Организация исследовательской деятельности школьников через интеграцию основного и дополнительного образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Сегодня много говорится о самостоятельной исследовательской деятельности школьников. Этого требуют реалии сегодняшнего дня , ведь «…когда дети вырастают, экспериментаторская жилка в них совсем ослабевает, и на работе, какой бы она не была, им будет требоваться готовый алгоритм действий, который они усвоят и будут повторять» [2;с.131]. Но этого недостаточно, чтобы стать конкурентноспособной личностью. Об этом говорит и Концепция модернизации образования РФ: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».[3]

Педагогический коллектив МОУ СОШ №2 г.Березники имеет сложившийся опыт в развитии исследовательской компетенции учащихся:

1) выступления учащихся на уроках-семинарах, уроках-зачетах, обобщающих уроках с сообщениями по монографической литературе, справочным материалам, научно-популярной литературе;

2) участие в обсуждении докладов, рефератов, дискуссионных статей в рамках педагогических консилиумов различного уровня

3) с 1997г.- открытие классов с углубленным изучением предметов естественнонаучного направления и проведение общешкольной научно-практической конференции «Горьковские чтения»

4) с 1999г. – реализация проекта «Открытая гуманитарная олимпиада «Строгановская звезда» для учащихся г.Березники

5) с 2000г. – проведение в рамках общешкольной конференции младших классов «Цвети, Земля!»

Педагоги школы обобщают свой опыт по исследовательской деятельности через выступления на городских методических объединениях, публикации в сборниках научно-практических конференций ВУЗов, участие в создании учебников, энциклопедий.

Дополнительный толчок и расширение возможностей для исследовательской работы дало начало сотрудничества в 2007г. школы с Муниципальным учреждением дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов». Консолидация ресурсов школы с возможностями данного учреждения дополнительного образования позволяет достигать более высоких результатов.

Программа сотрудничества предусматривает как информационно-методическое, так и научное сопровождение процесса.[1;с.128]

Информационно-методическое обеспечение направлено на создание информационного поля и методическую поддержку. С этой целью формируются информационно-методические пакеты, в которые входит подборка положений о конференциях и конкурсах различного ранга, издаются сборники исследовательских работ учащихся, создаются методические рекомендации для родителей «Роль исследовательской деятельности в развитии ребенка», «Как помочь ребенку в написании творческой работы», «Требования к оформлению творческой работы».

Научное сопровождение осуществляется преподавателями БФ ПГТУ, ПГУ (биофак), ПГСХА и обеспечивает консультативную помощь учащимся и педагогам в процессе работы над исследованием, а также рецензирование работ, выставляемых на конференции различного уровня.

Формы сотрудничества разнообразны: массовые (экскурсии, праздники, турниры); групповые (факультативы, кружки, экспедиции); индивидуальные (работа над докладами, создание проектов и др.)

Схема взаимодействия МОУ «СОШ №2» и МУДОД «СЮН» по формированию исследовательской компетенции учащихся в Приложении 1.

Результаты взаимодействия появились уже на второй год:

1) в 2008 году 70 % учащихся естественнонаучных выполнили творческие работы, в 2009 - 100% учащихся естественнонаучных классов выступили на защитах своих работ на уровне класса.

2) выросло качество работ: в 2008г.- 50% работ носили реферативный характер, в 2009г.- лишь 35%, остальные работы имели исследовательскую или проектную составляющую. Это просматривается и в названиях работ. Например: «Исследования загрязнения воздуха выхлопными газами автотранспорта г. Березники», «Влияние антропогенной нагрузки на ООПТ озера Черное», «Биотопическое описание орнитофауны поймы реки Быгель».

3) увеличилось количество победителей городской конференции учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ: в 2009г.- 2 работы, в 2010г.- 9 работ

4) исследовательские работы учащихся выходят на Всероссийский уровень – в 2010г. авторы трех работ приглашены на молодежную конференцию в рамках 11-ой Всероссийской олимпиады «Созвездие»

Данная модель успешно вписывается в существующее взаимодействие «школа – ВУЗ», в котором одним из социальных партнеров школы является Березниковский филиал Уральского государственного экономического университета, преподаватели которого ведут элективные курсы у старшеклассников и являются членами жюри общешкольной конференции. В течение ряда лет школа успешно реализует проект непрерывного образования, что повышает конкурентноспособность её выпускников.

Литература

1. Блинова Т.В. Организация исследовательской деятельности учащихся на основе интеграции учреждений общего и дополнительного образования.–Иследовательская работа школьников. –2006.–№3.–с.126–130

2. Иванова Н.Г. Этапы организации учебно-исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования.–Исследовательская работа школьников.–2006.–№3.–с.131–141

3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010года.– Директор школы.–2002.–№1.– с.97–126