Цель: научить детей определять стили текстов, исправлять ошибки в тексте, развивать мышление, память, воображение, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: программа "Word Pad".
Ход урока
I. Организация класса. Техника безопасности.
- Ребята, мы находимся в компьютерном классе. Послушайте ситуацию и скажите, правильно ли поступил ученик.
Забежав в кабинет информатики, ученик включил компьютер себе и соседу, и, не зная, чем будет заниматься на уроке, начал нажимать клавиши.
- Какие правила безопасности нарушил мальчик?
II. Проверка домашнего задания. Беседа.
- На прошлом уроке мы изучали типы текстов. Какие типы текстов вы знаете? Какие особенности каждого из них?
Проверка письменного домашнего задания по тетради.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
- На уроках русского языка вы изучали, что тексты бывают разных стилей. Каких?
(Художественного, публицистического и научного)
IV. Изучение нового материала.
- Это и есть тема сегодняшнего урока. "Стили текстов"
1. Работа по учебнику.
- Что такое текст?
Откройте учебник. Прочитайте первый текст. К какому стилю он относится? Докажите.
Прочитайте второй текст. К какому стилю он относится? Докажите свою точку зрения..
- Какая особенность текстов научного стиля? (В нём много слов-признаков, сравнений)
- Что вы можете сказать о текстах научного стиля?
2. Физкультминутка.
3. Работа с программой "Word Pad".
Запуск программы:
Пуск - программы - стандартные - "Word Pad"
Отобразим изображённый текст в "Word Pad"
Открытие документа - мои документы - название файла.
Выучить назначение клавиш baskpace иногда её обозначают delite, home, end.
V. Закрепление материала.
1. Работа по тетради.
- Укажите, какими бывают типы и стили текстов.
- Какую нужно нажать клавишу, чтобы извлечь символ слева от курсора?
- Какую нажимаем клавишу, чтобы установить символ на начало строки? На конец строки?
- Во время редактирования текста для создания абаца используется клавиша________
- Какие действия нужно выполнить, чтобы разделить текст на три абзаца?
(установить курсор на начало предложения, которым начинается второй абзац и нажать клавишу enter)
2. Самостоятельная работа.
Разделите текст на компьютере на два абзаца.
"Ёж"
Вот ёжик. Сам он серый. У него острые колючки, маленькие лапки и слегка вытянутая мордочка. Интересный зверёк! Ёж - полезное животное. Он охотится за вредными насекомыми, за мышами и этим пытается приносить пользу. Мышей надо охранять
3. Релаксация.
Вытяните правую руку верёд, следите за глазами, не поворачивая головы, за плавными движениями указательного пальца вытянутой руки вправо и влево, вверх - вниз, повторить 5 раз.
4. Работа в парах.
- Прочитайте два текста. Выясните, в каком стиле они составлены.
1) "Циклон" (число 1)
Сколько существует земля, столько спорят между собой пылающее солнце и холодный ветер. Солнце считает, что все земные океаны принадлежат ему. А ветер злится, накрывает океанскую волну холодными крыльями. Шары тёплого и холодного воздуха поднимаются над океаном и свиваются в огромный неспокойный клубок, будто змея скрутилась в клубок. Это явление называют "циклон"
2) "Циклон" (число 2)
Циклон возникает от столкновения огромных масс холодного и тёплого воздуха. Огромное "тело" циклона имеет форму спирали. Циклон несёт с собой резкое изменение давления, осадки, дождь, град, метели.
Теперь, когда вы определили тип каждого текста, составьте пример.
К сумму художественный стиль и научный стиль умножить на научный стиль.
Ответ.
(1+2) * 2 = 6
5. Проверка.
- К какому стилю относится первый текст?
- К какому стилю относится второй текст?
- Какой пример составили? Что получили?
6. Развивающая игра "Явления природы" по компьютеру.
VI. Итог урока.
- Какие есть тексты?
- Какие вы знаете стили текстов?
- Какие особенности этих стилей?
VII Домашнее задание.
- Составить описание берёзы в научном стиле (мальчикам)
- Составить описание берёзы в художественном стиле(девочкам)