Цель: обосновать проблему водопользования, как глобальную проблему человечества.
Задачи.
1. Изучить обеспеченность водными ресурсами регионов мира.
2. Выявить регионы, в которых существуют региональные конфликты водопользования.
3. Определить стратегию мирного решения “водного конфликта”.
УМК: учебник, географический атлас, карточки с индивидуальным заданием.
1 урок.
Водные ресурсы суши: проблема пресной воды
Ход урока
Вводное слово учителя о водных ресурсах планеты и проблемах водопользования. Приводит пример того, как водопользование может стать причиной ухудшения взаимоотношения между соседними странами на примере Сирии и Израиля, России, Казахстана, Китая.
Класс делится на группы, каждая группа получает задание, выполняя которое использует имеющиеся в их распоряжении все источники информации.
Задание 1 группы. Используя карты атласа, приведите примеры трансграничных рек в каждом регионе мира.
Задание 2 группы. Африка.
Водоснабжение Египта в очень большой степени зависит от соседних с ним государств. Его сельское хозяйство, большая часть промышленности и жизнь городов зависят от воды Нила.
Какие страны Африки могут создать проблему в водоснабжении экономики Египта. Каким образом?
Однако египетским властям удалось снизить водную зависимость от соседних стран. Объясните, каким способом?
Задание 3 группы. Центральная Азия.
Республика Таджикистан предполагает развивать свою экономику за счёт строительства гидроузлов в верховьях рек впадающих в Амударью. Это позволит республике стать независимым от поставок топлива из соседних стран. Создание ГЭС позволит не только полностью удовлетворить энергетические потребности Таджикистана, но и экспортировать электроэнергию в Афганистан и Пакистан. В подобном же положении находится и Киргизия, где располагается большинство истоков Сырдарьи.
Однако правительства Казахстана, Узбекистана и Туркмении высказываются против такого поворота развития экономики соседних стран. Объясните почему?
Появление, какой экологической проблемы повлечёт за собой строительство ГЭС в горах Таджикистана?
Задание 4 группы. Южная Азия.
Стремительный рост населения Индии и Пакистана сопровождается значительным уменьшением среднедушевого водообеспечения населения этих стран. Напряженные отношения между Индией и Пакистаном в значительной степени обусловлены спорами из-за раздела воды Инда и его притоков. Но к вооруженному конфликту споры по разделу водопользования пока не привели. Водообеспечение Пакистана возможно лишь при мирных взаимоотношениях с Индией. Индия и Пакистан сумели договориться о разделе вод Инда его притоков.
Каким образом Индии и Пакистану удалось найти решение водной проблемы и избежать военных конфликтов?
Почему Пакистан требует прекращения строительства гидроузлов на территории Индии?
Задание 5 группы. Юго-Западная Азия.
Водная проблема значительно осложняет взаимоотношения Сирии и Турции. Турки возвели на реке Евфрат ряд плотин с целью увеличения выработки электроэнергии и расширения орошаемых территорий.
Почему подобное развитие экономики Турции вызывает недовольство сирийского правительства?
Урок 2.
Проблемы водопользования –
глобальная проблема человечества
(Продолжение)
Ход урока
Группы представляют результаты своей работы. На представление отводится 2 минуты. Остальные группы внимательно слушают выступления своих одноклассников. Возникающие вопросы, записывают в тетради.
После выступлений учащиеся могут задать друг другу вопросы.
Учитель подводит итог работы учащихся.
Организует беседу используя вопросы:
1. Какая существует закономерность в размещении водообеспеченных и вододефицитных стран? Какие регионы мира являются наиболее взрывоопасными в этом отношении.
2. На территории Европы находится 71 международных речных водосборов. Почему в этом регионе не наблюдаются таких конфликтных споров как в Азии?
3. На бытовые нужды населения стран мира приходится всего 8-10% пресной воды. Почему же из-за нёё возникает столько проблем? (страдает экономика не только стран, где сельское хозяйство является основой экономики и существования населения, но и стран, которые являются экспортёрами сельскохозяйственного сырья, развивающие свою лёгкую и пищевую промышленность).
4. Каким образом водные и земельные ресурсы связаны между собой?
5. Назовите экологические проблемы, существующие и возникающие с ростом водопотребления?