Авторская игра "Звуковая мозаика" для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Логопедия


Данная игра может быть использована на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста на первоначальном этапе формирования фонематического слуха и при дифференциации звуков.

Цель: формирование фонематического слуха и восприятия.

Задачи:

  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие пространственной ориентации на листе бумаги;
  • развитие навыков зрительно-моторной координации;
  • развитие мелкой моторики руки;
  • закрепление умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции;
  • обогащение и расширение сенсорного опыта детей;
  • активизация словаря;

Используемый материал: лист-карточка с 9 квадратами, каждый квадрат размером 3х3 см;

18 картонных квадратов-фишек необходимых цветов, каждый квадрат размером 3х3 см.

Педагог подбирает определенные цвета квадратов - фишек в соответствии с названием цвета и закрепляемым звуком в слове.

Условия игры: педагог называет слово, имеющее необходимый звук, а ребенок выкладывает фишки на карточке слева на право, в каждом ряду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход игры

1 вариант игры

Ребенку, называем слова, начинающиеся на один определенный звук. Например, на звук «Ж»: жаба, жук, журавль, жатва, жаворонок, жмурки, жвачка, жадина, жасмин.

Ребенок выкладывает квадраты – фишки желтого цвета, т.к. при произнесении названия цвета дети слышат первый звук «Ж» - «ж» - елтый.

Аналогично выкладываем остальные цвета.

Далее усложняем правила игры путем смешивания 2-3 звуков.

2 вариант игры

Игра проводится в три этапа.

Первый этап

Детям предлагаются слова, начинающиеся на один и тот же звук, квадраты-фишки подбираются одного цвета. Например, на звук «З» твердый квадраты-фишки зеленого цвета. Взрослый произносит следующие слова: звук, золото, звонок, замок, заморозок, завод, заяц, змея, закат.

Дети выделяют первый согласный звук «З» и выкладывают квадраты-фишки зеленого цвета.

Второй этап.

На звук «ЗЬ» мягкий, подбираются квадраты-фишки с другим оттенком зеленого цвета и с детьми аналогично обыгрывается звук.

Третий этап.

Проводится дифференциация звуков «З» и «ЗЬ». Детям предлагаются слова начинающиеся, как на твердый согласный звук, так и на мягкий согласный звук. Дети в соответствии с услышанным звуком выкладывают квадраты-фишки необходимого оттенка.

3 вариант игры.

Ребенку, называем слова, имеющие необходимый звук в начале, середине и в конце слова. Ребенок соответственно - слева на право должен выложить их в нужном ряду.

В первом верхнем ряду он выкладывает квадратами-фишками слова, начинающиеся на заданный звук, во втором ряду-среднем, он выкладывает квадратами-фишками слова, имеющие заданный звук в середине слова, а в третьем нижнем ряду, ребенок выкладывает квадратами-фишками слова, заканчивающиеся на заданный звук.

Аналогично выкладываем квадратами-фишками остальные звуки.