Данная игра может быть использована на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста на первоначальном этапе формирования фонематического слуха и при дифференциации звуков.
Цель: формирование фонематического слуха и восприятия.
Задачи:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие пространственной ориентации на листе бумаги;
- развитие навыков зрительно-моторной координации;
- развитие мелкой моторики руки;
- закрепление умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции;
- обогащение и расширение сенсорного опыта детей;
- активизация словаря;
Используемый материал: лист-карточка с 9 квадратами, каждый квадрат размером 3х3 см;
18 картонных квадратов-фишек необходимых цветов, каждый квадрат размером 3х3 см.
Педагог подбирает определенные цвета квадратов - фишек в соответствии с названием цвета и закрепляемым звуком в слове.
Условия игры: педагог называет слово, имеющее необходимый звук, а ребенок выкладывает фишки на карточке слева на право, в каждом ряду.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ход игры
1 вариант игры
Ребенку, называем слова, начинающиеся на один определенный звук. Например, на звук «Ж»: жаба, жук, журавль, жатва, жаворонок, жмурки, жвачка, жадина, жасмин.
Ребенок выкладывает квадраты – фишки желтого цвета, т.к. при произнесении названия цвета дети слышат первый звук «Ж» - «ж» - елтый.
Аналогично выкладываем остальные цвета.
Далее усложняем правила игры путем смешивания 2-3 звуков.
2 вариант игры
Игра проводится в три этапа.
Первый этап
Детям предлагаются слова, начинающиеся на один и тот же звук, квадраты-фишки подбираются одного цвета. Например, на звук «З» твердый квадраты-фишки зеленого цвета. Взрослый произносит следующие слова: звук, золото, звонок, замок, заморозок, завод, заяц, змея, закат.
Дети выделяют первый согласный звук «З» и выкладывают квадраты-фишки зеленого цвета.
Второй этап.
На звук «ЗЬ» мягкий, подбираются квадраты-фишки с другим оттенком зеленого цвета и с детьми аналогично обыгрывается звук.
Третий этап.
Проводится дифференциация звуков «З» и «ЗЬ». Детям предлагаются слова начинающиеся, как на твердый согласный звук, так и на мягкий согласный звук. Дети в соответствии с услышанным звуком выкладывают квадраты-фишки необходимого оттенка.
3 вариант игры.
Ребенку, называем слова, имеющие необходимый звук в начале, середине и в конце слова. Ребенок соответственно - слева на право должен выложить их в нужном ряду.
В первом верхнем ряду он выкладывает квадратами-фишками слова, начинающиеся на заданный звук, во втором ряду-среднем, он выкладывает квадратами-фишками слова, имеющие заданный звук в середине слова, а в третьем нижнем ряду, ребенок выкладывает квадратами-фишками слова, заканчивающиеся на заданный звук.
Аналогично выкладываем квадратами-фишками остальные звуки.