Задачи урока:
- Обучающая – Ознакомление и закрепление знаний о стероидных гормонах, аминах, феромонах, всех химических соединений, влияющих на высшие чувства человека – любовь.
- Развивающая – Развитие умения и навыков учащихся выяснять влияние химических соединений на головной мозг, высшую нервную систему, в осознании отношений между людьми с точки зрения химико-биологических процессов.
- Воспитательная – Показать на различных примерах с области литературы, биологии, химии, истории чувства отношений между людьми противоположного пола, как полюбить и жить в гармонии с собой, признаки влюбленности, романтическую любовь, великие люди и любовь, произведения о любви классиками мировой литературы.
Межпредметная связь:
- Химия: Химические соединения – гормоны, амины и т.д.
- Биология: Высшая нервная деятельность человека, головной мозг.
- Литература: Произведения классиков о любовных чувствах человечества.
- История: История Древнего мира.
Оборудование урока, высказывания:
“Я люблю тебя” (ты никогда не умрешь) А. Камю.
“Все влюбленные талантливы” А. Горький.
“Любовь отточила карандаш первого художника” Гельвеций.
“Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно” П. Бомарше.
Вводное слово учителя. Сегодня я с вами присутствую в Научно-Исследовательском институте любви и химии запахов. На кафедре “Химия любви” сейчас проходит форум по вопросу – “Что такое любовь?”. Давайте послушаем вместе, о чем там идет речь.
Звучит песня из кинофильма “Веселые ребята” о любви в исполнении Л. Утесова.
На протяжении всего урока может звучать тихо плавная музыка любого композитора.
Директор НИИ. На нашем совещании присутствует Генеральный Директор НИИ (Ф.И.О. учителя).
Ген. Директор НИИ (Учитель) И Директор НИИ (Ф.И.О. учащегося).
Директор НИИ. Вы видите интересные, нежные и трогательные фото. Мальчик целует девочку, девочка целует мальчика. Это детский поцелуй. Ну а дальше!? Все это может перерасти и в настоящую любовь? Так вот и появляется вопрос и своеобразная проблема: “Что же такое настоящая любовь и есть ли она?”. И мы здесь собрались, чтобы обсудить эту проблему. Сколько было сказано и говорится о ней биологами, химиками, литераторами, музыкантами, художниками, историками (высказывания Гельвеция, П. Бомарше, см. выше). Прошу высказываться всех собравшихся на этот форум.
Сотрудник НИИ №. Любовь – это возвышенная материя, необъяснимое чудо, нежность, привязанность, обожание, страсть, преданность, радость, восторг. Любовь – это одно из лучших чувств, рожденное человеком. Вспомните, какие испытывал чувства Ромео к Джульетте, описанные Вильямом Шекспиром. Женщина – неиссякаемый источник вдохновения.
Все это положительно влияет на человека. Появляются прилив энергии, высокая работоспособность, общий подъем всего человеческого организма.
Сотрудник НИИ №. А я считаю, что это мимолетное влечение. И если бы не погибли Ромео и Джульетта, то возможно, в конце концов, их любовь закончилась бы полным разрывом чувств. Даже великий писатель не рискнул продолжить это жизнеописание, оставляя в живых бы своих юных героев. Как правило, такие молодые чувства со временем быстро угасают, и происходит или полное или частичное разочарование.
Директор НИИ. Возможно! Возможно! Тут можно развить целую полемику. Но мы увидели у этих молодых людей чистую юношескую любовь, которая вошла золотыми буквами в шедевры мировой истории и литературы. И это бесспорный факт.
Сотрудник НИИ №. А я хочу приблизить любовь к химической структуре. Я считаю, что человек это сплошное химическое соединение. Он состоит из белка, вырабатывает адреналин (эпинефрин C9H13O3N – гормон мозгового слоя надпочечников). Он передает нервное возбуждение, влияет на сердечно-сосудистую систему. Также он вырабатывает и норадреналин C8H11O3N. Его химическое название – норлеворин, артеренол, 1-(3,4-диоксифенил) – 2-аминоэтанол. Он содержится в мозговом слое надпочечников и считается более сильнее, чем адреналин. Сильным антагонистом их является регитин C17H19N3O. Он имеет и другие названия – фентоламин и рогитин.
Директор НИИ. Вы чересчур коснулись химии. Неужели любовь – это сплошная химия? Сердце расширяется и от присутствия оксида двухвалентного азота.
Сотрудник НИИ №. А я хочу вернуть вас всех к мировой литературе. Посмотрите, какими были чистыми чувства у Евгения Онегина и Татьяны Лариной.
Можно охарактеризовать эти чувства более подробнее.
Л.Н. Толстой говорил, что любовь нужно научиться ждать, а А.М.Горький сказал, ставшую крылатой фразу: “Все влюбленные талантливы!”.
Сотрудник НИИ №. Я бы сказал, что в XIX веке любовь была намного чище, чем в данное время. Из-за любви устраивали и настоящие дуэли (Пушкин и Дантес).
Учащиеся характеризуют это историческое событие.
Хочу привести пример стихотворения А. Ахматовой о любви “Любовь”.
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует
То целые дни голубком
На белом окошке воркует..То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Или Сергея Есенина:
Ну, целуй меня, целуй
……………………….
До кончины губы милой
Я хотел бы целовать.
Могу еще привести и такие примеры когда настоящая любовь переживает человека на целые века. Взять, к примеру, любовь Эхнатона и Нефертити, Данте и Беатриче, Петрарки и Лауры.
Сотрудник НИИ №. Да! Соприкосновение губами – это тело одного человека открывается другому. Ведь губы всегда считали патоэротическими и эротическими зонами, которые ведут к возбуждению полов. Мужчину можно представить в виде бокала, а женщину в виду песочных часов.
Директор НИИ. Ну и что Вы хотите этим сказать? Почему мужчина – бокал, а женщина – песочные часы?
Сотрудник НИИ №. Я бы высказался по этому вопросу так. Это все связано с гормоном тестостерон – С19Н28О2 – группа стероидных мужских половых гормонов. Чем больше тестостерона, тем шире плечи у мужчин, ну и у женщин тоже. А низ песочных часов – это таз женщины, который шире от мужского, т.к. ей предстоит важная земная функция – рождение нового человека.
Директор НИИ. Кто еще хочет высказаться? Прошу, пожалуйста, не стесняйтесь высказать свои мысли вслух.
Сотрудник НИИ №. Можно отметить тот факт, что когда “любовь нечаянно нагрянет”, в мозге можно наблюдать повышенную концентрацию таких химических соединений как: допамина (фенамин – бета – фенилизопропиламин [C6H5CH2CH(CH3)NH2]2 * H2SO4), который обладает стимулирующим действием на центральную нервную систему; окситоцина – гормон задней доли гипофиза и фенилтиламина.
Сотрудник НИИ №. Дополняя коллегу, можно отметить тот факт, что концентрация этих веществ достигает своего апогея от 18 до 30 месяцев. А потом постепенно гаснет, и любовь становится обычной привычкой. Особенно можно отметить окситоцин, который вызывает, как правило, у женского пола повышенную привязанность к противоположному полу.
Директор НИИ А как насчет гормонов счастья, если здесь ведется речь о химии?
Сотрудник НИИ №. Гормонами счастья, я бы отметил, являются нейротрансмитерры – допамин и серотин C10H12N2O – 5-окси-3-бета-аминоэтилиндол, 5-окситриптамин, который является медиатором нервных импульсов. Эти гормоны передают сигналы от нейтрона к нейтрону. Они управляют возбуждением, чувствами, обучаемостью.
Сотрудник НИИ №. О каких бы гормонах здесь не говорили, но браки, как правило, распадаются через 4 года. Даже феромоны – запахи, которые издает человек, т.е. выделяет, воспринимает, не могут оказать ему помощь. Это все мимолетность, а затем наступает этап привыкания друг к другу. Я поддерживаю всех, кто так думает.
Директор НИИ. А кто может высказаться о так называемой романтической любви. Ведь любовь – это как своеобразный наркотик.
Сотрудник НИИ №. Да, такая любовь – это прекрасное чувство. Психофармакологи утверждают, что влюбленные в романтической любви чувствуют огромный прилив сил от натуральных веществ и гормонов. Первая фаза такой любви заканчивается тем, что человеческий мозг выделяет допамин (фенамин, бета-фенилизопропиламин – [C6H5CH2CH(CH3)NH2]2*H2SO4), норепинефрин. Во второй фазе в мозге увеличивается количество таких гормонов. И они вызывают чувство комфорта и безопасности.
Сотрудник НИИ №. Я хочу заметить, что нельзя переоценивать все достижения фармакологии. Если рассматривать любовь именно с этой точки зрения, то можно зайти в тупик, так как не сможем выделить причину прекращения и стимуляции организмом таких гормонов. Можно только лишь утверждать, что такая любовь протекает под воздействием разных физиологических процессов.
Сотрудник НИИ №. Хочу немного дополнить о феромонах. При встречи противоположные полы вырабатывают те самые заветные феромоны, которые определяют судьбу каждого из нас. Мы эти запахи определяем носовой полостью, которая соединена с ротовой. Казалось бы, что эти запахи должны идти в легкие. Но на самом деле в носовой полости имеется небольшое отверстие, которое соединено с головным мозгом. Вот именно он и определяет эти любовные запахи.
Сотрудник НИИ №. Можно привести пример и о животных, например, кошка.
Она тоже выбирает вас по запаху и энергетике. Кошку привлекают отрицательные энергии, которые образуются в результате напряженности, раздражительности, страха и других эмоций. Как правило, отрицательная энергия концентрируется в солнечном сплетении и области живота. Вы приходите домой, а кошка тут как тут. Вы прилегли или сели и кошка прыгает к вам. И тут же ощущаете как из вашего тела уходит напряжение, которое портит печень и желудочно-кишечный тракт. Они могут излечивать очень многие заболевания и даже серьезные. Но никогда нельзя удерживать ее на себе больше, чем она этого хочет. Кошка сама спрыгивает или отходит от вас тогда, когда чувствует, что ее присутствие может вам чем-то повредить. Так что кошка тоже любит вас запахами.
Директор НИИ. Я слышал, что существует некая формула любви. Что вы думаете о ней?
Сотрудник НИИ №. Да, можно отметить, что такая формула существует, но это только образная – C6H5(CH2)2 – NH2, а реальная – это смесь всех вышеупомянутых органических соединений, потому что все они каким-то образом влияют на наше подсознание.
Директор НИИ. А чем химия мужчин отличается от химии женщин? Я так понял от вас, что она есть!
Сотрудник НИИ №. Могу отметить, что у мужчин очень много опасных соединений. Одно из таких соединений – это тестостерон, который может, если он находится в избытке, лишить человека разума или толкнуть его на преступление.
Сотрудник НИИ №. А вот у женщин “гормоном верности” является окситоксин. Он отвечает и за связи женщин с противоположным полом. Если задержат его или лишить совсем, женский пол может повести себя неадекватно, т.е. не будет никакой любви и привязанности к мужчинам.
Директор НИИ. А как же тогда любовь?
Сотрудник НИИ №. Есть и счастливые браки, многолетние, до самой смерти. Они основаны не на привыкании, а на уважении, интересе. У каждого своя формулировка любви. Для кого-то это страсть, а для кого-то это доверие. Любовь может быть деструктивной, когда она невзаимная, так как с любовью сильно коррелирует ревность и зависть.
Сотрудник НИИ №. Я утвердительно могу сказать, что все мужчины полигамны, а это химия. Не хочу оправдывать с точки зрения химии различные мужские измены. Только мораль и только она может одержать победу над химией. Но это может уберечь от действия измены, а не от возникновения желаний.
Директор НИИ. А для чего же тогда человеку дали любовь???
Сотрудник НИИ №. Любовь – это функция произведения человеческого рода. После длительной какой-то эволюции к этой функции присоединили этику, мораль, поэзию. Это все было выгодно религии. Но большинство людей находятся на этапе, движущей силой, которой является над этим. Любовь проходит через множества испытаний. И я думаю, что конечно легче полюбить, чем сохранить любовь.
Сотрудник НИИ №. А вот древние считали, что любовь – это дар богов. Настоящий культ любви сложился в средние века. Рыцари отдавали свою жизнь и сердце любимой женщине и были этому рады. И с этого времени рыцарями стали называться те, кто с восхищением относился к женскому полу.
Директор НИИ. А есть ли здесь рыцари, мне стало очень интересно? Если такие есть, как вы можете это доказать???
Учащиеся обсуждают эту проблему, а заодно и высказываются о своей личной любви, хотя и небольшой по сроку. Высказывают свои мысли и о так называемой “грязной любви” на современном этапе повседневной жизни.
Сотрудник НИИ №. Я хочу сказать, что любовь реализуется в межличностном общении. При этом не потеряйте собственную индивидуальность, точку зрения на окружающий мир и на любовь. Знаменитый бард Юрий Визборг писал:
Ты у меня одна,
Словно в ночи луна,
Словно в году весна,
Словно в степи сосна.
Нету другой такой
Ни за одной рекой,
Нет за туманами,
Дальними странами.
Кто пронес любовь через всю свою жизнь, тот может сказать всем: “Я жил не зря!”.
Сотрудник НИИ №. Хочу поддержать тех, кто считает, что любовь может проходить несколько стадий:
- Романтическая любовь – основа химических реакций, при которых вырабатывается допамин. Это страстная любовь, временное явление, которое длится до трех лет.
- Привязанность – репродуктивная стадия, при которой вырабатываются связи для совместного выращивания детей, но при ней не исчезает чувство романтизма.
Любовь имеет внешние факторы – улыбку, прикосновение, запах любимого человека и т.д. Любимый человек всегда скажет своей половинке: “Я люблю тебя”.
Директор НИИ. Если это так, то как же тогда насчет признаков влюбленности?
Сотрудник НИИ №. Я могу перечислить некоторый признаки:
– Пропадает аппетит;
– Проходит простуда, если она имеет место;
– Вам кажется, что вы пьяны от счастья;
– Вы не чувствуете усталости;
– Вас бросает в жар, холод, ладони потеют;
– Вы чувствуете, что все чувства обостряются;
– Вам хочется сделать что-то необычное;
– Вы не можете сосредоточиться на одном объекте;
– Мало спите по ночам;
– Вы ощущаете подъем сил, эмоций;
– Вы находитесь в полете;
– Ваши зрачки расширены;
– Учащено бьется сердце;
– Вам хочется петь от радости;
– Тело покрывается мурашками.
Этот список можно продолжат до бесконечности.
Сотрудник НИИ №. А я хочу коснуться чувств девушек. Каждой девушке необходимо научиться управлять своими чувствами, и главное – уметь ждать глубокой, человеческой любви. Если этого не будет – неизбежно начнется процесс расточительства нежных чувств, так и не дождавшись ответных действий.
Сотрудник НИИ №. Я согласен, что девушках нужно управлять чувствами. Ведь их расточение ведет к развратному образу жизни, а это, в свою очередь, приводит к бесплодию, венерическим заболеваниям, гепатиту А, СПИДу и т.д. Необходимо еще управлять своими эмоциями.
Сотрудник НИИ №. Могу заметить, что за эмоции отвечает в головном мозге миндалина, за поведение и память – гиппокамп, за чувствительность – таламус. Все перечисленные функции и входят в понятие “любовь”.
(Можно представить схему строение головного мозга.)
Сотрудник НИИ №. Есть категория людей, которые хвастаются перед другими своими любовными похождениями. К ним можно отнестись только с сожалением. Им не суждено на всем своем жизненном пути пережить все прелести любви. Они фригидны к любви, поэтому и начинают перед другими вести такую в кавычках браваду.
Директор НИИ. Можно много обсуждать эту проблему. У каждого будут свои личные мнения, как положительные, так и отрицательные. Каждый видит чувства любви по-своему. И последнее, что бы всем хотелось услышать здесь: “ А вот как жить в гармонии с собой?”.
Сотрудник НИИ №. Я могу сказать, что если человек изменится сам, то может измениться и мир вокруг него. Любите себя, но знайте, что у каждого есть свои недостатки. Поэтому совершенствуйте себя, хвалите даже за незначительные успехи. Любя себя, совершенствуйте себя и работайте над собой, принимайте решения самостоятельно, не ущемляйте других и их интересы. Нельзя сравнивать себя с другими людьми, вы неповторимы в этом мире. Таких советов можно привести много. Этот мир, жизнь – ваши, а отсюда и любовь будет только для вас!.
Директор НИИ. Вы практически подвели итог нашего заседания. Благодарю всех, кто принял в нем участие. Вы раскрыли химико-биологические аспекты на любовь, затронув некоторые моменты из области истории и литературы. Да! Любовь существовала, существует, и будет существовать до тех пор, пока существует и человечество. Она неотъемлемая часть нашей жизни! Будьте счастливы в жизни и помните – не отчаивайтесь, ваш заметят и оценят!
Подведение итога урока с его кратким анализом.
Литература:
- Материалы из журнала “ЗДОРОВЬЯ” за 1971–1986 гг.
- Газета “Между нами”, приложение к газете “Приазовские степи” от 16.07.2010г. и другие ранние годы, Краснодарский регион.
- Газета “Живая вода” за 2004–2010гг. Ростовский регион.
- Газета “Копилка советов” за 2004–2010гг. Ростовский регион.
- Журнал “Биология в школе” за 1990–2010гг.
- Журнал “Химия в школе” за 1990–2010гг.
- Материалы Интернет-ресурса.
- Материал сайта – http: // www. Google. ru
P.S.
На протяжении многих лет я провожу интегрированные уроки по химии и биологии, затрагивая почти все предметы школьного образования. Материалы к урокам подбирают учащиеся самостоятельно. Они составляют сценарии, распределяют роли между собой, также составляют свои выступления, подбирая иллюстрированный материал (картинки с Интернет-ресурса, журналов, газет), сканируя их с уменьшением МБ. Затем они под моим руководством собираются на свой методический совет, где представляют свои заметки по урокам. На нем учащиеся отбирают окончательный материал уроков, шлифуют его, отбрасывая все второстепенное, оставляя главные аспекты своих будущих выступлений. На этом же методическом совете дают отдельным учащимся и советы по выступлениям, и где надо добавляют свои мысли и замечания. На уроках проводят исследовательский эксперимент, к которому тоже тщательно готовятся, отбирая опыты для своих исследований. Также учащиеся проводят уроки с теоретическим исследованием, выдвигая свою точку зрения на данный аспект, выдвигают свои гипотезы и концепции на определенные моменты урочного процесса. Благодаря этому они учатся быть коммуникативными, вести дискуссию и диалог между собой, не стесняясь и не боясь того, что могут где-то на данном этапе и ошибиться, расширяют свой познавательный кругозор и мировоззрение на окружающую их действительность.