Использование коррекционно-развивающих технологий на уроках географии

Разделы: Коррекционная педагогика


Введение

В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях. Поэтому, я выбрала эту тему в связи с тем что, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с нарушениями интеллекта (в настоящее время их называют “дети с ограниченными возможностями здоровья”, сокращенно “дети с О.В.З.”)

Важное место в учебном процессе занимает коррекционно-развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников с нарушениями интеллекта (умственно отсталые) комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.

Теоретическую основу коррекционно-развивающей модели организации обучения детей с нарушениями интеллекта составляет учение Л.С.Выготского о компенсации дефекта, об общих закономерностях нормального и аномального развития, о единстве биологических и социальных факторов в развитии личности и ее социальной обусловленности. В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.

Значит, для развития в целом личности ребенка очень важную роль играют коррекционно-развивающие уроки. Это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов (зрения, слуха, обоняния, осязания) каждого конкретного ученика. Коррекционно-развивающие уроки способствуют работе всех высших психических функций (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на решение поставленных целей и задач урока. Учитель выступает не в роли основного источника информации (объяснительно-иллюстративный рассказ), а в роли организатора эффективных условий обучения, который применяет различные дидактические приемы, коррекционно-развивающие упражнения и разнообразные виды деятельности на уроках.

Коррекционно-развивающие технологии на уроках географии

Исходя из коррекционно-развивающей модели обучения, я вижу главную цель выбранной темы в следующем:

– Использование современных технологий на уроках географии, направленных на развитие и коррекцию психических и физических недостатков учащихся с нарушениями интеллекта, способствующих усвоению географических знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности.

Задачами достижения главной цели считаю:

– Разработать методы и приемы коррекционно-развивающего обучения учащихся с нарушениями интеллекта применяемых на уроках географии.

– Развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с О.В.З. в результате систематического применения коррекционно-развивающих упражнений, приемов, игр, занятий на уроках географии.

– Использовать на уроках географии разнообразные виды деятельности, помогающих учащимся с нарушениями интеллекта преодолеть их умственные и физические недостатки развития.

– Разработать новые приемы развития и коррекции высших психических функций (мышления, памяти, речи внимания, восприятия).

Таким образом, применение технологии коррекционно-развивающего обучения на уроках географии способствуют:

– активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, памяти, речи, восприятия и моторики учащихся.

– развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни (умение измерять расстояние, анализировать данные наблюдений, ориентироваться на местности и.т.д.).

– позволяет учащимся лучше понимать причинно-следственные зависимости явлений.

– уточняют и обогащают представление о мире.

– способствуют развитию умения выделять главное и второстепенное в предмете.

– помогают анализировать и сравнивать предметы.

– способствуют закреплению необходимых знаний, умений и навыков, воспитывают самоконтроль, самооценку, активизируют познавательную деятельность.

Коррекционно-развивающие уроки имеют большое значение для развития устной и письменной речи учащихся. В процессе их выполнения обогащается словарь учащихся, они отвечают на вопросы и формулируют их, им приходиться планировать предстоящие действия и составлять словесные ответы.

Учитель географии имеет широкие возможности для проведения самых разнообразных методов и видов деятельности на уроках.

География является традиционным школьным предметом с большим образовательным и мировоззренческим потенциалом. Далеко не каждый учебный предмет имеет в своем арсенале такое разнообразие форм, средств и методов обучения, каким располагает география. От методов работы на уроке, выбранных учителем, во многом зависит усвоение содержания образования. Каждый метод можно рассматривать как совокупность приемов деятельности учителя и учащихся.

Большое значение имеет сочетание разных методов на различных этапах урока. Методы, выбранные соответственно содержанию, возрасту, особенностям познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта обеспечивают эффективное обучение. Под этим понимается непросто овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и развитие и коррекция их личности.

От эффективности применяемых на уроках географии методов и приемов коррекционно-развивающего обучения в большей мере зависит развитие высших психических функций детей с нарушениями интеллекта (мышления, памяти, речи, внимания, восприятия). Чтобы учащиеся хорошо усваивали географические знания, умения и навыки надо для них создать условия работы на уроке (наглядные пособия, карточки, географические карты, контурные карты, схемы, таблицы с географическими названиями, объемные пособия и др.), а также подобрать такие методы и приемы, которые способствуют преодолению возникающих трудностей в процессе изучения географии.

На уроках географии широко используется метод практических работ, который способствует развитию и коррекции, мышления, памяти, внимания, речи, внимания, моторики, пространственной ориентировки и активизации познавательной деятельности. Примерами таких работ являются: работы с календарями природы, с условными знаками и цветами, измерение расстояний и вычисления по масштабу на планах и картах, работы по ориентированию на местности, работы с географическими и контурными картами, с таблицами, схемами, работы по изготовлению макетов и моделей и др. Такие работы позволяют формировать у детей с нарушениями интеллекта более прочные знания по предмету и способствуют овладению практическими умениями и навыками, которые необходимы им для самостоятельной жизни.

В коррекционно-развивающем обучении большая роль принадлежит использованию приемов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с нарушениями интеллекта.

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении – это всестороннее развитие личности ребенка, сознательный и активный характер обучения, наглядность и предметность в обучении, и практическая направленность учебных занятий. При этом можно достичь определенного прогресса в решении педагогических задач по формированию представлений об окружающем мире, предупредить механическое запоминание материала.

Таким образом, коррекционно-развивающие уроки по географии формулируют в целом у учащихся доступное их пониманию материалистическое представление об окружающем мире, умению правильно объяснять некоторые явления природы и закономерности развития природы.

Заключение

Разработанные технологии коррекционно-развивающего обучения, применяемые на уроках географии, способствуют развитию познавательной деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием, формируют географические представления и понятия, а также пространственное восприятие мира, стимулируют компенсаторные процессы развития учащихся с нарушениями интеллекта и позволяют формировать у них новые положительные качества.

Таким образом, систематическое применение специально разработанных коррекционно-развивающих упражнений, приемов, игр и занятий на различных методах обучения географии исправляют недостатки психофизического развития учащихся с нарушениями интеллекта и в значительной степени сглаживают (возмещают, уравнивают) их нарушенные функции в результате которого происходит повышение их жизненной компетентности.

На примере открытого урока по теме: “Растительный мир тундры” (7-й класс) отражена технология коррекционно-развивающего обучения, которая направлена на развитие и коррекцию психических и физических недостатков учащихся с нарушениями интеллекта (приложение 1).

На этом уроке были применены различные дидактические приемы, специальные упражнения, игры, занятия на развитие и коррекцию мыслительных операций, зрительного восприятия и произвольного внимания. Применены разнообразные виды деятельности на уроках, которые способствуют коррекции эмоционально – волевой сферы учащихся с нарушениями интеллекта, моторики, пространственной ориентировки, активизации познавательной деятельности, расширению кругозора.

В самоанализе урока раскрыты цели, тип, структура урока, использование методов и приемов коррекционно-развивающего обучения и межпредметные связи (приложение 2).

Приложение 1, Приложение 2