План открытого урока по черчению на тему "Сборочные чертежи. Правила выполнения и чтения"

Разделы: Технология


Цели и задачи урока:

  1. Формировать знания о назначении, оформлении сборочных чертежей.
  2. Уметь сравнивать и читать рабочие и сборочные чертежи, читать спецификацию.
  3. Развивать пространственное мышление и память.
  4. Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания, развитие познавательного интереса и логического мышления.

Оборудование урока: мультимедийный комплекс, презентация созданная в программе VS Power Point, раздаточный материал к уроку (тесты, карточки, чертежное домино, технологический кроссворд), индивидуальный лист учащегося, учебники Л.С. Васильевой Черчение (металлообработка) практикум, натуральные образцы деталей, модели передач, тематические щиты, фоновая музыка (инструментальные баллады).

Базовые знания учащихся: вводная беседа, чтение схем, чертежей по плакатам, выступление учащихся у доски.

Поурочный контроль: тестирование с самоконтролем, чтение чертежей по плакатам, объяснения по экрану.

Межпредметные связи:

  • Геометрия.
  • Физика.
  • Электрооборудование.
  • Тракторы и автомобили.
  • Техническое обслуживание и ремонт автомобиля.

 Методы и приемы работы: рассказы учащихся, сравнение и чтение чертежей, беседа, дискуссия, работа с таблицами и плакатами, работа с тематическими щитами и моделями, а так же с учебниками.

План урока:

I этап. Мотивация учебной деятельности.

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Искусство письма (2 мин.)
  3. Актуализация опорных знаний

    технологические кроссворды,с подобными (3 мин.)

    Работа с учащимися по тематическим щитам. (3 мин.)

  4. Чертежное домино (4 мин.)

II этап. Формирование знаний, умений и навыков.

  1. Проблемные вопросы (2 мин.)
  2. План урока (1 мин.)
  3. Здоровьесберегающая пауза (1 мин.)

III этап. Формирование знаний, умений и навыков. (3 мин.)

  1. Сравнить рабочий и сборочный чертёж (3 мин.)
  2. Что относится к деталям и сборочным единицам (2 мин.)
  3. Алгоритм чтения сборочного чертежа (3 мин.)

IV этап. Практическая работа (7 мин.)

  1. Фронтальное чтение сборочного чертежа по данному алгоритму.

V этап.

  1. Тесты (3 мин.)
  2. Изготовление форм. Оригами (4 мин.)
  3. "д/з" и Оценивание (2 мин.)

Ход урока

I этап. Мотивация учебной деятельности.

1) Преподаватель: проверка готовности к уроку, наличие чертежных принадлежностей.

Сегодня мы с вами проведём не обычный урок, а урок-презентацию. Оценивать вас будем мы вместе с лаборантом, Валера обучается на электрика второй год и хорошо знает предмет черчение, он выставит вам баллы в карту-схему и поможет мне оценить вас. Лаборант проверит вашу готовность к уроку, а староста гр. Назовет отсутствующих. (Учитель отмечает в карте-схеме отсутствующих) У каждого из вас на парте в файле лежит набор документов содержащий: тесты, карточки, чертежное домино, технологический кроссворд, особое внимание хочу обратить на индивидуальный лист учащегося, в котором вы должны будете оценить себя сами, а мы с лаборантом проверим справедливость вашей оценки. Отметьте настроение на начало урока в индивидуальных картах.

Слайд 1

Цели, задачи ставлю для вас (Научиться читать сборочные чертежи и сравнивать их с рабочими).

Задачи понятны? Цели ясны?
Тему узнаем чуть-чуть впереди.
А начнём мы с повторенья.
Всем известно – повторенье – мать ученья.

Слайд 2. Звучит фоновая музыка – №1 (инструментальные баллады),

Слайд 3. Преподаватель: обратите внимание на наскальные рисунки, свидетельствующие о зарождении картографического письма

Слаид 4. Вот как Гайавата, вождь племени ирокезов, учил своих соплеменников искусству письма.

Всех цветов он вынул краски
И на гладкой, на бересте
Много сделал тайных знаков…
Все они изображали
Наши мысли, наши речи…
Белый круг был знаком жизни,
Чёрный круг был знаком смерти…
Для земли нарисовал он
Красной линией прямую,
Для небес – дугу над нею,
Для восхода точку слева,
Для заката точку справа,
А для полдня – на вершине.
Всё пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звёзды в центре – время ночи,
А волнистые полоски –
Дождь, туман и непогоду.

Преподаватель: Так в уроке отразился в действительности долгий и сложный процесс создание картинного письма.

Слайд 5. Длинный путь пролёг между картинным письмом и современным чертежом. Но они не чужды друг другу. Оба вида изображений служат одной цели: передать сообщение от одного человека другому. Мы и сейчас заменяем буквы картинками, когда они для нас удобнее, выразительнее слов.

Слайд 6 Современные чертежи дают возможность точно изобразить любой предмет: от кирпича до целого здания.

Слайд 7. Наш урок посвящён завершающему разделу машиностроительного черчения – сборочным чертежам. И чтобы освоить данную тему, вам необходимо хорошо знать все предыдущие темы, этот материал сложен, но интересен.

1) Назовет нам разъемные соединения Рухляда Сергей, выходит к доске 1 ученик болтовое соединение, шпилечное соединение соединение шпонкой.

Работа с учащимися по тематическим щитам: Преподаватель: а по тематическому щиту виды резьбовых соединений, их применение и обозначение расскажет Петренко Александр. (выходит к доске 1 ученик)

Слайд 8. Преподаватель: На парте у вас технологические кроссворды,с подобными мы уже работали, вам необходимо сопоставить чертеж и аксонометрическую проекцию детали и прочитать зашифрованные фразы. (чертеж – язык техники, сборочные чертежи, правила выполнения), первые 3 парты получат дополнительный балл, учащиеся озвучивают фразы. ( трое учащихся с места: чертеж – язык техники, сборочные чертежи, правила чтения. Лаборант записывает баллы, а учащиеся оценивают себя.

Слайд 8 Преподаватель: Ребята, у вас на каждой парте чертежное домино. как выстроить логическую цепочку и сопоставить чертеж с техническим рисунком вы знаете, на работу отводится 4 мин., первые 2 парты, которые правильно соберут домино получат дополнительные баллы приступайте. Помощник записывает баллы

II этап.

Слайд10. Преподаватель: Подумайте и ответьте: (проблемные вопросы) – Окружающие нас предметы – это единое целое или целое, состоящее из отдельных взаимосвязанных частей?

– А какие документы необходимы рабочему, чтобы изготовить детали, а затем правильно собрать из них изделие? Ответ : Необходимы чертежи, сборочные. Итак, мы подошли к необходимости изучения сборочных чертежей. А теперь - внимание! Постарайтесь воспринять и усвоить новый материал, и тогда вы сумеете самостоятельно читать и выполнять чертежи бытовых приборов, игрушек и самых разнообразных изделий, окружающих вас… Назовите тему урока! (учитель показывает на доску) Ответ: Тема урока: “ Сборочные чертежи. Правила выполнения и чтения ”

Преподаватель: Попробуйте назвать задачи урока? Учащиеся пытаются сформулировать ответ, а учитель координирует: - Мы должны выяснить отличие и сходство сборочных чертежей с рабочими чертежами, назначение и оформление чертежей.

Слайд 11.

На экране – план урока, что необходимо знать:

  1. Сравнительно-сопоставительная характеристика рабочего и сборочного чертежей.
  2. Назначение.
  3. Изображения на сборочных чертежах.
  4. Особенности разрезов на сборочных чертежах.
  5. Спецификация, номера позиций.
  6. Размеры на сборочных чертежах.
  7. Чтение сборочных чертежей.

Здоровьесберегающая пауза: Выпрямили спинки, сели ровно, руки положили на парту, закрыли глаза, глубоко вдохнули и выдыхнули. Отметьте свое настроение на середине урока.

III этап. Формирование знаний, умений и навыков.

Слайд 12 Человек живёт в мире вещей, которые иначе называются изделиями. – Одежда, обувь, игрушки, инструменты, мебель, транспортные средства, станки и т.п. – всё это изделия , состоящие из деталей, собранных в определённой последовательности. Многодетальное изделие называется Сборочной единицей. Каждая составная часть изделия – находится в своём рабочем положении. Нарушение последовательности сборки деталей в изделии недопустимо. – Почему? (ответ учащихся, как они понимают)

Слайд 13 Преподаватель: Изображение сборочной единицы даёт полное представление о взаимном расположении и о способах соединения составных частей. Назовите их, выходит к доске 1 ученик Ширинян Эдуард: соединение резьбой, шпилькой, болтом…) На сборочном чертеже изделие изображается в собранном виде со всеми входящими в него деталями. Что такое деталь? Ответ. Деталь – это изделие, изготовленное из однородного материала, без применения сборочных операций (болт, ложка, гвоздь, игла). На производстве сначала по чертежу изготовляют детали. Затем по сборочному чертежу собирают их в изделие – А где вы уже сталкивались со сборочными чертежами? Обобщение: Покупая какую-то вещь, к ней прикладывают сборочный чертёж, например, для правильной сборки мебели и т.п.

Слайд 14 Задание: 1. – Сравнить рабочий и сборочный чертёж. Найдите общие и различные стороны в их назначение и оформлении. Идет к доске Цуканов Сергей ОБОБЩЕНИЕ: Чертёж детали – изображение детали (виды, разрезы, сечения) и другие данные необходимые для её изготовления. Сборочный чертёж – изображение сборочной единицы, обеспечивающее сборку изделия.

Слайд 15. Повторить и закрепить: Итак , Сборочный чертёж – это документ, где дано изображение сборочной единицы и все данные, необходимые для её сборки из отдельных деталей.Ещё раз повторить, что называется изделием, деталью, сборочной единицей?Сборочная единица – изделие, составные части которого соединены между собой на предприятии – изготовителе.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: Из приведённых определений следует, что все предметы – это изделия , которые могут состоять из одной детали, из нескольких и из сборочных единиц (из множества деталей , объединенных в сборочные единицы – автомашина, состоящая из моторной и ходовой части… которые в свою очередь состоят из различных изделий.

Слайд 16 Подобрать по рисункам ответ и назвать: что относится к деталям выходит к доске 1 ученик Ефимов Юрий (Болт, уголок, шайба, лопата, гайка, ложка, гвоздь, гаечный ключ, винт, лейка), к сборочным единицам: (телевизор, скамейка, нож, лампочка, сапог, молоток, часы, кастрюля, ведро)

IV этап. Практическая работа – фронтальная

Слайд 17. Изготовление любого изделия начинается с разработки конструкторских документов, которые подразделяются на графические и текстовые. Графический документ – чертёж детали (виды, сечения, разрезы) и другие данные. Сборочный чертёж и наглядное изображение сб. ед. (используется в учебных целях) Текстовый документ – спецификация – таблица, содержащая основные данные о деталях, входящих в изделие. Сборочный чертёж содержит –

  1. Минимальное ,но достаточное количество изображений(виды, сечения, разрезы), дающих полное представление об устройстве изделия, расположении, взаимной связи и конструкции входящих в него деталей. Штриховка смежных деталей- противоположно
  2. Размеры:
    • установочные и присоединительные- для правильной установки изделия на месте монтажа.
    • эксплуатационные – крайнее положение движущихся частей
    • габаритные
  3. Номера позиций – наносят один раз на горизонтальных полках линий – выносок

Слайд 18. Алгоритм чтения сборочного чертежа.

Слайд 19. Практическая работа Фронтальное чтение сборочного чертежа по данному алгоритму.Учащиеся У КОТОРЫХ В ШКОЛЕ БЫЛ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ, ПОМОГУТ НАМ ПРОЧИТАТЬ ЧЕРТЕЖ ПО АЛГОРИТМУ

V этап. Заключительный.

Подведение итогов. Слайд 20. Преподаватель: по специфики своей профессии вы будете сталкиваться с электромонтажными чертежами как вы думаете, они относятся к сборочным чертежам?

Слайд 21. Тесты  

Слайд 22. Проверяем тесты и оцениваем себя

Слайд 23. Задание (4 мин.) Изготовление форм. Оригами. Звучит фоновая музыка №2. Преподаватель: В этом заключительном задании принимают участие все учащиеся: Из обычных листов бумаги изготовить самые удивительные формы, сгибая и складывая их. Такое искусство называется оригами. В Японии фигурки из бумаги, сложенные по определённым правилам, издревле считают амулетами, которые дарят с пожеланием удачи, счастья, долголетия. Но можно изготовить и чисто утилитарные - полезные в практической жизни вещи.

Чему научились на уроке?

– Справились ли с поставленными задачами?

"д/з" записали: стр. 122, 123, рис. 9.6, 9.7. Составить алгоритм чтения сборочного чертежа

Уч. Л.С. Васильева. черчение (металлообработка) практикум.

Оценивание.

Слово Эльвире Кузьменко: Мы изготовили кукол, И хотим подарить членам экспертной комиссии наши фигурки с пожеланиями счастья, здоровья и долголетия.

Преподаватель:

Вот звенит уже звонок,
И окончен наш урок.
Всем спасибо говорю,
За урок благодарю.

Презентация и раздаточный материал у автора.