А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством А.С.Пушкина.
  2. Расширить круг чтения учащихся, приобщать к поэзии.
  3. Развивать умение выразительного чтения, драматизировать прочитанное, воспитывать любовь к русским сказкам, к России.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя

- Ребята, сегодня мы приоткроем потайную дверь в добрую, сказочную страну “Лукоморье” и познакомимся с её жителями. Ведь в сказках всегда чудеса, неожиданности, приятные сюрпризы и желания. (Раздаётся звук музыкальной шкатулки, она открывается)

- Что это?

- Вот оказывается, где спрятались чудеса и желания. В музыкальной шкатулке. А чтобы чудеса исполнились, вы должны быть в хорошем настроении, улыбаться, отвечать на вопросы, читать.

III. Проверка домашнего задания

Вспомните сказку, которую мы читали на прошлом уроке. Исполните желание шкатулки: проинсценируйте сказку.

- Какую сказку читали? (“Петушок – золотой гребешок”)

Приглашаем артистов на сцену (хлопаем). Вы внимательно смотрите и слушайте.

Вывод. Чьё выступление понравилось больше?

Кого особо можно выделить из артистов?

Кто из выступавших более всего походит на артистов? (Спасибо, хлопаем)

Ребята! Шкатулка дарит фигурки героев сказки артистам, сыгравшим свои роли.

- Кто главный герой сказки? (Петушок)

Мы много знаем сказок, загадок о петушках, но ещё, ребята, о нём сложены песни (звук музыкальной шкатулки).

Шкатулка продолжает творить чудеса и просит исполнить одну из русских народных песенок. Мы её исполним и выучим наизусть.

Исполнение песни со звуковым ориентиром (у каждого на листочках текст песни).

Когда люди поют, они отдыхают.

Петушок, петушок
Золотой гребешок.
Маслена головушка
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь?
Громко песни поёшь.
Громко песни поёшь.
Ване спать не даёшь?
Петушок, петушок
Золотой гребешок.
Маслена головушка
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь?
Громко песни поёшь.
Громко песни поёшь.
Деткам спать не даёшь?

Молодцы. (Все получают фигурки петуха).

IV. Работа над развитием речи. (Звук музыкальной шкатулки)

Желание шкатулки – составление рифмовок)

Петушок – малышок, гребешок, пастушок, сапожок, мешок, ремешок.

Молодцы!

V. Знакомство с биографией А.С.Пушкина.

  1. Беседа учителя. В старину, давным-давно люди, рифмуя, придумывали сказки, потешки, песни. Они творили. Используя это народное творчество, многие писатели и поэты создавали свои сказки. Это Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, произведения которого любят и взрослые и дети.
  2. Чтение за ведущим голосом у доски.
  3. Как вы понимаете слово “гений”?
  4. Ещё больше об А.С.Пушкине вы узнаете, прочитав его биографию. После прочтения нужно ответить на вопрос.
  5. Чтение со звуковым ориентиром (у каждого текст).
  6. Родился Александр Сергеевич Пушкин в Москве. У Александра были брат Лев и сестра Ольга, с которыми он очень дружил. Маленький Пушкин вёл себя так, как все дети: то был молчаливый, ленивый, вялый, то, наоборот, шаловливый и резвый, порой не слушался родителей, упрямился, за что его наказывали. Александр горячо любил свою бабушку Марию Алексеевну, которая заботилась о нём, заступаясь за него перед родителями. Была у них дома и няня Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми и любила маленького Сашу как родного сына. Няня знала много сказок и прекрасно умела их рассказывать. От неё Пушкин впервые услышал народные песни и сказки, которые произвели на него огромное впечатление. Когда Александр Сергеевич вырос, он пересказывал нянюшкины сказки стихами.

VI. Работа по содержанию прочитанного

- Кто был другом и заступником маленького Саши Пушкина?

- Кто рассказывал мальчику сказки?

(Музыкальная шкатулка, поощрение)

Вывод. Сказки всегда несут добро, радость, улыбки. На ваших личиках я тоже вижу эти добрые улыбки.

VII. Физминутка

Сидел со мной рядом
За партой сосед.
Закрыл он глаза
А соседа вдруг нет.
Теперь головою крути, не крути
А в классе никого не найти.
Хотим, чтоб скорее учитель сказал
“Давайте, ребята, откроем глаза”.

VIII. Знакомство с произведением “У Лукоморья”

Мы продолжаем наш урок и будем говорить об А.С.Пушкине и его стихах, которые читаются плавно, нежно, и поэтому многие композиторы сочиняли музыку (фрагмент из оперы М.И.Глинки “Руслан и Людмила”).

Вы прослушали музыку (опера). Это большая поэма, начинается словами “У Лукоморья дуб зелёный”.

В этом стихотворении есть слова-чудеса, слова, непонятные вам, которые в нашей речи не употребляются. Мы узнаем значение этих слов, а поможет нам в этом музыкальная шкатулка

IV. Словарная работа

лукоморье пленяет
златая цепь бурный
песнь витязь
дол тужит
брег леший
чредой колдун
мимоходом русалка

(Музыкальная шкатулка)

X. Чтение со звуковым ориентиром

XI. Тестирование

  1. Говорит, поёт, рассказывает.
  2. Герой многих сказок, живёт в лесу, строит разные козни.
  3. Кому верно служит бурый волк?
  4. Кто выходит чредой из волн морских?
  5. Идёт, бредёт сама собой.

Проверка тестирования.

Ребята, кого из героев мы посадим на наш дуб?

(Музыкальная шкатулка, фигурки кота детям)

Кого забыли посадить на дуб?

XII. Итог

Все эти герои, с которыми мы познакомились, герои русских народных сказок, и именно поэтому своё стихотворение А.С.Пушкин заканчивает стихами.

Там русский дух, там Русью пахнет!

XII. Домашнее задание

Нарисовать понравившегося героя.