слайда 7)
Снег зима, облако.
И.п. |
снег |
зима |
облако |
Р.п. |
снега |
зимы |
облака |
Д.п. |
снегу |
зиме |
облаку |
В.п. |
снег |
зиму |
облако |
Т.п. |
снегом |
зимой |
облаком |
П.п. |
о снеге |
о зиме |
об облаке |
- Какая часть слова изменяется при склонении?
(Изменяется окончание)
- Почему у всех слов разное окончание? (Род)
в) Комментированное письмо.
Определи падеж существительных.
Работа на доске с комментированием (Слайд8)
(Проверяем коллективно Слайд 9 )
1. появился (на чём?) на ветках (П.п.)
2. на ветках (чего?) березы (Р.п.)
3. покрывают (что?) землю (В.п.)
4. украсились (чем?) инеем (Т.п.)
5. летит (на что?) на землю (В.п.)
6. летит (с чего?) с ветки (Р.п.)
7. бежал (по чему?) по снегу (Д.п.)
3. ФИЗМИНУТКА Релаксация
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибать пальчики по одному.)
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комов.)
Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались.
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись.
(Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхивать ладошки.)
Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)
г) Составление предложения.
- Составьте предложение используя слова о зиме.
Запись предложения на доске и в тетради.
Задание:
- Определить падеж существительных.
- Как понимаете слово "метель?
- Подберем синонимы
(буран, снежная буря, вьюга; пурга, сильный ветер со снегом )
- Ребята, мы сегодня часто употребляем слово белый
- Как образовалось это слово?
Давайте посмотрим, что оно обозначает, как произошло?
Словарь «Происхождения слов»
(стр. 187 учебника УМК «Перспективная начальная школа)
Проверяем коллективно
- Подчеркнуть главные члены в первом предложении.
- Какой частью речи они выражены?
- Что знаете о падеже подлежащего?
- (Подлежащее всегда стоит в именительном падеже).
- Как определить падеж имени существительного в предложении?
(Надо задать вопрос к данному имени существительному и по нему определить падеж)
Упрятала (под чем?) под снегом (Т.п.)
Упрятала (что?) тропинки (В.п.)
Упрятала ( в чем?) в феврале (П.п.)
д) (Слайд 10)
Сильный ветер вдруг подул,
Падежи все в кучу сдул.
Вы падежи определите,
И порядок наведите.
е) Работа с печатной тетрадьюстр.77 упр 84. (Слайд 11)
Валя (…) на проталинке(…)
Промочила валенки(…).
Валенки(…) у Вареньки(…)
Сохнут на завалинке(…).
(Проверяем коллективно Слайд 12 )
4. Физминутка для глаз ( слайд 13)
ж) Групповая работа по карточкам.
Слово |
Нач. форма |
Род |
Падеж |
из деревни |
|
|
|
по дороге |
|
|
|
в портфеле |
|
|
|
по тропинке |
|
|
|
без помощи |
|
|
|
5. Итог урока
- Что мы делали на уроке?
- Какое основное слово ? падежи
Составим синквейн (Примеры синквейна)
Падежи
Разные, шесть
Изменяют, согласуют, помогают
Падеж- характеристика имени существительного.
СклонениеСнег
Пушистый, мягкий
Лежит, хрустит, сверкает.
Белоснежный ковёр покрыл землю.
ВеликолепноЗима
Весёлая, любимая
Ожидаю, веселюсь, тороплюсь.
Мороз щиплет щёки
Великолепный отдых
КрасотаСклонение
разные необходимые
учат помогают образовывают
склонение – изменение слов по падежам.
падеж
6. Рефлексия
У вас на парте снежные хлопья, а на доске рисунок ёлочки нарядите ее в снежный наряд.
Оцените свою работу цветом:
Белым– хорошо усвоили материал;
Голубым – не хватает практических навыков по отработке
Синим – еще нужно работать, много допускаю ошибок
7. Оценивание обучающихся. Домашнее задание.